Автор: Демшакова Ольга Сергеевна Должность: заведующий Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Светлячок" Населённый пункт: Г.Валдай Новгородская обл. Наименование материала: статья Тема: Важные для художественного творчества способности Раздел: дошкольное образование
Важные для художественного творчества способности
Автор: Демшакова Ольга Сергеевна
Дети любого возраста любят рисовать, лепить, видеть во время прогулок им
ведомые особенности в живых картинках природы.
Порой они подмечают такие детали, находят такие сравнения, которые уже не
свойственны взрослым, настолько плодотворны занятия, которые проводит педагог
с малышами. Она учит детей видеть в линиях образ предмета, развивает их
творческие способности, эмоциональный интерес к окружающему миру.
Обычно дети сами выбирают материалы, с помощью которых создают
художественный образ.
Занятия проходят в изостудии, в музыкальном зале (дети рисуют под музыку
или саму музыку), на открытом воздухе.
Родители не только рассматривают рисунки своих детей, но и часто рисуют
вместе с ними.
Занятия изобразительным искусством в детском саду не сводятся только к
рисованию: важно научить детей наблюдать окружающую их действительность,
развить важные для художественного творчества способности – умение видеть
жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к
окружающей среде и первичное освоение художественных материалов – основные
задачи этого периода. С помощью карандаша, красок, пластилина ребенок рисует,
создает предметы, которые он много раз видел в жизни или в книгах.
Надо детям объяснить, что рисунки должны выполняться на листах различного
формата, фактуры и цвета, так как выбранный размер зависит от художественной
техники, в которой выполняется рисунок. Например, для работы в технике живописи
лучше использовать большие листы бумаги, а для рисунков, выполняемых в
графических техниках (карандаш, тушь, палочка, восковые мелки), больше подходят
небольшие. В объемной пластике применяются такие материалы, как глина,
пластилин, при конструировании и аппликации – бумага, картон, клей и т.д.
Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка
разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая графическая
работа учит детей координации движений, лепка развивает пальцы и мелкие мышцы
кисти руки, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей
свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объема и
глубины способствует использование пластилина, глины и бумаги (объемное
моделирование). Малыши этого возраста с большим успехом передают движение в
осязаемом объеме, чем на плоскости листа. Поэтому необходимо чередовать один
вид деятельности с другим. Очень эффектно выглядят работы с применением
природного материала (его надо заготавливать летом и ранней осенью), а также так
называемого неожиданного материала (любого, находящегося под руками).
Занятия изодеятельностью развивают в детях такие качества, как культура и
этика поведения в коллективе, отзывчивость, чистота души, пространственное
воображение, фантазия, творческий подход к работе, к любому начатому делу, то
есть те качества, без которых не состоится человек любой профессии.
В последние годы разработаны и внедрены новые экспериментальные
программы по изодеятельности (например, программы Бориса Неменского и
Дмитрия Кобаневского и их учеников). Эти программы успешно прошло испытания
в ДОУ и ОУ, дают положительные результаты для всестороннего развития детей.
Художник Борис Михайлович Неменский наблюдал, как обучают
изобразительному искусству в Японии.
Японцы много времени уделяют развитию творческой фантазии и
пространственного воображения у детей. Недаром Страна восходящего солнца
производит товары очень высокого качества. Возможно, это происходит потому, что
у них на любом предприятии и учреждении есть эстетически высокоразвитые люди,
с большим художественным вкусом. Японские дети с трехлетнего возраста в детских
садах, а потом и в школах занимаются изобразительным искусством пять раз в
неделю. В результате этого они к 10 – 11 годам различают более 260 цветовых
оттенков, прекрасно разбираются во всех видах изобразительной деятельности,
знают мировую художественную культуру, и это способствует массовому
рационализаторству и изобретательству.
Вот одно из занятий по развитию фантазии. Перед каждым ребенком стоит
несколько коробок с кубиками различных цветовых оттенков. Ему предстоит с
помощью цветовой гаммы (холодной, теплой, глухой, звонкой) выразить чувства,
навеянные наблюдением за природой, прослушиванием музыки, чтением
художественной литературы. Или создать композицию любой психологической
картины на тему: «что тебе сегодня сказало небо, солнце, трава, ветер и т.д.?». Или
«Какие оттенки настроения ты заметил сегодня в природе?».
Для выполнения задания ребенок выбирает из коробок кубики нужного цвета и
создает цветовую композицию своего настроения. Затем, сохранив как основу
полученные словосочетания, рисует на листе красками нужные образы и мотивы.
Среди огромного количества изобразительных средств у японского ребенка есть
многоцветный многостержневой фломастер. То есть в одном футляре фломастера
находятся несколько стержней определенного оттенка, начиная с самого темного
цвета и заканчивая самым светлым. И ребенок получает сразу огромное количество
цветов одновременно. Все это доставляет ему большое наслаждение при
наблюдении процесса рождения красоты в его работе. Подобного рода занятия
развивают у малыша эмоциональные чувства, широту мышления, фантазию,
способность тонко и четко передавать свои мысли и чувства.
В каждом малыше заложены задатки разных дарований. Но под влиянием
различных жизненных обстоятельств в ком-то они угасают, а в ком-то, наоборот,
бурно развиваются. Поэтому настоящий педагог считает своей первостепенной
задачей, заботясь о здоровом поколении и о будущем своего общества, большое
внимание уделить, прежде всего, развитию духовности, эмоционального и
художественного восприятия мира, воспитанию разносторонней личности.
