Инновационная деятельность в преподавании ОБЖ в техникуме
Автор: Масленников Вадим Николаевич Должность: преподаватель обж Учебное заведение: КГА ПОУ "Краснокамский политехнический техникум" Населённый пункт: г. Краснокамск Пермского края Наименование материала: статья Тема: Инновационная деятельность в преподавании ОБЖ в техникуме Раздел: среднее профессиональное
безопасности жизнедеятельности в техникуме".
(Из опыта работы преподавателя – организатора ОБЖ)
сентябрь 2016 г.
М а с л е н н и ко в
В а д и м
Н и ко л а е в и ч
преподаватель-организатор
ОБЖ
высшей
категории
КГА
ПОУ
«Краснокамский
политехнический техникум»
Достижения педагогической науки последних лет требуют осуществить
концептуальное и практическое осмысление инновационных путей
подготовки учителя в системе повышения квалификации. Одно из
инновационных направлений подготовки учителя, а, следовательно, и
повышения качества образования – это становление опыта педагогического
проектирования
(
Г.А. Русских, Ж. Методист № 6, 2003
).
Исследуя проблему проектирования, В.Е. Радионов (
Нетрадиционное
педагогическое проектирование.– СПб, 1999
) отмечает, что проектирование –
интеллектуальная по своему характеру работа, направленная на создание
возможности деятельности и призвана исследовать, предвидеть,
прогнозировать и оценивать последствия тех или иных замыслов. Создается
механизм «шага развития» системы образования в целом. В настоящее
время, когда значительная часть педагогических работников осознает, что
традиционная система обучения не позволяет в полной мере решить
проблемы образования, появляется необходимость применения в системе
повышения квалификации новых технологий подготовки преподавателя,
которые дают возможность качественно изменить профессиональную
деятельность педагога. В условиях современного развития образования, в том
числе по курсу ОБЖ, технология педагогического проектирования позволяет
подготовить преподавателя-организатора ОБЖ к успешной деятельности.
Технология проектирования в преподавании ОБЖ рассматривается как
часть образовательной технологии, как способ организации деятельности
субъектов проектирования с целью их выхода на позиции самоопределения и
самопрограммирования. Осуществляя проектную деятельность в
преподавании курса ОБЖ, преподаватель целенаправленно на творческом
уровне осваивает новые профессиональные приемы и способствует
получению качественно новых результатов в развивающем обучении
школьников.
С 1 сентября 1991 года в общеобразовательных учебных заведениях
России был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (
ОБЖ
),
который предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо
знакомой с современными проблемами безопасности жизни и
жизнедеятельности человека. Существующий школьный курс ОБЖ уже
служит делу подготовки молодежи к безопасному индивидуальному
поведению. Первоочередная задача, стоящая перед преподавателями-
организаторами ОБЖ, используя современные методы инновационных
технологий, в частности, проектную деятельность, - это подготовка
подростка к жизни в реальном мире, при этом привитие навыков здорового
образа жизни, оказание первой медицинской помощи и экологическая
безопасность рассматриваются как составные части исследуемой проблемы.
Анализируя возможности существующего сейчас общешкольного
образования в области ОБЖ, были выявлены противоречия между:
потребностью системы образования в преподавателях по профилю
ОБЖ, их недостаточным количеством и реальной подготовкой учительских
кадров, особенно для сельской местности;
наличием новых концепций, документов международного и
государственного уровня, декларирующих идеи подготовки личности
безопасного типа и отсутствием инновационных технологий проектной
деятельности, разработанных и апробированных в практике образования
педагогических моделей, транслирующих эти идеи в реальный учебный
процесс;
индивидуальной потребностью преподавателя-организатора ОБЖ
осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях
применения инновационных технологий в образовательном пространстве и
сохранившемся традиционном укладе образовательного учреждения;
наличием постоянной угрозы реальной жизни на подростка, огромного
количества литературы по вопросам безопасности и неумением действовать в
различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, даже элементарных.
Выявление противоречий и проблем, их актуальность позволили
сформулировать тему моего самообразования и исследований - «Проектная
деятельность в преподавании курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» , заключающуюся в разработке методологии
получения знаний и практических навыков учащимися при действии в
повседневной жизни, особенно при нахождении в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Методологическое становление моего опыта базируется на таких
аспектах, как:
коммуникативные компетенции:
а) умение работать в команде;
б) умение вести диалог и отстаивать свою точку зрения;
получение знаний учащимися по исследуемой теме с использованием
проектных технологий по моделированию реальной обстановки (
в техникуме
это: проведение уроков по пожарной безопасности с приглашением реальных пожарных
расчетов, действующих на реальных объектах; туристических слетов и военно-
спортивных игр «Служу Отчизме»
информационно-коммуникативные компетенции – проектирование
деятельности педагога, направленное на получение учащимися качественных
знаний по предмету;
моделирование ролевых игр; проектная деятельность (
умение составлять
план действий в экстремальной ситуации);
модель сочетания индивидуального и коллективного творчества
учащихся (
урок-игра, урок-диспут, урок-семинар и пр
.);
воздействие на чувства обучающихся и вовлечение их в творческий
процесс на уроке;
последовательное, преемственное 1, 2. 3 курсов изучение вопросов
экологической безопасности, основ здорового образа жизни, чрезвычайных
ситуаций и их воздействия на человека (
в том числе
обучающихся
), отработка
практических навыков и действий в опасных и экстремальных ситуациях при
автономном нахождении человека в природных условиях.
