Напоминание

Духовные идеалы русской литературы


Автор: Ковалёва Марина Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Нижнедевицкая гимназия"
Населённый пункт: Воронежская обл. Нижнедевицкий р-н с. Нижнедевицк
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Духовные идеалы русской литературы
Раздел: среднее образование





Назад





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса

«Духовные идеалы русской литературы»

ДЛЯ 5 КЛАССА

Разработана учителем

русского языка и литературы

Ковалёвой М.Ю.





2016 г.

Пояснительная записка

Православие – основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире. Оно повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой. Русская литература, опираясь на православные духовные традиции, дает представление о борьбе добра и зла, стыде, муках совести, раскаянии, покаянии, любви к ближнему, жертвенности. При изучении курса большое внимание будет уделяться таким понятиям, как духовность, святость, служение, совесть, честь, патриотизм, гражданственность, будут рассмотрены малоизвестные биографические материалы жизни святых связанные с православием, письма, дневниковые записи, а также исторические документы и духовные тексты, определившие пути развития русской литературы. Русское православие и русская литература в программе представлены в целостном единстве общенационального достояния России. Курс способствует осмыслению вопросов: в чем истоки и смысл русской духовности? Каковы сложные и глубокие связи русской литературы и христианского подвижничества. Таким образом, художественные произведения в программе рассматривается со стороны духовного содержания, поиска Истины, решения философских и нравственных проблем.
Целью
элективного курса является развитие духовно-нравственной личности школьников на основе православного миропонимания через приобщение учащихся к древнерусской литературе и к устному народному творчеству.
Задачи курса
: 1. Обучение анализу текста художественного произведения в контексте духовно-нравственных традиций русской литературы. 2. Приобщение учащихся к православной культуре, народным традициям и духовной жизни. 3. Развитие филологической культуры учащихся.
1.Результаты освоения курса.

Личностные:
Формировать понимание важности обучения литературе у школьников; Формировать мотивацию к процессу изучения литературы, как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания; формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; Развивать морально-этические представления, доброжелательность, эмоционально- нравственную отзывчивость; Формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных и духовных ценностей нашей культуры; Развивать морально-этические представления, доброжелательность, эмоционально- нравственную отзывчивость; Развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные:
Формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе изучения литературного произведения; Формировать умения поиска и решения задач в процессе обучения; Развивать умение осваивать и разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии; Формировать умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствие с задачами коммуникации; Развивать готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные:
Воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как к искусству слова; Способствовать совершенствованию читательского опыта; Совершенствовать мотивации к системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению; Развивать умение пользоваться монологической и диалогической речью;
Ученик научится:
Понимать содержание основных понятий, связанных с духовными идеалами русской литературы; Применять различные виды пересказа; Подбирать ключевые слова, создавать словесное иллюстрирование к тексту; Участвовать в коллективных формах исследовательской деятельности; Готовить сообщения на заданные темы.
2.Тематическое планирование



Тема

Содержание темы

Кол-

во

часов

Дата

План

Факт

1
Культурное наследие христианской Руси. Ярослав Мудрый. Принятие христианства. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование и культуру народа. Исторические личности, оказывавшие влияние на развитие русской культуры. Ярослав Мудрый.
1

2
Кирилл и Мефодий. Святые, создатели славянской азбуки. Биография, жизнедеятельность святых Кирилла и Мефодия. Вклад в создание славянской азбуки. Первые переведенные книги
.

1

3
Святая русская земля. Образы святых в русской истории. Их вклад в развитие русской литературы.
1

4
Сергий Радонежский. Серафим Саровский. Жизнедеятельность Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Святые места
1

5
Монастыри как центры образования.. Монахи – первые образованные люди на Руси. Монастырские библиотеки. Перевод и переписка книг
.

1

6
Церковно-приходские История возникновения
1

школы. церковно-приходских школ. Значение для развития просвещения.
7
«Повесть временных лет» как литературный памятник. Возникновение древнерусской литературы. Сюжет русских летописей.
1

8
Образ русских богатырей как защитников земли русской Кто такие богатыри. Основные занятия русских богатырей.
1

9
Образы русских богатырей в русских- народных сказках, былинах, в образах русских художников
.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» , «Вольга и Микула Селянинович».
1

10
Илья Муромец как былинный герои и историческая личность
.
Богатырь Илья Муромец – герой русского эпоса. Истоки богатырской и духовной силы Ильи Муромца Православное воспитание – основа подвигов Ильи Муромца. Ратные подвиги и смерть Ильи Муромца. Преподобный Илья Муромец – святой Русской Православной Церкви
1

11
Твой духовный мир
.
Итоговый урок
1


В раздел образования