Напоминание

Важные для художественного творчества способности


Автор: Демшакова Ольга Сергеевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Светлячок"
Населённый пункт: Г.Валдай Новгородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Важные для художественного творчества способности
Раздел: дошкольное образование





Назад





Важные для художественного творчества способности
Автор: Демшакова Ольга Сергеевна Дети любого возраста любят рисовать, лепить, видеть во время прогулок им ведомые особенности в живых картинках природы. Порой они подмечают такие детали, находят такие сравнения, которые уже не свойственны взрослым, настолько плодотворны занятия, которые проводит педагог с малышами. Она учит детей видеть в линиях образ предмета, развивает их творческие способности, эмоциональный интерес к окружающему миру. Обычно дети сами выбирают материалы, с помощью которых создают художественный образ. Занятия проходят в изостудии, в музыкальном зале (дети рисуют под музыку или саму музыку), на открытом воздухе. Родители не только рассматривают рисунки своих детей, но и часто рисуют вместе с ними. Занятия изобразительным искусством в детском саду не сводятся только к рисованию: важно научить детей наблюдать окружающую их действительность, развить важные для художественного творчества способности – умение видеть жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей среде и первичное освоение художественных материалов – основные задачи этого периода. С помощью карандаша, красок, пластилина ребенок рисует, создает предметы, которые он много раз видел в жизни или в книгах. Надо детям объяснить, что рисунки должны выполняться на листах различного формата, фактуры и цвета, так как выбранный размер зависит от художественной техники, в которой выполняется рисунок. Например, для работы в технике живописи лучше использовать большие листы бумаги, а для рисунков, выполняемых в графических техниках (карандаш, тушь, палочка, восковые мелки), больше подходят небольшие. В объемной пластике применяются такие материалы, как глина, пластилин, при конструировании и аппликации – бумага, картон, клей и т.д. Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребенка разные области руки, предплечья и пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит детей координации движений, лепка развивает пальцы и мелкие мышцы кисти руки, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объема и глубины способствует использование пластилина, глины и бумаги (объемное моделирование). Малыши этого возраста с большим успехом передают движение в осязаемом объеме, чем на плоскости листа. Поэтому необходимо чередовать один вид деятельности с другим. Очень эффектно выглядят работы с применением природного материала (его надо заготавливать летом и ранней осенью), а также так называемого неожиданного материала (любого, находящегося под руками). Занятия изодеятельностью развивают в детях такие качества, как культура и этика поведения в коллективе, отзывчивость, чистота души, пространственное воображение, фантазия, творческий подход к работе, к любому начатому делу, то есть те качества, без которых не состоится человек любой профессии. В последние годы разработаны и внедрены новые экспериментальные программы по изодеятельности (например, программы Бориса Неменского и Дмитрия Кобаневского и их учеников). Эти программы успешно прошло испытания в ДОУ и ОУ, дают положительные результаты для всестороннего развития детей.
Художник Борис Михайлович Неменский наблюдал, как обучают изобразительному искусству в Японии. Японцы много времени уделяют развитию творческой фантазии и пространственного воображения у детей. Недаром Страна восходящего солнца производит товары очень высокого качества. Возможно, это происходит потому, что у них на любом предприятии и учреждении есть эстетически высокоразвитые люди, с большим художественным вкусом. Японские дети с трехлетнего возраста в детских садах, а потом и в школах занимаются изобразительным искусством пять раз в неделю. В результате этого они к 10 – 11 годам различают более 260 цветовых оттенков, прекрасно разбираются во всех видах изобразительной деятельности, знают мировую художественную культуру, и это способствует массовому рационализаторству и изобретательству. Вот одно из занятий по развитию фантазии. Перед каждым ребенком стоит несколько коробок с кубиками различных цветовых оттенков. Ему предстоит с помощью цветовой гаммы (холодной, теплой, глухой, звонкой) выразить чувства, навеянные наблюдением за природой, прослушиванием музыки, чтением художественной литературы. Или создать композицию любой психологической картины на тему: «что тебе сегодня сказало небо, солнце, трава, ветер и т.д.?». Или «Какие оттенки настроения ты заметил сегодня в природе?». Для выполнения задания ребенок выбирает из коробок кубики нужного цвета и создает цветовую композицию своего настроения. Затем, сохранив как основу полученные словосочетания, рисует на листе красками нужные образы и мотивы. Среди огромного количества изобразительных средств у японского ребенка есть многоцветный многостержневой фломастер. То есть в одном футляре фломастера находятся несколько стержней определенного оттенка, начиная с самого темного цвета и заканчивая самым светлым. И ребенок получает сразу огромное количество цветов одновременно. Все это доставляет ему большое наслаждение при наблюдении процесса рождения красоты в его работе. Подобного рода занятия развивают у малыша эмоциональные чувства, широту мышления, фантазию, способность тонко и четко передавать свои мысли и чувства. В каждом малыше заложены задатки разных дарований. Но под влиянием различных жизненных обстоятельств в ком-то они угасают, а в ком-то, наоборот, бурно развиваются. Поэтому настоящий педагог считает своей первостепенной задачей, заботясь о здоровом поколении и о будущем своего общества, большое внимание уделить, прежде всего, развитию духовности, эмоционального и художественного восприятия мира, воспитанию разносторонней личности. На занятиях изобразительной деятельностью каждому ребенку постепенно, с учетом его возраста, должны сообщаться сведения об искусстве в целом. Искусство – это форма общественного собрания, где проявляется способность талантливых людей к самовыражению. Направления искусства: литература, музыка, театр, изобразительное искусство и т.