Напоминание

"Обучение детей творческому рассказыванию с опорой на картинки".


Автор: Азнабаева Альфия Ильдусовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ №10"БЕЛОЧКА"
Населённый пункт: Лангепас
Наименование материала: Сообщение из опыта работы.
Тема: "Обучение детей творческому рассказыванию с опорой на картинки".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учре- ждение «Детский сад комбинированного вида № 10 «Белочка»
Сообщение из опыта работы: «Обучение

детей творческому рассказыванию с опо-

рой на картинки».

Воспитатель: Азнабаева А.И

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, ска- зок, стихов, загадок, небылиц. Это требует от детей активной работы вообра- жения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, уча- стия положительных эмоций. Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Одним из важных методических вопросов обучения творческому расска- зыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, сказку с чётким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребёнка, уровню его речевого развития, затраги- вает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углуб- ляет интерес к речевой деятельности. На занятиях дошкольники учатся проявлять творческую инициативу и выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют на- копленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события или действия. Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного творчества и роли педагога в этом процессе. Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию яв- ляются 1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни; 2. Обогащение и активизация словаря; 3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказыва- ния; 4. Правильное понимание детьми придумывать (т.е. создавать нечто новое, рассказывать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не ви- дел, но «придумал»). Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки – зайчики, медвежата, матрёшки, куклы и т.д. На занятиях я пользуюсь различными приёмами, которые обеспечивают осмысленное и эмоционально заинтересованное восприятие сюжета побу- ждают детей к предварительному обдумыванию своих ответов, это такие как: вопросы, указания, упражнения, оценка, использование речевых образцов.
Обучая детей творческому рассказыванию, использую следующие вари- анты: 1. Придумывания предложения и завершения рассказа (воспитатель предлагает начало рассказа, его завязку, а события и героев придумывают дети) реали- стического или сказочного. 2. Придумывание рассказа по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания). Предлагается составлять план в естественной разго- ворной форме. 3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребёнок выступает автором, выбирает содержание и форму. Работу с детьми начинаю с придумывания реалистических сюжетов. Наибо- лее лёгким принять считать придумывание предложения и завершения рассказа. Даю образец, который содержит завязку и определяет пути сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Дети продол- жают и развивают сюжет до развязки. Уже далее предлагаю детям сюжет, о котором ранее велась беседа. Предлагаю послушать рассказ. Ответить на заданные вопросы. В заключении беседы предлагаю сделать выводы, о чём говорилось в рассказе и попробо- вать придумать свой рассказ по данному сюжету. Итак, с помощью содержательных вопросов у детей активизируется па- мять, мышление, воображение, подготавливая их к творческой деятельности. С планом знакомлю детей после того, как им становятся известны сюжет и тема рассказа. А чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, предла- гаю кому-либо из детей повторить основные его моменты. А в дальнейшем, при анализе и оценке каждого выступления, обращаю внимание на то, в какой степени рассказчик придерживался плана и сумел ли он достаточно обстоя- тельно раскрыть замысел. А когда дети научатся работать на основе готового, предлагаемого мной планом, привлекаю их самих к обдумыванию последовательности изложения творческого рассказа.
«Обучение воспитанников творческому рассказыванию с опорой на кар-

тинки».
Работая над обучением детей творческому рассказыванию я поставила перед собой такие задачи: 1. Формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец);
2. Развитие умения раскрыть тему и основную мысль высказывания; 3. Озаглавить рассказ; 4. Обучение построению высказываний разных типов: описаний, повествова- ний, рассуждений; 5. Составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; 6. Использование соответствующих моделей (схем), отражающих последова- тельность изложения текста. Для решения этих задач я использую следующие варианты работ: приду- мывание рассказа или сказки по плану воспитателя, например, на занятии дети придумывали сказку «Как ежик выручил зайца». Я сначала детям дала план, намечающий последовательность рассказывания, в свободной форме: (сначала опишите главных героев, затем, что могло случиться с зайцем, и как ежик выручил своего друга т.е. чем закончилась история). Детям, испытыва- ющим трудности, задавались вопросы. А также использую такой вариант, как придумывание продолжения и завер- шения рассказа, я сообщаю детям начало, завязку истории или рассказа, а главные события и приключения придумывают дети. Также начали вести работу на придумывание рассказа или сказки на самосто- ятельно выбранную тему. Формы организации работы я использую разные: дети придумывают рассказы индивидуально, в паре, по двое-трое детей, сра- зу несколько человек. Это позволяет ребятам активно общаться друг с дру- гом, обсуждать предложенные варианты, договариваться о последовательно- сти действий и развитие сюжета. В рассказывании по картинкам я начала формировать у детей умение состав- лять текст коллективно (командами). При этом каждый раз изменяю варианты показа картин: сначала детям показываю только одну картинку, остальные за- крыты. Затем, когда первая группа детей составила рассказ, открываю следу- ющую картину и составляет рассказ другая группа детей. И, наконец, откры- ваю все картины, и дети составляют коллективный рассказ по всем картинам. В дальнейшем планирую менять варианты показа картин, например, откры- вать последнюю картину (дети увидят, чем заканчивается сюжет), а затем открывать все остальные. Также использую такой прием: предлагаю детям нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине, например, они рисуют начало или конец предложенного сюжета. А также, предлагаю нарисовать на нескольких маленьких листочках весь задуманный сюжет, а после этого про-
шу последовательно рассказать нам свое высказывание. Такие упражнения помогают ребенку выстраивать сюжет, связывать между собой части текста. При обучении рассказыванию я изготовила схемы в виде поезда с тремя ва- гончиками разного цвета, начало – первый вагончик – зеленого цвета; середи- на – второй вагончик – красного цвета; конец – третий вагончик – синего цве- та. С помощью этих схем дети договариваются, кто будет рассказывать нача- ло, середину, или конец. Также, в своей работе я использую такие игры и упражнения как «Кто скажет по-другому». Цель этой игры: расширять и активизировать образную лексику детей, формировать умение подбирать слова и выражения, наиболее подходящие по смыслу; словесная игра «Выбери концовку рассказа», где формирую умение детей на- ходить наиболее подходящую концовку для рассказов; игра «Играем со сказкой», цель: развивать Рече творческие способности детей, умение приду- мывать несколько вариантов окончания сказки; игра «Рисуем картину словами». Цель: развивать воображение, умение ис- пользовать в описании подобранные по смыслу слова и образные выражения, игра «Ждем гостей», «Составь предложения» и ряд других игр. К своей работе привлекаю и родителей: вместе с детьми они изготавли- вают книжки-малышки, рисуют рисунки для составления творческих расска- зов. Для них мы делаем самодельные книжки которое, они могут посмотреть и прочитать.


В раздел образования