Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдение за природой
Автор: Ногаева Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Светлячок" Населённый пункт: Г.Валдай Новгородская обл. Наименование материала: статья Тема: Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдение за природой Раздел: дошкольное образование
Познание окружающего мира дошкольниками через наблюдения за
природой.
Автор: Ногаева Ирина Александровна
Дети
средней
группы
имеют
более
устойчивое
внимание,
окрепли
физически. С ними можно чаще проводить прогулки за пределы детского
сада,
экологические
экскурсии.
Они
задают
множество
вопросов,
с
интересом
знакомятся
с
различными
предметами,
их
качествами
и
свойствами.
На прогулках воспитатели приучают детей, более внимательно наблюдать
явления живой и неживой природы и устанавливать простейшие связи между
ними, у детей формируют конкретные представления о жизни растений и
животных.
Воспитывают интерес к природе, способность любоваться ею в разное
время года, в разную погоду, стремление охранять ее. Развиваю интерес к
труду взрослых и желание трудиться самим.
С П О С О Б Ы
О З Н А К О М Л Е Н И Я
Д Е Т Е Й
С
П Р И Р О Д О Й .
Основной способ знакомства с природой — непосредственное
наблюдение
над
неживой
природой,
растениями
и
животными.
Воспитатель
обращает
внимание
детей
на
выбранный
для
наблюдения
объект, отмечает его характерные черты.
Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными
явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления
детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека,
научить
делать
выводы
о
взаимосвязях
различных
природных
явлений.
Предпочтительно
планировать
наблюдения
на
прогулке
по
дням
недели.
Наблюдение
развивает
пытливость,
любознательность.
Воспитатель
поддерживает
интерес
детей
к
приметам
времени
года,
задает
вопросы,
которые
направляют
внимание
ребенка
и
побуждают
его
к
дальнейшим
наблюдениям.
Полученные
наблюдения
можно
закрепить
последующими
зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней
прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую
гамму окружающих детский сад деревьев.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с
природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в
нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Природа
—
важнейшее
средство
воспитания
и
развития
детей
дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!
Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию
и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы
наглядно предстают перед детьми.
Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств,
воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину,
звуки,
краски,
пространственное
положение,
движение
и
т.д.
У
него
формируются первоначальные
конкретные
и
яркие
представления
о
природе , которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и
отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и
отношения
между
природными
явлениями
дети
познают
в
процессе
наблюдений.
Это
дает
возможность
педагогу
развивать
у
воспитанников
логическое мышление
На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как
реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение
наблюдать,
логически
мыслить,
эстетически
относиться
ко
всему
живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о
живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют
формированию
у
них
лучших
черт
характера,
как
патриотизм,
трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих
природные богатства.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием
у
него
определенных
знаний
о
ее
объектах
и
явлениях. В
процессе
наблюдений,
игр
и
труда
в
природе
дети
знакомятся
со
свойствами
и
качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и
развитие. У них развивается любознательность.
На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает
труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий
ощутимый и значимый результат.
В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний.
В
процессе
труда
в
природе укрепляется здоровье ребенка , происходит
развитие его психики.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней , проявлять
добрые дела и поступки.
Однако, бережное отношение к природе невозможно сформировать
только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной
заботы о ней.
Формирование бережного отношения к природе зависит и от
способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать
красоту
природы.
Эстетич е ско е
во сприя тие
о б е с п е ч и в а е т с я
непосредственным
«живым»
общением
детей
с
природой.
Наблюдение
красоты
природных
явлений
—
неисчерпаемый
источник
эстетических
впечатлений
Таким образом, в процессе экологического воспитания, у детей
воспитывается любовь к природе и бережное к ней отношение.