д. Каждое из этих направлений имеет свои выразительные средства: в литературе это слово; в музыке – звук. В театре – движение, жест; в изобразительном искусстве – цвет, линия, пятно. В изоискусстве художник стремится передать настроение с помощью композиции цвета, заставить зрителя сопереживать и чувствовать то, что испытывал сам художник в момент создания произведения. Художники часто шутят: «Надо брать нужную краску и класть ее на нужное место!» Чтобы ребенок, став
взрослым, испытывал потребность в красоте и творчестве, получал истинное наслаждение от встречи с картиной, скульптурой, этому нужно учить с самого раннего детства. Изобразительное искусство делится на несколько видов: живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство – это искусство создавать и украшать предметы домашнего быта. Все его виды трудно перечислить, поскольку каждая область – селение, город, кроме общественных видов, создает что-то новое, свое. Наиболее известные виды декоративно-прикладного искусства (начиная с северного края): резьба по кости, камню, бересте; художественная обработка дерева, меха. Изделия из драгоценных металлов, ковроткачество, ткачество. Кружево, вышивки, платки, шали. Изделия из ивовых прутьев, соломы. Чеканка, керамика, лаковая миниатюра, игрушки и т.д. Каждый вид изобразительного искусства подразделяется на жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, батальный, историко-патриотический, сказочно-былинный. Все они представлены во всех видах искусства. Портрет – изображение образа человека как главного героя в окружающей среде. Портрет бывает нескольких видов: голова, поясной, во весь рост. Натюрморт – дословно - неодушевленная натура. Композиция натюрморта составляется не хаотично, а подбирается по цвету и замыслу. Основной задачей натюрморта является соблюдение равновесия и наиболее эффективный показ образа каждого предмета. Все это достигается с помощью видоискателя – маленькой картонной рамочки с натянутыми через центр перекрещивающимися нитками. Пейзаж – изображение уголка природы без присутствия человека как главного героя. Самое важное – певучесть линий, колорит, композиция. Допускается изображение мелких фигур людей и животных, но только с целью определения масштаба или достижения равновесия композиции картины. К пейзажу предъявляются требования: соблюдение плановости, соблюдение двух видов перспективы – линейной и воздушной. Линейная перспектива – это уменьшение расстояния между предметами, устремление в общую точку схода. Воздушная перспектива – удаляющиеся предметы теряют свой цвет и конкретные очертания. Батальное, сказочно-былинное изображение – действие одной или нескольких фигур, связанных между собой единым замыслом, целью. Характеристика видов изобразительного искусства: Живопись. В буквальном смысле – пишу живо, как в жизни. Это изображение на плоскости красками, полной цветовой гаммой. Греческое слово «хромос» означает цвет, то есть изображение в хроматической гамме. Живопись подразделяется на шесть видов. Монументальная – роспись фасада или стен здания, интерьера помещения. Декоративно-театральная – роспись декораций, афиш в театре. Станковая – переносные картины на холсте в подрамниках. Витражная – составление цветовой композиции с помощью прозрачных цветных стекол или роспись стекол на просвет. Мозаичная – составление цветовых композиций с помощью непрозрачных цветных пластинок смальты. Подвид – аппликация. Миниатюрная – репродукции с картин, иллюстрации с книг, марки, открытки и т.д.
Графика – от слова «графо» - «черчу». Язык графики – черно-белые, ахроматические, цвета. Выразительность графики достигается переходом от черного цвета к белому с помощью штрихов, пятен, линий и силуэтов. Виды графики: линогравюра, гипсогравюра, монотипия и т.п. Скульптура – (греческое слово «скульпо» - высекать) – это трехмерное изображение в пространстве. Скульптура бывает круглая (которую можно обойти вокруг) и плоская (в виде лепнины на большой плоскости). В свою очередь, плоская скульптура бывает высокого рельефа (горельеф) и низкого (барельеф). Ярким примером всех видов скульптуры является скульптурный портрет Ивана Андреевича Крылова. Архитектура – любое архитектурное сооружение, которое создается с учетом трех основных сторон: функциональной, конструктивной и художественной. Особенности этих сторон архитектуры позволяют выделить в ней несколько видов и стилей. Архитектурные формы зависят от тех или иных общественных потребностей человека. Поэтому по целевому назначению архитектуру делят на жилищную, общественно-гражданскую, промышленную, декоративную и т.д. Важно на занятиях изодеятельностью воспитать у малышей способность восхищаться красотой и многообразием природных форм, развивать наблюдательность, творческую индивидуальность, интерес и внимание к работам других детей, умение создавать композиции и решать их в цвете, в определенной цветовой гамме.


В раздел образования