"Обучение детей творческому рассказыванию с опорой на картинки".
Автор: Азнабаева Альфия Ильдусовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ №10"БЕЛОЧКА" Населённый пункт: Лангепас Наименование материала: Сообщение из опыта работы. Тема: "Обучение детей творческому рассказыванию с опорой на картинки". Раздел: дошкольное образование
Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учре-
ждение «Детский сад комбинированного вида № 10 «Белочка»
Сообщение из опыта работы: «Обучение
детей творческому рассказыванию с опо-
рой на картинки».
Воспитатель: Азнабаева А.И
Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, ска-
зок, стихов, загадок, небылиц. Это требует от детей активной работы вообра-
жения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, уча-
стия положительных эмоций.
Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету –
сложный этап работы по формированию связной монологической речи.
Одним из важных методических вопросов обучения творческому расска-
зыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен,
если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, сказку с чётким
композиционным построением, с включением в них элементарных описаний,
если он соответствует опыту ребёнка, уровню его речевого развития, затраги-
вает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углуб-
ляет интерес к речевой деятельности.
На занятиях дошкольники учатся проявлять творческую инициативу и
выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют на-
копленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в
рассказах воображаемые события или действия.
Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение
имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности
словесного творчества и роли педагога в этом процессе.
Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию яв-
ляются
1.
Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
2.
Обогащение и активизация словаря;
3.
Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказыва-
ния;
4.
Правильное понимание детьми придумывать (т.е. создавать нечто новое,
рассказывать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не ви-
дел, но «придумал»).
Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки –
зайчики, медвежата, матрёшки, куклы и т.д.
На занятиях я пользуюсь различными приёмами, которые обеспечивают
осмысленное и эмоционально заинтересованное восприятие сюжета побу-
ждают детей к предварительному обдумыванию своих ответов, это такие как:
вопросы, указания, упражнения, оценка, использование речевых образцов.
Обучая детей творческому рассказыванию, использую следующие вари-
анты:
1.
Придумывания предложения и завершения рассказа (воспитатель предлагает
начало рассказа, его завязку, а события и героев придумывают дети) реали-
стического или сказочного.
2.
Придумывание рассказа по плану воспитателя (большая самостоятельность в
развитии содержания). Предлагается составлять план в естественной разго-
ворной форме.
3.
Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана).
Ребёнок выступает автором, выбирает содержание и форму.
Работу с детьми начинаю с придумывания реалистических сюжетов. Наибо-
лее лёгким принять считать придумывание предложения и завершения
рассказа. Даю образец, который содержит завязку и определяет пути сюжета.
Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и
его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Дети продол-
жают и развивают сюжет до развязки.
Уже далее предлагаю детям сюжет, о котором ранее велась беседа.
Предлагаю послушать рассказ. Ответить на заданные вопросы. В заключении
беседы предлагаю сделать выводы, о чём говорилось в рассказе и попробо-
вать придумать свой рассказ по данному сюжету.
Итак, с помощью содержательных вопросов у детей активизируется па-
мять, мышление, воображение, подготавливая их к творческой деятельности.
С планом знакомлю детей после того, как им становятся известны сюжет
и тема рассказа. А чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, предла-
гаю кому-либо из детей повторить основные его моменты. А в дальнейшем,
при анализе и оценке каждого выступления, обращаю внимание на то, в какой
степени рассказчик придерживался плана и сумел ли он достаточно обстоя-
тельно раскрыть замысел.
А когда дети научатся работать на основе готового, предлагаемого мной
планом, привлекаю их самих к обдумыванию последовательности изложения
творческого рассказа.
«Обучение воспитанников творческому рассказыванию с опорой на кар-
тинки».
Работая над обучением детей творческому рассказыванию я поставила перед
собой такие задачи:
1. Формирование элементарных представлений о структуре текста (начало,
середина, конец);
2. Развитие умения раскрыть тему и основную мысль высказывания;
3. Озаглавить рассказ;
4. Обучение построению высказываний разных типов: описаний, повествова-
ний, рассуждений;
5. Составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с
соблюдением логики изложения и использованием средств художественной
выразительности;
6. Использование соответствующих моделей (схем), отражающих последова-
тельность изложения текста.
Для решения этих задач я использую следующие варианты работ: приду-
мывание рассказа или сказки по плану воспитателя, например, на занятии
дети придумывали сказку «Как ежик выручил зайца». Я сначала детям дала
план, намечающий последовательность рассказывания, в свободной форме:
(сначала опишите главных героев, затем, что могло случиться с зайцем, и как
ежик выручил своего друга т.е. чем закончилась история). Детям, испытыва-
ющим трудности, задавались вопросы.
А также использую такой вариант, как придумывание продолжения и завер-
шения рассказа, я сообщаю детям начало, завязку истории или рассказа, а
главные события и приключения придумывают дети.
Также начали вести работу на придумывание рассказа или сказки на самосто-
ятельно выбранную тему. Формы организации работы я использую разные:
дети придумывают рассказы индивидуально, в паре, по двое-трое детей, сра-
зу несколько человек. Это позволяет ребятам активно общаться друг с дру-
гом, обсуждать предложенные варианты, договариваться о последовательно-
сти действий и развитие сюжета.
В рассказывании по картинкам я начала формировать у детей умение состав-
лять текст коллективно (командами). При этом каждый раз изменяю варианты
показа картин: сначала детям показываю только одну картинку, остальные за-
крыты. Затем, когда первая группа детей составила рассказ, открываю следу-
ющую картину и составляет рассказ другая группа детей. И, наконец, откры-
ваю все картины, и дети составляют коллективный рассказ по всем картинам.
В дальнейшем планирую менять варианты показа картин, например, откры-
вать последнюю картину (дети увидят, чем заканчивается сюжет), а затем
открывать все остальные.
Также использую такой прием: предлагаю детям нарисовать недостающие
структурные части к предложенной картине, например, они рисуют начало
или конец предложенного сюжета. А также, предлагаю нарисовать на
нескольких маленьких листочках весь задуманный сюжет, а после этого про-
шу последовательно рассказать нам свое высказывание. Такие упражнения
помогают ребенку выстраивать сюжет, связывать между собой части текста.
При обучении рассказыванию я изготовила схемы в виде поезда с тремя ва-
гончиками разного цвета, начало – первый вагончик – зеленого цвета; середи-
на – второй вагончик – красного цвета; конец – третий вагончик – синего цве-
та. С помощью этих схем дети договариваются, кто будет рассказывать нача-
ло, середину, или конец.
Также, в своей работе я использую такие игры и упражнения как «Кто
скажет по-другому». Цель этой игры: расширять и активизировать образную
лексику детей, формировать умение подбирать слова и выражения, наиболее
подходящие по смыслу;
словесная игра «Выбери концовку рассказа», где формирую умение детей на-
ходить наиболее подходящую концовку для рассказов; игра «Играем со
сказкой», цель: развивать Рече творческие способности детей, умение приду-
мывать несколько вариантов окончания сказки;
игра «Рисуем картину словами». Цель: развивать воображение, умение ис-
пользовать в описании подобранные по смыслу слова и образные выражения,
игра «Ждем гостей», «Составь предложения» и ряд других игр.
К своей работе привлекаю и родителей: вместе с детьми они изготавли-
вают книжки-малышки, рисуют рисунки для составления творческих расска-
зов. Для них мы делаем самодельные книжки которое, они могут посмотреть
и прочитать.