" Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Автор: Чеботкова Марина Леонидовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19 "Родничок" Населённый пункт: Г.Кудымкар Пермский край Наименование материала: статья Тема: " Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
« Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития
творческих способностей детей дошкольного возраста»
Чеботкова Марина Леонидовна,
Музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
« Детский сад № 19 «Родничок»
г. Кудымкар, Пермский край
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к
миру
прекрасного.
Музыка,
как
и
любое
другое
искусство,
способна
воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, пробуждать к нравственно –
эстетическим
переживаниям,
к
преобразованию
окружающего,
к
активному
мышлению.
В
ребенке
важно
развивать
все
лучшее,
что
заложено
в
нем
от
природы.
Музыкальное
воспитание
является
неотъемлемой
частью
всестороннего развития личности. Сила музыки не только в развитии чувства
красоты, но и в формировании таких качеств малыша, как любовь к окружающему
его миру.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду является
НООД
(непосредственная
образовательная
организационная
деятельность),
которая
предусматривает
не
только
слушание
музыкальных
произведений,
обучение пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре
на
детских
музыкальных
инструментах.
Игра
на
музыкальных
инструментах
является универсальным средством развития творчества детей, их воображения и
фантазии.
Я
ее
использую
с
детьми
разного
возраста,
применяя
детские
музыкальные инструменты в различных видах деятельности .
Для ребенка музицирование на детских музыкальных инструментах - одна из
самых
доступных
форм
ознакомление
с
миром
музыки.
Творческое
музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта речи и
движения, опыта общения, творчества и фантазирования, опыта переживания
музыки как радости и удовольствия. Работая в этом направлении, я заметила, что
музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает
преодолению
излишней
застенчивости,
скованности,
расширяет
музыкальное
воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты
каждого
исполнителя:
наличие
воли,
эмоциональности,
сосредоточенности,
развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на
детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных
звуков,
различают
красоту
звучания
различных
инструментов,
чище
и
выразительнее поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений,
дети четче воспроизводят ритм.
А так как игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных
эмоций
и
вызывает
у
детей
приподнятое
настроение,
формируя
устойчивый
интерес к НОД, я, работая с детьми - играю, но они не осознают, что при этом их
учу!
А
музыкальные инструменты изготовленные из бросового материала
использую с детьми с большим успехом в самостоятельной деятельности – это
деревянные палочки, кубики, мешочки, барабаны, маракасы так же привлекает,
внимание детей игра на коми-пермяцких инструментах (использую региональный
компонент) – это ладошки, сяркан ( трещетка), шур - шор, зиль – зель…
Стараюсь
вносить
разнообразные
методы
и
приёмы:
показ
иллюстраций,
игрушек, различные карточки (ритмические, в цветовой гамме), использование
музыкально-дидактических игр, презентаций (дидактические игры « Ромашковые
ритмы», « Помоги мишке и ежику сыграть ритмический рисунок», « Капель»).
Большой
интерес
у
детей
вызывают
сказки
–
шумелки
(
знакомые
сказки
озвученные
музыкальными
инструментами
)
–
это
«
Курочка
ряба»,
«
Три
поросенка», « Колобок», « Два друга» и другие. Сначала дети смотрят, как я
озвучиваю сказку, потом сами включаются в творческий процесс. Музыкальные
инструменты
отображают
характер
героев
сказок.
Благодаря
использованию
музыкальных инструментов сказочка более интересная и яркая.
Например,
озвучивание
сказки
«
Теремок».
Для
этого
использую
прием
« Волшебной коробочки», в которой живут музыкальные сказки, где поселилась
сказка « Теремок» Предлагаю подобрать для каждого персонажа музыкальный
инструмент:
теремок - деревянные ложки
стук в дверь – два кубика
мышка – треугольник
лягушка – бубен
зайка – трещетка (свободная спонтанная игра)
волк – рубель
медведь – барабан
«теремок развалился» – тутти (знак игры всех инструментов).
Благодаря шумовому оформлению сказочек, у
детей развиваются умение
сосредоточенно слушать, хорошая реакция и память. Это обогащает музыкальное
впечатление, разнообразит впечатления детей, в результате дети приобщаются к
творческой активности, воспитываются качества музыканта- исполнителя. Здесь
повторяются названия инструментов и закрепляются навыки игры на каком - либо
музыкальном инструменте, инструменте – самоделке.
Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на
музыкальных инструментах
я подошла к главному этапу работы – созданию
оркестра.
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям
независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном
развитии. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед
сотрудниками
детского
сада,
родителями
на
праздниках
и
развлечениях,
на
открытых занятиях перед гостями, на конкурсах и концертах. Хочется надеется
на то, что дети став взрослыми, навсегда останутся друзьями с музыкой.
Используемая литература:
Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.
Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.
Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель”
№3, 2005г.
Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.
Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.
Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра”
№6, 2006г.