Автор: Пушина Олеся Ильинична Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 "Светлячок" Населённый пункт: ХМАО-Югра, город Лангепас Наименование материала: консультация для родителей Тема: Как дети учат друг друга разговаривать Раздел: дошкольное образование
Как дети учат друг друга разговаривать
Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих,
способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. Наблюдения
за общением детей со взрослыми и друг с другом показали, что речь ребенка, обращенная
к сверстнику, является более связной, понятной, развернутой и
лексически богатой.
Именно общаясь со сверстником, ребенок расширяет свой
словарный запас, пополняя его наречиями образа действия
("здорово", "плохо", "сильно", "смело" и т. д.), прилагательными,
передающими эмоциональное отношение ("красивый", "добрый",
"вредный"), личными местоимениями ("они", "мы", "ты").
Именно общаясь со сверстником, дошкольник чаще использует
разнообразные глагольные формы (повелительное и
сослагательное наклонения, модальные глаголы, причастия). В
разговорах со сверстником также впервые начинают появляться
сложные предложения.
Но почему, общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют
разнообразные речевые средства, нежели беседуя со взрослыми?
Дело в том, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем
взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную
роль в развитии речи детей. Общаясь со взрослым, малыш овладевает речевыми нормами,
узнает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения и
правила могут остаться "в пассиве" и не использоваться ребенком в его повседневной
жизни. Дошкольник может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет
необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, нужна
жизненная потребность в них. Эта потребность возникает у ребенка, когда он общается со
сверстником.
Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особенных усилий для того,
чтобы его поняли. Взрослый поймет его всегда, даже в том случае, если речь малыша не
слишком понятна. Достаточно взглянуть на лицо ребенка, присмотреться к его
выражению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вчера, - и все
становится ясным.
Другое дело - сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и настроения
своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать - чего ты хочешь, чем недоволен, что
собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться,
они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно
потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь дошкольников
более связной, полной и понятной.
Связность произносимых слов и полнота грамматической формы высказывания -
важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо говорящие и не
понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательно общаться.
Им становится скучно друг с другом, они вынуждены играть врозь, потому что говорить
им не о чем. Исследования американских психологов показали, что опыт общения со
сверстниками существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не
имеющие контактов со сверстниками, испытывали значительные трудности в общении с
другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Дети, привыкшие к
обществу сверстников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали с ними.
Вот и получается, что, для того чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь
разговаривать с ними, стараться, чтобы они поняли тебя. Дошкольники стремятся к
общению, потребность быть понятыми заставляет их высказываться яснее и правильнее.