На занятиях изобразительной деятельностью каждому ребенку постепенно, с
учетом его возраста, должны сообщаться сведения об искусстве в целом.
Искусство – это форма общественного собрания, где проявляется способность
талантливых людей к самовыражению.
Направления искусства: литература, музыка, театр, изобразительное искусство и
т.д.
Каждое из этих направлений имеет свои выразительные средства: в литературе
это слово; в музыке – звук. В театре – движение, жест; в изобразительном искусстве
– цвет, линия, пятно. В изоискусстве художник стремится передать настроение с
помощью композиции цвета, заставить зрителя сопереживать и чувствовать то, что
испытывал сам художник в момент создания произведения. Художники часто шутят:
«Надо брать нужную краску и класть ее на нужное место!» Чтобы ребенок, став
взрослым, испытывал потребность в красоте и творчестве, получал истинное
наслаждение от встречи с картиной, скульптурой, этому нужно учить с самого
раннего детства.
Изобразительное искусство делится на несколько видов: живопись, скульптура,
графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство.
Декоративно-прикладное искусство – это искусство создавать и украшать
предметы домашнего быта. Все его виды трудно перечислить, поскольку каждая
область – селение, город, кроме общественных видов, создает что-то новое, свое.
Наиболее известные виды декоративно-прикладного искусства (начиная с северного
края): резьба по кости, камню, бересте; художественная обработка дерева, меха.
Изделия из драгоценных металлов, ковроткачество, ткачество. Кружево, вышивки,
платки, шали. Изделия из ивовых прутьев, соломы. Чеканка, керамика, лаковая
миниатюра, игрушки и т.д.
Каждый вид изобразительного искусства подразделяется на жанры: портрет,
натюрморт, пейзаж, батальный, историко-патриотический, сказочно-былинный.
Все они представлены во всех видах искусства.
Портрет – изображение образа человека как главного героя в окружающей
среде. Портрет бывает нескольких видов: голова, поясной, во весь рост.
Натюрморт – дословно - неодушевленная натура. Композиция натюрморта
составляется не хаотично, а подбирается по цвету и замыслу. Основной задачей
натюрморта является соблюдение равновесия и наиболее эффективный показ образа
каждого предмета. Все это достигается с помощью видоискателя – маленькой
картонной рамочки с натянутыми через центр перекрещивающимися нитками.
Пейзаж – изображение уголка природы без присутствия человека как главного
героя. Самое важное – певучесть линий, колорит, композиция. Допускается
изображение мелких фигур людей и животных, но только с целью определения
масштаба или достижения равновесия композиции картины. К пейзажу
предъявляются требования: соблюдение плановости, соблюдение двух видов
перспективы – линейной и воздушной.
Линейная перспектива – это уменьшение расстояния между предметами,
устремление в общую точку схода. Воздушная перспектива – удаляющиеся
предметы теряют свой цвет и конкретные очертания.
Батальное, сказочно-былинное изображение – действие одной или нескольких
фигур, связанных между собой единым замыслом, целью.
Характеристика видов изобразительного искусства:
Живопись. В буквальном смысле – пишу живо, как в жизни. Это изображение
на плоскости красками, полной цветовой гаммой. Греческое слово «хромос»
означает цвет, то есть изображение в хроматической гамме. Живопись
подразделяется на шесть видов.
Монументальная – роспись фасада или стен здания, интерьера помещения.
Декоративно-театральная – роспись декораций, афиш в театре.
Станковая – переносные картины на холсте в подрамниках.
Витражная – составление цветовой композиции с помощью прозрачных
цветных стекол или роспись стекол на просвет.
Мозаичная – составление цветовых композиций с помощью непрозрачных
цветных пластинок смальты. Подвид – аппликация.
Миниатюрная – репродукции с картин, иллюстрации с книг, марки, открытки и
т.д.
Графика – от слова «графо» - «черчу». Язык графики – черно-белые,
ахроматические, цвета. Выразительность графики достигается переходом от черного
цвета к белому с помощью штрихов, пятен, линий и силуэтов.
Виды графики: линогравюра, гипсогравюра, монотипия и т.п.
Скульптура – (греческое слово «скульпо» - высекать) – это трехмерное
изображение в пространстве. Скульптура бывает круглая (которую можно обойти
вокруг) и плоская (в виде лепнины на большой плоскости). В свою очередь, плоская
скульптура бывает высокого рельефа (горельеф) и низкого (барельеф). Ярким
примером всех видов скульптуры является скульптурный портрет Ивана Андреевича
Крылова.
Архитектура – любое архитектурное сооружение, которое создается с учетом
трех основных сторон: функциональной, конструктивной и художественной.
Особенности этих сторон архитектуры позволяют выделить в ней несколько видов и
стилей. Архитектурные формы зависят от тех или иных общественных потребностей
человека. Поэтому по целевому назначению архитектуру делят на жилищную,
общественно-гражданскую, промышленную, декоративную и т.д.
Важно на занятиях изодеятельностью воспитать у малышей способность
восхищаться красотой и многообразием природных форм, развивать
наблюдательность, творческую индивидуальность, интерес и внимание к работам
других детей, умение создавать композиции и решать их в цвете, в определенной
цветовой гамме.