Цели достижения моего положительного педагогического опыта.
1.Формирование осознанной мотивации учащихся для получения
знаний о безопасности, как о знаниях, необходимых человеку, для
поддержания и сохранения своего здоровья.
2.Обучение учащихся способам выживания при автономном
существовании в реальных условиях и с использованием новых технологий
проектной деятельности учащихся (
например, командно-штабные учения,
диалоговые и интегрированные уроки и т.д.).
3.Мотивация своей деятельности, а также деятельности учащихся в
получении ими практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи,
первой медицинской помощи (
1 МП
) в экстремальных условиях.
Апробация и внедрение результатов проектной педагогической
деятельности.
Внедрение результатов проектной педагогической деятельности
осуществлялось в ходе разработки элективного предпрофильного курса по
ОБЖ «Практические действия учащихся и выживание в условиях
автономного существования», который был представлен на краевой конкурс
«Лучший элективный курс» и стал его победителем. Данный курс
рекомендован к использованию в образовательных Пермского края.
Ожидаемый результат.
В ходе реализации проектной деятельности учащиеся смогут
совершенствовать свои знания, умения и навыки при:
возникновении опасности в природных условиях;
организации деятельности в экстремальных условиях,
составлении плана действий и поэтапного его выполнения;
заблаговременном изучении необходимой информации, в том
числе при использовании инновационных технологий и Интернет-ресурса, по
решению проблем, связанных с экологической безопасностью человека,
возникающей в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни
подростка.
Учащиеся приобретают практические навыки и опыт в :
определении целей, задач и самостоятельной организации своей
деятельности;
ориентировании на местности с использованием различных
способов и инновационных технологий;
оказании первой медицинской помощи при различных травмах в
том числе, оказании экстренной реанимационной помощи (
ЭРП
) и
искусственной вентиляции легких (
ИВЛ
);
подаче сигналов бедствия.
Таким образом, исследуя новые подходы в изучении курса ОБЖ,
совершенствуя методологию его преподавания, мне удалось решить
следующие взаимообусловленные проблемы:
1.Повысить мотивацию обучающихся к учебному процессу по ОБЖ
при соблюдении трех условий:
мне интересно то, чему меня учат;
мне интересен тот, кто меня учит;
мне интересно как меня учат.
Мой педагогический опыт доказывает, что подросток только тогда не
растеряется и выживет в любой опасной ситуации, если в его сознании будут
выработаны три основных довольно значимых мотивации:
Я, хочу!
Я, могу!
Я, знаю как!
2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы
образования, т.е. уйти от характерного монологизированного типа
взаимодействия «преподавательобучающийся» (
когда сказывается лимит
времени, учащиеся не свободны в своих суждениях
) и заменить его на диалогизацию
взаимодействия учителя и учеников. Это предполагает спроектировать
(
смоделировать
) принятие какого-либо самостоятельного решения, его
обсуждение с доказательными точками зрения в составе коллектива (
учитель и
ученики
).
3.Уделять больше внимания изучению проектной педагогической
деятельности и овладению современными информационно -
коммуникационными технологиями , позволяющими проводить уроки на
современном педагогическом уровне и существенно изменить организацию
образовательного процесса, особенно в техникуме.
В конечном итоге вся моя педагогическая деятельность направлена на
формирование требований к уровню подготовки выпускников, определенных
Госстандартом по ОБЖ и заключающихся в следующем.
Выпускник должен:
а) знать (понимать ):
основы формирования здорового образа жизни;
основные положения экологической безопасности;
основные профессии, роль личности в обеспечении безопасности
жизнедеятельности в повседневной жизни;
б) уметь :
владеть способами защиты от ЧС природного, техногенного и
социального характера;
пользоваться индивидуальными средствами защиты органов
дыхания и кожи;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять
осознанное самоопределение в сложных ситуациях;
ориентироваться на местности;
выполнять физические упражнения на ловкость, силу и
выносливость;
в)
использовать приобретенные знания и умения для :
соблюдения ЗОЖ;
оказания 1 МП, само - и взаимопомощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых
при автономном нахождении в природных условиях.
Достижение целей и результатов инновационной деятельности по
предмету ОБЖ, а также позитивная динамика обучения учащихся
складывается в основном из их успеваемости, качества усвоения получаемых
знаний и навыков в своей дальнейшей деятельности. Анализ этих
показателей в течение последних трех лет свидетельствует о хорошей
подготовке обучающихся техникума по основам безопасности
жизнедеятельности и составляет: успеваемость – 100%, качество знаний - от
75 до 84%.
