Игровая деятельность в старшей группе детского сада
Автор: Шарифгалиева Айгуль Талгатовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 "Брусничка" Населённый пункт: город Лангепас, ХМАО-Югра Наименование материала: Консультация для родителей Тема: Игровая деятельность в старшей группе детского сада Раздел: дошкольное образование
"Игровая деятельность в старшей группе детского сада"
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего
времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи
лет
детские
игры
проходят
довольно
значительный
путь
развития:
игра-
манипулирование
с
предметами,
индивидуальная
предметная
игра
конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное
и групповое творчество, игры-соревнования, игры - общение, домашний труд.
Примерно
за
год
или
два
до
поступления
в
школу
к
названным
видам
деятельности добавляется еще один - учебная деятельность.
В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды
игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
Игра является
наиболее
свободной
деятельностью
ребенка-дошкольника.
Этот
непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок
свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами,
вовлекаемыми
в
игру,
отличаются
от
обычного
употребления
предметов
значительной независимостью от конкретного значения этих предметов и
определяются теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая
идентификация
утрачивает
привлекательность,
роли
становятся
чисто
игровыми.
Возникшая на границе раннего и детского возраста ролевая игра
получает свое дальнейшее развитие, достигает расцвета уже в дошкольные
годы. Развитие игры проявляется прежде всего в изменении ее сюжета и
содержания.
Сюжет
игры
–
это
сфера
действительности,
которую
дети
отражают в своих играх. У старших детей нередко возникают игры и с
общественно-политическим сюжетом («космос», «война» и т. п.).
Сюжет и
содержание игры воплощаются в ролях: их выполнение и является главным
моментом творческой игры.
Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а
главным
образом
на
развитие
личности.
Здесь
формируется
иерархия
мотивов,
то
есть
умение
подчиниться
требованию
«надо»,
а
не
«хочу»,
подавить свои сиюминутные желания. В игре развивается интеллект ребенка,
в
частности
знаково-символическая
функция,
как
умение
замещать
один
предмет другим, например, скакать на палочке, как на коне.
Игра имеет
важное значение
и
для
эмоционального
развития
детей.
Она
помогает
справиться
со
страхами,
порожденными
травмирующими
ситуациями
(ночные
кошмары,
ужасные
истории,
долгое
пребывание
в
больнице).
Главное, что ребенок получает в игре, - возможность взять на себя роль. В
ходе
проигрывания
этой
роли
преобразуются
действия
ребенка
и
его
отношение к действительности.
Сюжетно-ролевая игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного
возраста. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в
ходе
его
общения
с
окружающими
людьми.
Как
деятельность
сюжетно-
ролевая
игра
представляет
собой
сложное
образование,
состоящее
из
следующих
компонентов:
целевого,
потребностно
-
мотивационного,
содержательного, операционного, результативного.
Сюжетно-ролевая игра -
это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях
воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью
усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и
неформального
общения.
Сюжетно-ролевая
игра
заключается
в
воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То
есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.
Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более
усложняется.
У
детей
в
этом
возрасте
должно
быть
развито
умение
объединяться
в
игру,
договариваться
о
последовательности
совместных
действий,
отображать
характерные
черты
игрового
образа.
Содержанием
детских
игр
становятся
не
только
режимные
моменты,
но
и
различные
праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с
общественной тематикой.
Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится
познавательный
интерес,
проявляющийся
в
стремлении
познать
окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных
интересов
возможно
лишь
путем
расширения
детских
представлений
об
окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих
играх.
Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели
труда
взрослых,
воспроизвести
их
взаимоотношения,
которые
воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем
дошкольном
возрасте
необходимо
способствовать
расширению
тематики
детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний старших
дошкольников
о
жизни людей.
Содержание
игровой
деятельности,
обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим
условием воспитания ребенка в игре. Обсуждения содержания игры, хода
развития,
распределение
ролей
-
первый
этап
игры
(предварительное
обсуждение).
Своевременно
поставленный
вопрос
дает
возможность
определить тему игры.
В старших группах не может быть единого способа распределения ролей.
Он зависит прежде всего от содержания игры, от состава играющих детей.
Это
может
быть
и
коллективное
обсуждение
с
участием
воспитателя,
и
избрание организатора (с общего согласия детей), который назначает, кем
будет каждый участник.
Для обогащения игровых действий используются беседы и рассказы детей
об играх. В процессе рассказывания актуализируются детские представления,
усиливается работа воображения, возникают творческие игровые замыслы,
совершенствуется речь детей. Установление связи между занятиями, где дети
рассказывали
о
своих
играх,
с
игровым
творчеством,
взаимообогащает
игровую и познавательную деятельность дошкольников.