Напоминание

Руководство педагога по формированию культуры межличностных отношений со сверстниками в сюжетно-ролевых играх


Автор: Елисеева Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Руководство педагога по формированию культуры межличностных отношений со сверстниками в сюжетно-ролевых играх
Раздел: дошкольное образование





Назад





Руководство педагога по формированию культуры межличностных

отношений со сверстниками в сюжетно-ролевых играх детей старшего

дошкольного возраста в условиях ДОО.
Автор: Елисеева Елена Валерьевна, воспитатель МБДОУ г. Иркутска д\с №58 В условиях детского сада сюжетно-ролевая игра – одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения – уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли. Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. В проце сс е игры ребенок с амо стоятельно н а л а ж и в а е т взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра – это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Педагогическое руководство в процессе сюжетно – ролевой игры имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому,
чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство сюжетно–ролевыми играми требует большого мастерства и педагогического такта, оно ни в коем случае не должно «носить» навязчивый характер, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации. Наиболее эффективным способом руководства является участие самого воспитателя в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей. Воспитатель влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Воспитатель оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками. Проведённую игру воспитатель должен проанализировать, оценить её воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего
руководства сюжетно–ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективных начал.
Основная

задача

руководства

играми

старших

дошкольников:
развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование культуры, умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Также воспитатель обязательно должен обогащать содержание игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу.
Условия

сохранения

у

детей

стойкого

интереса

к

сюжетно



ролевым играм:
1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх — четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении). Если воспитатель в длительной игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру. 2) Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, воспитатель по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива. 3) Все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрения, наказания – воспитатель должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации. 4) В ходе длительной сюжетно–ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.
5) В процессе длительной сюжетно–ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации. Таким образом, соблюдение перечисленных условий позволит воспитателю сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.
Условия использования оборудования и материалов в сюжетно –

ролевой игре:
Замыслы игр у детей с возрастом становятся разнообразнее. Для их реализации детям нужны разнообразные по тематике игрушки. Перечислить, какие именно игрушки им потребуются, невозможно, так как тематика игрушек зависит от игровых интересов детей и того окружения, в котором они живут. Игрушки вносят постепенно, по мере ознакомления детей с окружающим. В сюжетно–ролевой игре дети принимают на себя роли. Для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы, др. Костюмы не нужно закреплять за определенной ролью, как это часто бывает в детских садах. Дети любят их комбинировать, даже белый халат, который обычно предназначен для роли врача, дети иногда надевают как плащ. Чем старше дети, тем более разнообразные костюмы им нужны. Для игр детям нужны разные ролевые атрибуты, это могут быть игрушки, например: руль, бинокль, сумки, и др. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре. В сюжетно – ролевой игре дети вступают во взаимодействие, поэтому им нужны игрушки для совместных игр. Объединению играющих помогает крупный игровой материал. Это могут быть крупные игрушки, например:
макеты машины, теплохода, а также крупные предметы – заместители- фанерные ящики, выполненные по типу кубов – вкладышей, крупный строительный материал. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например: построили корабль, вокруг разбросали кубы, как будто лодки или льдины, поставили треугольники, а это скалы или акулы. Такая обстановка создает у детей иллюзию подлинности переживаемых событий. Ценность крупного материала и в том, что, играя с ним, дети много двигаются. Установлено также, что чем разнообразнее отображаемые в играх события, тем более обобщенный игровой материал требуется, вот поэтому, наряду с игрушками, предлагаются крупные и мелкие предметы – заместители. Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учиться взаимодействовать с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период, именно благодаря игре ребенок постигает окружающий мир предметов и людей, «врастает» в сообщество взрослых людей. Таким образом, можно сделать вывод, что есть необходимость в формировании культуры межличностных отношений у детей в дошкольном возрасте, так как соблюдение культуры межличностных отношений – это необходимое условие психологического развития ребенка его успешной социализации, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры
1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра. 2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста. 3. Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня. 4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа. 5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры. 6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями. 7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве. 8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике. 9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками. 10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства. 11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть». 12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей. 13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре. 14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.


В раздел образования