Автор: Коваленко Инна Ивановна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МАОУ СОШ № 14 Населённый пункт: г.о.Балашиха, Московской области Наименование материала: статья Тема: ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Раздел: полное образование
Подготовила:
Социальный педагог МАОУ СОШ №14
Г. о. Балашиха,
Коваленко Инна Ивановна
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями
социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками,
противозаконными действиями… Специалисты, занимающиеся подобными
проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины
такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред
себе и окружающим? Как избежать этого?
Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое
отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил
поведения. Социальная норма – это необходимый и относительно
устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента
социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое в
законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой,
прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается
общественным мнением, играет роль «естественного регулятора»
общественных и межличностных отношений. Но в реформируемом
российском обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на
уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения
нормы становится чрезвычайно сложным делом.
Наше общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное
поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее
опасные для страны разрушительные тенденции.
Социально - экономические преобразования в России затронули все сферы
жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями,
стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в
обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное
неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей,
усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации,
безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процессов
деформации семьи. Все это особенно болезненно сказалось на жизни детей и
подростков.
На сегодняшний день проблема отклоняющегося поведения подростков, их
моральная деградация и в некотором роде распущенность не может остаться
без внимания. На это влияют фактор плохого социального окружения,
социальные и материальные условия проживания. Все это негативно
сказывается на подростках и их дальнейшей жизни. Пьянство, наркомания,
преступность – и в результате мы видим несовершеннолетнего на скамье
подсудимых. Необходимо выявить основные факторы и причины
девиантного поведения подростков.
Девиантное поведение – это специфический способ измерения социальных
норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного
отношения к ним. Для этого используются особые приемы: сленг, символика,
мода, манера и т.д.
Изучение механизмов социальных отклонений показывает, что факторами,
предопределяющими отклонение от социальных норм, являются: уровень
сознания, нравственности, развитость в обществе системы социальных
регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к
людям, нарушающим нормы морали и права.
Все мы, как было уже сказано ранее, практически каждый день
сталкиваемся с девиантным поведением в той или иной форме – агрессией,
вредными привычками…Отклоняющееся поведение вызывает живой интерес
у психологов, врачей, педагогов, социологов, философов. Тема
отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный
характер
Социализация – это процесс, посредством которого индивидом
усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности,
нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит
формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря
которым человек становится дееспособным участником социального
взаимодействия. Коротко говоря, социализация – это процесс становления
социального «Я». Социализация охватывает все формы приобщения
индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид
приобретает социальную природу.
По своему содержанию социализация – это двухсторонний процесс. С
одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического
опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – их усвоение индивидом
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений
в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает
ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники,
друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т.д. Эти агенты называются
первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с
индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности
находится на первом месте по степени значимости.
Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных
групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации,
официальные учреждения: представители администрации школы, армии,
государство и т.д.
Каждый агент социализации дает для установления личности то, чему
может научить и воспитать
Процесс социализации является самым главным в жизни человека. Этот
процесс достигает определенной завершенности при достижении личностью
социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью
главного, интегрального статуса. Однако в процессе социализации возможны
сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является
отклоняющееся, то есть девиантное поведение.
Девиантное поведение означает поведение индивида или группы, которое
не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы
нарушаются.
В широком смысле этот термин подразумевает любые поступки или
действия, которые не соответствуют неписанным или писаным нормам. Этим
термином в социологии чаще всего обозначают сферу нравственных пороков,
отступление от принципов, норма морали и права.
К основным формам девиантного поведения можно отнести:
1. пьянство и алкоголизм;
2. наркотизм;
3. преступность;
4. самоубийство;
5. проституция;
6. гомосексуализм.
Девиантное поведение – это чаще всего попытки уйти от общества,
убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть
состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные
формы.
В наши дни особенно остро встала проблема девиантного поведения в
подростковой среде. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из
всех детских возрастов. По-другому его еще называют переходным
возрастом.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и
деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке
психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками.
Появляется потребность в познании самого себя. В этом возрасте происходит
временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их
значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние
сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между
официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение
подросток отдает той среде или группе, в которой он чувствует себя
комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная
секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются
другие подростки, общаются, курят, выпивают…
Не всегда подростки выберут правильный жизненный путь. Тех, кто
отклоняется от социальных норм и правил называют трудновоспитуемыми,
или же подростками с отклоняющимся, девиантным поведением.