Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Александрова Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ" Бершетский детский сад" Умка" Населённый пункт: Пермский край, с. Бершеть Наименование материала: статья Тема: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного
возраста
Дошкольное детство — это период интеллектуального развития всех
психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность
ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими
способами действия с предметами, усваивает определенные правила и
начинает управлять собой. Для успешного освоения программы школьного
обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и
доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение,
логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение
для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Готовность ребенка к получению новых знаний в значительной мере
зависит от развития его интеллекта. Важно не только какими знаниями
владеет ребенок, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли
рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, анализировать,
обобщать, строить замыслы рисунков, сочинений.
Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающих
у детей, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты
представления о понятийных отношениях, лежащих в основе логического
мышления. Овладение логическим мышлением занимает существенное место
в интеллектуальном развитии ребенка, поэтому старшие дошкольники вполне
в состоянии «перешагнуть» барьер между наглядно-образным и понятийным
мышлением. Это становится возможным, если во всех видах деятельности
дошкольника развивать мыслительные операции, такие как обобщение,
сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей,
понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Логическое мышление — это мышление, соответствующее определенным
принципам (законам, правилам, предписаниям), выработка которых и
составляет одну из главных задач логики. Психолог Л.М. Фридман в своём
исследовании, справедливо отмечает, что логика мышления не дана человеку
от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни. В современной психологии
формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-
логическое рассматриваются как последовательные стадии
онтогенетического развития мышления ребёнка. Онтогенетическое развитие
мышления ребёнка осуществляется в ходе его предметной деятельности и
общения, в процессе освоения общественного опыта. Особую роль играют
целенаправленные воздействия взрослого в форме воспитания и обучения.
Исходя из этого, можно сказать, что развитие логического мышления
ребёнка — это процесс перехода мышления с эмпирического уровня
познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический
уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры
взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы
логического мышления (логические умения), которые обеспечивают
целостное функционирование логического мышления. Развитие мышления
ребёнка происходит в процессе целенаправленной образовательной
деятельности в тесном взаимодействии с восприятием, памятью, речью,
пространственными представлениями и воображением.
Сформированность соответствующего уровня приёмов логического
мышления в мыслительной деятельности ребёнка даёт ему возможность
усваивать определённые сведения об окружающем мире путём наблюдения
явлений и предметов, их сопоставления, выделения главного, запоминания
важных сведений, а затем с их помощью решать определённый круг задач.
Хорошо развитое логическое мышление «способных детей» позволяет им
применять приобретённые знания в новых условиях, решать нетиповые
задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к
образовательной деятельности, активно, с интересом участвовать в
собственном образовательном процессе.
Проблема развития логического мышления получила широкое отражение
в психолого-педагогической литературе. Опубликованы научные
исследования, освещающие данную проблему, где теоретически обоснована
возможность и необходимость развития логического мышления ребёнка,
намечены пути решения задачи. Однако возрастные рамки начала
формирования логического мышления чётко не обозначены. В психолого-
педагогической литературе нет единого мнения о том, когда у детей
появляется способность к формированию и развитию логических операций.
Понятие «мышление» включает в себя понятие «логическое мышление», и
они относятся друг к другу как род к виду, где логическое мышление — это
вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями,
умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и
соотнесении с действиями.
Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:
· умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей
целого;
· ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
· умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение
во времени;
· умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе
закономерности и тенденции развития;
· строить гипотезы и выводить следствия;
· умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
Развитие логического мышления ребёнка представляет процесс
формирования приёмов логического мышления на эмпирическом уровне
познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-
теоретического уровня познания (логическое мышление).
В заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления,
умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить
графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств,
самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного
умственного развития и последующего школьного обучения.
Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки
способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие,
выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на
основании общих признаков, обеспечивают усвоение детьми обобщенных
названий.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более
сложным способом запоминания — смысловой группировкой, с которой дети
встречаются в школе.
Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к
определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает
самоконтроль и самостоятельность их деятельности.
Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой
деятельности постепенно перешла в радость учения.