Немаловажная роль в получении знаний учащимися, расширении
кругозора и мировоззрения, становлении их как личности отводится
внеурочной деятельности
и воспитательной работе любого преподавателя
образовательного учреждения, классного руководителя.
Особое место здесь должны занимать преподаватели - организаторы
ОБЖ, так как они и только они являются основными наставниками в
обучении учащихся действиям в опасных ситуациях, которые происходят
сейчас на каждом шагу. При этом основной задачей преподавателя -
организатора ОБЖ является обучение учащихся правильному принятию
решения, практическим навыкам по оказанию само- и взаимопомощи в
экстремальной ситуации.
Рассматривая весь спектр функций педагога, следует отметить, что
проектная деятельность в воспитании обусловлена следующими факторами:
условиями работы образовательного учреждения;
особенностями воспитательной системы;
экологическими возможностями школы и родителей;
возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности,
организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития;
подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной
работы.
Проектная деятельность в воспитательной работе – это своеобразный
прогноз (
моделирование
) воспитательной ситуации в группе. Такой прогноз
позволяет упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся в
коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его
результативность.
Хорошо продуманный, обоснованный план позволяет:
четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
целенаправленно разработать содержание и выбрать средства,
организационные формы воспитательной работы; прогнозировать результаты
своей деятельности.
Деятельность любого преподавателя и классного руководителя напрямую
зависит от использования в своей работе передовых воспитательных
технологий. К инновационным технологиям, которые я использую в своей
работе, относятся:
здоровье – основная задача – формирование у учащихся культуры
сохранения и совершенствования своего здоровья;
интеллект – задача – формирование культуры интеллектуального
развития и совершенствования ученика. Большая роль принадлежит
внеклассным мероприятиям;
нравственность – задача – формирование у учащихся нравственного
отношения к окружающим людям, осознания ценности человеческой жизни;
досуг – задача – создание условий для проявления учащимися класса
инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости;
семья – задача – создание условий для благоприятного взаимодействия
всех участников учебно-воспитательного процесса – педагог – дети – родители;
гражданин – задача – формирование у учащихся соответствующих знаний
о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и
отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного
осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Научно-методическая деятельность моя, как педагога, направлена на
изучение и овладение современными педагогическими технологиями,
позволяющими существенно изменить методы организации образовательного
процесса не только по предмету. Проектирование учебно - воспитательного
процесса по курсу ОБЖ заключается в основании структуры и содержания
образования школьников. Эта структура включает в себя новые
инновационные технологии по следующим основным направлениям.
1. Педагогический процесс , как условие развития личности, - целостная
конструкция, включающая в себя единство процессов обучения, воспитания и
образования.
2. Школьник, как активный субъект педагогического процесса, включен в
систему разнообразных общественных отношений таких, как
идентификация, индивидуализация и персонализация.
3. Предмет ОБЖ , как средство педагогического процесса,
ориентированного на формирование личности, в сновании которой лежит
деятельность по обеспечению собственной безопасности и безопасности
окружающих.
Все образовательные программы и технологии ежегодно тщательно
отслеживаются, анализируются, и результаты анализа вносятся в основные
образовательные программы по ОБЖ –БЖД 1-3 курсов, обсуждаются на
заседаниях Краевого МО преподавателей – организаторов ОБЖ Пермского
края.
Один из семинаров, проводимых кафедрой общетехнических дисциплин
ПОУ»Краснокамский политехнический техникум»" в 2016 году показал, что
технология проектирования преподавания курса ОБЖ включает в себя ряд
компонентов, формирующих образовательные технологии.
Компонент целеполагания направлен на образовательные технологии по изучению
основных руководящих и нормативных документов по ОБЖ (ГОСТ, ФБУП).
Реализация – формулировка целей по этапам изучения.
Селективный (отборочный) компонент направлен на образовательные
программы, содержащие дидактические процессы, формы и методы их
практической реализации. Основная цель – усвоение учащимися
федерального компонента ГОСТ по ОБЖ. Реализация – составление рабочих
образовательных программ.
Такими образовательными программами, используемыми в обучении курсу
ОБЖ, являются:
Компонент программирования направлен на обоснование
последовательного изучения учебного материала. Реализация – модульное
обучение. Используются тематическое планирование по предмету.
Операционно-деятельностный компонент направлен на
образовательные программы, связанные с дидактическим взаимодействием
преподавателя и обучающегося. Для этой цели используются диалоговые
занятия , ролевые игры и пр.
Оценочно – аналитический компонент направлен на использование
технологий по оценке результатов обучения:
- тестирование;
- семинары;
- самостоятельные работы;
- рефераты;
- государственная аттестация и др.
Здоровьесберегающие технологии:
- образовательные программы по ОЗОЖ;
-образовательные программы по физической культуре (прикладная
физическая подготовка по курсу ОБЖ);
-учебные программы по работе спортивных секций;
-образовательные программы по работе со слабыми обучающимися.