Напоминание

Инновационная деятельность в преподавании ОБЖ в техникуме


Автор: Масленников Вадим Николаевич
Должность: преподаватель обж
Учебное заведение: КГА ПОУ "Краснокамский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Краснокамск Пермского края
Наименование материала: статья
Тема: Инновационная деятельность в преподавании ОБЖ в техникуме
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ДОКЛАД

:



"Инновационная деятельность в преподавании основ

безопасности жизнедеятельности в техникуме".
(Из опыта работы преподавателя – организатора ОБЖ) сентябрь 2016 г. М а с л е н н и ко в В а д и м Н и ко л а е в и ч преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории КГА ПОУ «Краснокамский политехнический техникум» Достижения педагогической науки последних лет требуют осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей подготовки учителя в системе повышения квалификации. Одно из инновационных направлений подготовки учителя, а, следовательно, и повышения качества образования – это становление опыта педагогического проектирования ( Г.А. Русских, Ж. Методист № 6, 2003 ). Исследуя проблему проектирования, В.Е. Радионов ( Нетрадиционное педагогическое проектирование.– СПб, 1999 ) отмечает, что проектирование – интеллектуальная по своему характеру работа, направленная на создание возможности деятельности и призвана исследовать, предвидеть, прогнозировать и оценивать последствия тех или иных замыслов. Создается механизм
«шага развития»
системы образования в целом. В настоящее время, когда значительная часть педагогических работников осознает, что традиционная система обучения не позволяет в полной мере решить проблемы образования, появляется необходимость применения в системе повышения квалификации новых технологий подготовки преподавателя, которые дают возможность качественно изменить профессиональную деятельность педагога. В условиях современного развития образования, в том числе по курсу ОБЖ, технология педагогического проектирования позволяет подготовить преподавателя-организатора ОБЖ к успешной деятельности. Технология проектирования в преподавании ОБЖ рассматривается как часть образовательной технологии, как способ организации деятельности субъектов проектирования с целью их выхода на позиции самоопределения и самопрограммирования. Осуществляя проектную деятельность в преподавании курса ОБЖ, преподаватель целенаправленно на творческом уровне осваивает новые профессиональные приемы и способствует получению качественно новых результатов в развивающем обучении школьников. С 1 сентября 1991 года в общеобразовательных учебных заведениях России был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» ( ОБЖ ), который предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека. Существующий школьный курс ОБЖ уже служит делу подготовки молодежи к безопасному индивидуальному поведению. Первоочередная задача, стоящая перед преподавателями- организаторами ОБЖ, используя современные методы инновационных
технологий, в частности, проектную деятельность, - это подготовка подростка к жизни в реальном мире, при этом привитие навыков здорового образа жизни, оказание первой медицинской помощи и экологическая безопасность рассматриваются как составные части исследуемой проблемы. Анализируя возможности существующего сейчас общешкольного образования в области ОБЖ, были выявлены противоречия между:  потребностью системы образования в преподавателях по профилю ОБЖ, их недостаточным количеством и реальной подготовкой учительских кадров, особенно для сельской местности;  наличием новых концепций, документов международного и государственного уровня, декларирующих идеи подготовки личности безопасного типа и отсутствием инновационных технологий проектной деятельности, разработанных и апробированных в практике образования педагогических моделей, транслирующих эти идеи в реальный учебный процесс;  индивидуальной потребностью преподавателя-организатора ОБЖ осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях применения инновационных технологий в образовательном пространстве и сохранившемся традиционном укладе образовательного учреждения;  наличием постоянной угрозы реальной жизни на подростка, огромного количества литературы по вопросам безопасности и неумением действовать в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, даже элементарных. Выявление противоречий и проблем, их актуальность позволили сформулировать тему моего самообразования и исследований -
«Проектная

