Автор: Захарова Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №117 Населённый пункт: Иркутская обл.,г. Братск Наименование материала: статья Тема: "Речь на кончиках пальцев" Раздел: дошкольное образование
Речь на кончиках пальцев
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребёнок».
В.А.Сухомлинский.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и
костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и
точных движений кистями и пальцами рук и ног. Формирование речи совершается под
влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и
особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль,
и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические
упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения
работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации
кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых
навыков.
Виды работы с пальчиками :
- игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками. («Пальчик мальчик»,
«Сорока –ворона» и др.)
- специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика.
игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зёрна, бусы, колечки,
пришивание, застёжки, мозаика и т.д.
- Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет.
- Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
- Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
- Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы, получится
пальчиковый театр.
- Изобразительная деятельность: лепка, раскрашивание картинок, обведение контуров,
штриховка, рисование разными способами, работа с ножницами, поделки из природного
материала и т.д.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность
их будет составлять не более 5 минут.
Упражнения:
внутренние
и
внешние
обводки
плоских
фигур,
их
штриховка,
графические
упражнения,
дорисовывание
второй
половины
рисунка,
его
деталей,
соединение по точкам, рисование по образцу, плетение, шнуровка, бантиков, застёгивание
и расстёгивание пуговиц, рисование верёвочкой; узелки – перебирать верёвочки с узлами
пальцами,
называя
по
порядку
день
недели,
месяцы
вышивание,
вязание;
имитация
жестом различных конкретных предметов, действий (рассказывание стихов руками); театр
в руке (кукольный, пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней);
массаж и
самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, грецкими орехами, шестигранными
карандашами,
зубными щётками, мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;
отвинчивание
и
завинчивание
пробок
разной
величины
и
конфигурации;
работа
с
пластилином, бумагой, тканью;
Игры: игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно
резинку
надеть
на
большой
и
указательный
пальцы
и
растягивать
её
из
стороны
в
сторону);
• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
• игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую
палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);
•
игра
«Пальцеход»
может
проводиться
с
помощью
решетки
для
раковины.
Игра
«Лыжники» — используются пробки, большие пуговицы. Двигаться, делая по шагу на
каждый ударный слог стиха. • комканье платка — берем носовой платок за уголок и
показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной
руки. игры с эспандерами, губками;
• игры с прищепками:
•
работа
с
природным
и
бросовым
материалом,
где
с
помощью
мелких
предметов
(ореховая
скорлупа,
чешуйки
от
шишек
и
т.д.)
выкладывается
узор
по
пластилину,
нанесенному тонким слоем на фанеру;
• выполнить мозаику из пластилиновых шариков;
• геометрические фигуры, цифры, буквы;
• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги
(можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т.д.);
• с закрытыми глазами ощупать фактуру материала рукой и найти в комнате предмет,
сделанный из этого материала (любой рукой);
• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из
гречки, гороха, фасоли).
Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние
на развитие высшей нервной деятельности ребенка;
-
функция
движения
руки
всегда
тесно
связана
с
функцией
речи:
развитие
первой
способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга
расположены рядом;
-развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях,
и
как
следствие,
даёт
преимущества
в
интеллектуальном
развитии,
поскольку
речь
теснейшим образом связана с мышлением;
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных
результатов
в
логопедической
коррекции
дошкольников,
кисть
их
руки
приобретает
хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в
дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол
плассик», 2008;
2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие
подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет.
Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6)
Анищенкова
Е.
С.
Пальчиковая
гимнастика.
Пособие
для
родителей
и
педагогов.
Владимир: «Астрель», 2006;
7) Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.
Москва: «Профиздат», 2001;
8) Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.
Составила педагог Захарова Е.В
МБДОУ №119 «Улыбка»