Автор: Ковалёва Марина Юрьевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Нижнедевицкая гимназия" Населённый пункт: Воронежская обл. Нижнедевицкий р-н с. Нижнедевицк Наименование материала: рабочая программа Тема: Духовные идеалы русской литературы Раздел: среднее образование
Православие – основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире. Оно
повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее
самоуглубление, отраженное литературой. Русская литература, опираясь на православные
духовные традиции, дает представление о борьбе добра и зла, стыде, муках совести,
раскаянии, покаянии, любви к ближнему, жертвенности. При изучении курса большое
внимание будет уделяться таким понятиям, как духовность, святость, служение, совесть,
честь,
патриотизм,
гражданственность,
будут
рассмотрены
малоизвестные
биографические
материалы
жизни
святых
связанные
с
православием,
письма,
дневниковые записи, а также исторические документы и духовные тексты, определившие
пути
развития
русской
литературы.
Русское
православие
и
русская
литература
в
программе представлены в целостном единстве общенационального достояния России.
Курс способствует осмыслению вопросов: в чем истоки и смысл русской духовности?
Каковы сложные и глубокие связи русской литературы и христианского подвижничества.
Таким образом, художественные произведения в программе рассматривается со стороны
духовного содержания, поиска Истины, решения философских и нравственных проблем.
Целью элективного курса является развитие духовно-нравственной
личности школьников на основе православного миропонимания через
приобщение учащихся к древнерусской литературе и к устному народному творчеству.
Задачи курса :
1. Обучение анализу текста художественного произведения в контексте
духовно-нравственных традиций русской литературы.
2. Приобщение учащихся к православной культуре, народным
традициям и духовной жизни.
3. Развитие филологической культуры учащихся.
1.Результаты освоения курса.
Личностные:
Формировать понимание важности обучения литературе у школьников;
Формировать
мотивацию
к
процессу
изучения
литературы,
как
одного
из
учебных
предметов, необходимых для самопознания;
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на
основе нравственных установок и моральных норм;
Развивать
морально-этические
представления,
доброжелательность,
эмоционально-
нравственную отзывчивость;
Формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой
культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных и духовных ценностей
нашей культуры;
Развивать
морально-этические
представления,
доброжелательность,
эмоционально-
нравственную отзывчивость;
Развивать
и
углублять
восприятие
литературы
как
особого
вида
искусства,
умение
соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные:
Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в процессе изучения литературного произведения;
Формировать умения поиска и решения задач в процессе обучения;
Развивать
умение
осваивать
и
разнообразные
формы
познавательной
и
личностной
рефлексии;
Формировать умения активно использовать речевые средства и средства информационных
и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствие с задачами
коммуникации;
Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные:
Воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как к искусству слова;
Способствовать совершенствованию читательского опыта;
Совершенствовать мотивации к системному, инициативному, в том числе досуговому,
чтению;
Развивать умение пользоваться монологической и диалогической речью;
Ученик научится:
Понимать содержание основных понятий, связанных с духовными идеалами русской
литературы;
Применять различные виды пересказа;
Подбирать ключевые слова, создавать словесное иллюстрирование к тексту;
Участвовать в коллективных формах исследовательской деятельности;
Готовить сообщения на заданные темы.
2.Тематическое планирование
№
Тема
Содержание темы
Кол-
во
часов
Дата
План
Факт
1
Культурное наследие
христианской Руси.
Ярослав Мудрый.
Принятие христианства.
Древняя Русь после
принятия христианства.
Влияние церкви на
образование и культуру
народа. Исторические
личности, оказывавшие
влияние на развитие
русской культуры. Ярослав
Мудрый.
1
2
Кирилл и Мефодий.
Святые, создатели
славянской азбуки.
Биография,
жизнедеятельность святых
Кирилла и Мефодия.
Вклад в создание
славянской азбуки. Первые
переведенные книги .
1
3
Святая русская земля.
Образы святых в русской
истории. Их вклад в
развитие русской
литературы.
1
4
Сергий Радонежский.
Серафим Саровский.
Жизнедеятельность
Сергия Радонежского и
Серафима Саровского.
Святые места
1
5
Монастыри как
центры образования..
Монахи – первые
образованные люди на
Руси. Монастырские
библиотеки. Перевод и
переписка книг .
1
6
Церковно-приходские
История возникновения
1
школы.
церковно-приходских
школ. Значение для
развития просвещения.
7
«Повесть временных
лет» как
литературный
памятник.
Возникновение
древнерусской
литературы. Сюжет
русских летописей.
1
8
Образ русских
богатырей как
защитников земли
русской
Кто такие богатыри.
Основные занятия русских
богатырей.
1
9
Образы русских
богатырей в русских-
народных сказках,
былинах, в образах
русских художников .
«Илья Муромец и
Соловей-разбойник» ,
«Вольга и Микула
Селянинович».
1
10
Илья Муромец как
былинный герои и
историческая
личность .
Богатырь Илья Муромец –
герой русского эпоса.
Истоки богатырской и
духовной силы Ильи
Муромца
Православное
воспитание – основа
подвигов Ильи Муромца.
Ратные подвиги и смерть
Ильи Муромца.
Преподобный Илья
Муромец – святой Русской
Православной
Церкви
1