Организация и система профилактической работы по оздоровлению дошкольников на "Тропе здоровья"
Автор: Свиридова Марина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ "Отрадненская СШ" ГДО "Незабудка" Населённый пункт: Волгоградская область, Михайловский район, п. Отрадное Наименование материала: Методическая разработка Тема: Организация и система профилактической работы по оздоровлению дошкольников на "Тропе здоровья" Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
Организация и система профилактической работы по оздоровлению
дошкольников на «Тропе здоровья»
Составила
Свиридова Марина Николаевна
Воспитатель
МКОУ «Отрадненская СШ»
ГДО «Незабудка»
Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого
поколения
является
задачей
государственной
важности.
Для
её
реализации
необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической
культуры как одного из важнейших условий укрепления здоровья, правильного
воспитания и развития детей с самого раннего возраста.
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является
использование
разнообразных
форм
работы
с
детьми,
которые
способствуют
функциональному
совершенствованию
детского
организма,
повышению
его
работоспособности, делать его стойким и выносливым, обладающим высокими
защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. Одной из
таких форм
оздоровительной работы с детьми является создание на участке
детского сада «Тропы здоровья».
Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития
движений. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на
свежем
воздухе. Создание
"Тропы
здоровья"
позволило
проводить
с
детьми
оздоровительную работу, а также через игровую деятельность дать возможность
детям, укрепить свое здоровье.
«Тропа здоровья» начинает функционировать во второй половине июня, когда
дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура
земли - не ниже 20ºС - 22ºС, и заканчивает свою работу во второй половине
августа. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода,
ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе.
«Тропа здоровья» длиной 28м и шириной от 1,5м делится на участки от 1м до
1,5м,
которые
имеют
разное
покрытие:
большая
часть
поверхности
«Тропы
здоровья» представляет собой: травяной покров; песчаную поверхность; короба с
галькой, бутовым камнем, еловыми шишками; вкопанными деревянными пеньками.
На
территории
«Тропы
здоровья»
дети
могут
играть,
получая
световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как
известно,
солнечный
свет
стимулирует
деятельность
иммунной
системы
и
повышает защитные силы детского организма, лучше становится самочувствие,
сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами
малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами
была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.
Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:
ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;
хождение босиком по траве;
принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением
общеразвивающих упражнений;
принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;
выполнение упражнений на осанку;
выполнение закаливающего, точечного массажа.
Для
поддержания
закаливающего
эффекта
используется
небольшой
по
объему
плескательный
бассейн.
В
нем
разрешается
плескаться
детям
всех
возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и
воды согласно
малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами
была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.
Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные:
ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;
хождение босиком по траве;
принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением
общеразвивающих упражнений;
принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;
выполнение упражнений на осанку;
выполнение закаливающего, точечного массажа.
Для
поддержания
закаливающего
эффекта
используется
небольшой
по
объему
плескательный
бассейн.
В
нем
разрешается
плескаться
детям
всех
возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и
воды
согласно
«Санитарно-эпидемиологическим
требованиям
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
учреждений».
На
«Тропе
здоровья»
используется
различное
оборудование:
спортивное
(бревно для равновесия, скамейка, дуги
для подлезания) -
это способствует
развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению
осанки детей; игровое (пеньки, мостик, брёвна, короба с камнями) – всё это
способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы. Кроме того, на
тропе установлены сказочные герои (заяц, медведь, ёжик, конь) и атрибуты (грибы,
цветы). Всё это позволяет проводить занятия
с детьми в интересной и игровой
форме.
Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть
времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально
в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения:
упражнения без предметов: ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки
на
носок;
ходьба
на
внутреннем
своде
стопы;
«Утиная
ходьба»
(ходьба
в
полуприсяде);
«Журавль
на
болоте»
(ходьба
с
высоким
подниманием
бедра);
«Конькобежец» (ходьба со скользящим движением ног);
упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями:
ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и
бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки,); захват предметов
стопами ног.
При проведении занятий с малышами на пособиях обязательно должна быть
страховка со стороны воспитателя.