деятельность в преподавании курса «Основы безопасности

жизнедеятельности»
, заключающуюся в разработке методологии получения знаний и практических навыков учащимися при действии в повседневной жизни, особенно при нахождении в экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Методологическое становление моего опыта базируется на таких аспектах, как:  коммуникативные компетенции: а) умение работать в команде; б) умение вести диалог и отстаивать свою точку зрения;  получение знаний учащимися по исследуемой теме с использованием проектных технологий по моделированию реальной обстановки ( в техникуме это: проведение уроков по пожарной безопасности с приглашением реальных пожарных расчетов, действующих на реальных объектах; туристических слетов и военно- спортивных игр «Служу Отчизме»  информационно-коммуникативные компетенции – проектирование деятельности педагога, направленное на получение учащимися качественных знаний по предмету;  моделирование ролевых игр; проектная деятельность ( умение составлять план действий в экстремальной ситуации);
 модель сочетания индивидуального и коллективного творчества учащихся ( урок-игра, урок-диспут, урок-семинар и пр .);  воздействие на чувства обучающихся и вовлечение их в творческий процесс на уроке;  последовательное, преемственное 1, 2. 3 курсов изучение вопросов экологической безопасности, основ здорового образа жизни, чрезвычайных ситуаций и их воздействия на человека ( в том числе обучающихся ), отработка практических навыков и действий в опасных и экстремальных ситуациях при автономном нахождении человека в природных условиях.
Цели достижения моего положительного педагогического опыта.
1.Формирование осознанной мотивации учащихся для получения знаний о безопасности, как о знаниях, необходимых человеку, для поддержания и сохранения своего здоровья. 2.Обучение учащихся способам выживания при автономном существовании в реальных условиях и с использованием новых технологий проектной деятельности учащихся ( например, командно-штабные учения, диалоговые и интегрированные уроки и т.д.). 3.Мотивация своей деятельности, а также деятельности учащихся в получении ими практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи, первой медицинской помощи ( 1 МП ) в экстремальных условиях.
Апробация и внедрение результатов проектной педагогической

деятельности.
Внедрение результатов проектной педагогической деятельности осуществлялось в ходе разработки элективного предпрофильного курса по ОБЖ «Практические действия учащихся и выживание в условиях автономного существования», который был представлен на краевой конкурс «Лучший элективный курс» и стал его победителем. Данный курс рекомендован к использованию в образовательных Пермского края.
Ожидаемый результат.
В ходе реализации проектной деятельности учащиеся смогут совершенствовать свои
знания, умения и навыки
при:  возникновении опасности в природных условиях;  организации деятельности в экстремальных условиях, составлении плана действий и поэтапного его выполнения;  заблаговременном изучении необходимой информации, в том числе при использовании инновационных технологий и Интернет-ресурса, по решению проблем, связанных с экологической безопасностью человека, возникающей в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни подростка.
Учащиеся приобретают практические навыки и опыт в
:  определении целей, задач и самостоятельной организации своей деятельности;  ориентировании на местности с использованием различных способов и инновационных технологий;
 оказании первой медицинской помощи при различных травмах в том числе, оказании экстренной реанимационной помощи ( ЭРП ) и искусственной вентиляции легких ( ИВЛ );  подаче сигналов бедствия. Таким образом, исследуя новые подходы в изучении курса ОБЖ, совершенствуя методологию его преподавания, мне удалось решить следующие взаимообусловленные проблемы:
1.Повысить мотивацию обучающихся к учебному процессу по ОБЖ

при соблюдении трех условий:
 мне интересно то, чему меня учат;  мне интересен тот, кто меня учит;  мне интересно как меня учат. Мой педагогический опыт доказывает, что подросток только тогда не растеряется и выживет в любой опасной ситуации, если в его сознании будут выработаны три основных довольно значимых мотивации:  Я, хочу!  Я, могу!  Я, знаю как!
2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы

образования,
т.е. уйти от характерного монологизированного типа взаимодействия
«преподавательобучающийся»
( когда сказывается лимит времени, учащиеся не свободны в своих суждениях ) и заменить его на диалогизацию взаимодействия учителя и учеников. Это предполагает спроектировать ( смоделировать ) принятие какого-либо самостоятельного решения, его обсуждение с доказательными точками зрения в составе коллектива ( учитель и ученики ).
3.Уделять больше внимания изучению проектной педагогической

деятельности и овладению современными информационно -

коммуникационными технологиями
, позволяющими проводить уроки на современном педагогическом уровне и существенно изменить организацию образовательного процесса, особенно в техникуме. В конечном итоге вся моя педагогическая деятельность направлена на формирование требований к уровню подготовки выпускников, определенных Госстандартом по ОБЖ и заключающихся в следующем.
Выпускник должен:

а)
знать (понимать
):
 основы формирования здорового образа жизни;  основные положения экологической безопасности;  основные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни;
б)
уметь
:
 владеть способами защиты от ЧС природного, техногенного и социального характера;  пользоваться индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи;  оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение в сложных ситуациях;
 ориентироваться на местности;  выполнять физические упражнения на ловкость, силу и выносливость;
в)
использовать приобретенные знания и умения для
:
 соблюдения ЗОЖ;  оказания 1 МП, само - и взаимопомощи;  развития в себе духовных и физических качеств, необходимых при автономном нахождении в природных условиях. Достижение целей и результатов инновационной деятельности по предмету ОБЖ, а также позитивная динамика обучения учащихся складывается в основном из их успеваемости, качества усвоения получаемых знаний и навыков в своей дальнейшей деятельности. Анализ этих показателей в течение последних трех лет свидетельствует о хорошей подготовке обучающихся техникума по основам безопасности жизнедеятельности и составляет: успеваемость – 100%, качество знаний - от 75 до 84%. Немаловажная роль в получении знаний учащимися, расширении кругозора и мировоззрения, становлении их как личности отводится
внеурочной деятельности