Эффект
профилактических
процедур
будет
еще
выше,
если
в
комплекс
оздоровительных мероприятий включить закаливание. Закаливание является одной
из форм физического воспитания детей. Под закаливанием понимают систему
гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма
к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холода,
тепла, солнечной радиации, атмосферного давления). Закаливание стоп позволяет
не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в
целом.
Одним
из
традиционных
методов
закаливания
человека,
известных
с
древности и широко практикуемых во многих странах, является босохождение.
При
этом
имеет
место,
комбинированное
воздействие
на
термо-
и
механорецепторы
наиболее
активной
рефлексогенной
зоны
-
подошвенной
поверхности стоп.
Вторым методом закаливания является принятие ножных ванн «топтание» в
воде. Ребенок погружает ноги в бассейн с водой, начиная с температуры 26-28°С и
постепенно
снижая
ее
через
каждые
10
дней
на
1°С,
доводя
ее
до
15°С.
Длительность приема первых ванн - не более 1 минуты, постепенно увеличивая
время принятия процедуры до 5 минут. Во время ванны рекомендуется слегка
двигать пальцами ног и стопами, выполнять "топтание" в воде. После ванны ноги
тщательно вытирают досуха, особенно в межпальцевых промежутках. Ножные
ванны целесообразно проводить незадолго до сна.
Методика проведения всех видов массажа, упражнений на развитие дыхания
соответствует существующим научно обоснованным оздоровительным системам.
При
организации
работы
на
тропе
здоровья
планируются
дыхательные
упражнения, которые способствуют:
повышению
общего
жизненного
тонуса
ребенка
и
сопротивляемости,
закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы
развитию
дыхательной
мускулатуры,
увеличению
подвижности
грудной
клетки и диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в легких, улучшению
деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
При проведении упражнений с детьми необходимо одновременно
контролировать:
- правильность осанки и смыкание губ;
- делать активный короткий вдох носом;
- выдох через рот;
-вдох делать одновременно с движением.
Помимо занятий проводится индивидуальная работа с детьми.
Индивидуальная работа направлена на формирование двигательных умений и
навыков, активизацию малоподвижных детей.
В те дни, когда нет физкультурного занятия, воспитатели могут планировать в
свою работу комплексы упражнений в утренние и вечерние часы, с целью развития
двигательных умений и навыков. Для повторения и закрепления ранее изученных
упражнений.
И
если
занятия
проходят
в
дружеской,
доброжелательной
атмосфере,
то
эффективность развивающей работы повышается.
На тропе дети получают ряд закаливающих процедур, которые благоприятно
и положительно влияют на организм ребёнка. Регулярные проведения физических
упражнений на свежем воздухе, хождение босиком с последующими водными
процедурами
способствуют
закаливанию
детского
организма,
вырабатывает
стойкость
к
различным
неблагоприятным
воздействиям
окружающей
среды
(перегревание,
ветер,
и
др.),
а
также
введение
в
комплексы
упражнений
профилактического
характера
способствует
формированию
свода
стопы
и
правильной осанки. При проведении комплексов упражнений на «Тропе здоровья»
дети
выполняют
различные
двигательные
задачи.
Они
ведут
себя
более
непосредственно,
чем
на
физкультурных
занятиях.
В
содержание
комплексов
включаются интересные игровые упражнения, также упражнения с предметами -
мячом,
гимнастической
палкой,
скакалкой.
Упражнения,
выполняемые
с
эмоциональным
подъёмом,
оказывают
благоприятное
воздействие
на
организм
ребёнка.
Подобные
упражнения
профилактической
направленно сти
воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими в самостоятельную
двигательную деятельность, что чрезвычайно важно.
Систематическое использование в работе с детьми различных упражнений на
«Тропе здоровья » содействуют воспитанию у детей возможности разностороннего
применения, приобретаемых ими навыков движений, совершенствованию навыков
обращения
с
предметами,
развитию
наблюдательности,
пространственных
ориентировок и в целом способствуют развитию подвижности.