и воспитательной работе
любого преподавателя образовательного учреждения, классного руководителя. Особое место здесь должны занимать преподаватели - организаторы ОБЖ, так как они и только они являются основными наставниками в обучении учащихся действиям в опасных ситуациях, которые происходят сейчас на каждом шагу. При этом основной задачей преподавателя - организатора ОБЖ является обучение учащихся правильному принятию решения, практическим навыкам по оказанию само- и взаимопомощи в экстремальной ситуации. Рассматривая весь спектр функций педагога, следует отметить, что проектная деятельность в воспитании обусловлена следующими факторами:  условиями работы образовательного учреждения;  особенностями воспитательной системы;  экологическими возможностями школы и родителей;  возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития;  подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы. Проектная деятельность в воспитательной работе – это своеобразный прогноз ( моделирование ) воспитательной ситуации в группе. Такой прогноз позволяет упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность. Хорошо продуманный, обоснованный план позволяет:  четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;  целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы; прогнозировать результаты своей деятельности. Деятельность любого преподавателя и классного руководителя напрямую
зависит от использования в своей работе передовых воспитательных технологий. К инновационным технологиям, которые я использую в своей работе, относятся: 
здоровье
– основная задача – формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования своего здоровья; 
интеллект
– задача – формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования ученика. Большая роль принадлежит внеклассным мероприятиям; 
нравственность –
задача – формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям, осознания ценности человеческой жизни; 
досуг –
задача – создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости; 
семья –
задача – создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагог – дети – родители; 
гражданин –
задача – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Научно-методическая деятельность
моя, как педагога, направлена на изучение и овладение современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса не только по предмету. Проектирование учебно - воспитательного процесса по курсу ОБЖ заключается в основании структуры и содержания образования школьников. Эта структура включает в себя новые инновационные технологии по следующим основным направлениям.
1. Педагогический процесс
, как условие развития личности, - целостная конструкция, включающая в себя единство процессов обучения, воспитания и образования.
2. Школьник,
как активный субъект педагогического процесса, включен в систему разнообразных общественных отношений таких, как идентификация, индивидуализация и персонализация.
3. Предмет ОБЖ
, как средство педагогического процесса, ориентированного на формирование личности, в сновании которой лежит деятельность по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих. Все образовательные программы и технологии ежегодно тщательно отслеживаются, анализируются, и результаты анализа вносятся в основные образовательные программы по ОБЖ –БЖД 1-3 курсов, обсуждаются на заседаниях Краевого МО преподавателей – организаторов ОБЖ Пермского края.
Один из семинаров, проводимых кафедрой общетехнических дисциплин ПОУ»Краснокамский политехнический техникум»" в 2016 году показал, что технология проектирования преподавания курса ОБЖ включает в себя ряд компонентов, формирующих образовательные технологии.
Компонент целеполагания
направлен на образовательные технологии по изучению основных руководящих и нормативных документов по ОБЖ (ГОСТ, ФБУП). Реализация – формулировка целей по этапам изучения. 
Селективный (отборочный) компонент
направлен на образовательные программы, содержащие дидактические процессы, формы и методы их практической реализации. Основная цель – усвоение учащимися федерального компонента ГОСТ по ОБЖ. Реализация – составление рабочих образовательных программ. Такими образовательными программами, используемыми в обучении курсу ОБЖ, являются: 
Компонент программирования
направлен на обоснование последовательного изучения учебного материала. Реализация – модульное обучение. Используются тематическое планирование по предмету. 
Операционно-деятельностный компонент
направлен на образовательные программы, связанные с дидактическим взаимодействием преподавателя и обучающегося. Для этой цели используются диалоговые занятия , ролевые игры и пр. 
Оценочно – аналитический компонент
направлен на использование технологий по оценке результатов обучения: - тестирование; - семинары; - самостоятельные работы; - рефераты; - государственная аттестация и др. 
Здоровьесберегающие технологии:
- образовательные программы по ОЗОЖ; -образовательные программы по физической культуре (прикладная физическая подготовка по курсу ОБЖ); -учебные программы по работе спортивных секций; -образовательные программы по работе со слабыми обучающимися.


В раздел образования