Напоминание

Конструктивно-модельная деятельность в детском саду


Автор: Коровина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №21 "Теремок"
Населённый пункт: город Дубна
Наименование материала: Статья
Тема: Конструктивно-модельная деятельность в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №21 «Теремок» города Дубны Московской области «Конструктивно-модельная деятельность в детском саду» (из опыта работы) Подготовила и провела Зам. зав по ВМР, воспитатель Коровина И.В. г. Дубна, 2015 г.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание психолого- педагогической работы осуществляется по следующим направлениям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Раздел

«Конструктивно-модельная деятельность
» входит в состав образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». По образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»
конструктивно-модельная деятельность
происходит во всех возрастных группах.
Конструирование из различных материалов –
форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
Виды конструктивно-модельной деятельности:
-из строительных материалов; -из коробок, катушек и другого бросового материала; -из природного материала; - из бумаги. Педагоги нашего ДОУ строят свою работу по развитию конструктивных навыков и умений у дошкольников на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», парциальной программы Конструирование и художественный труд в детском саду» под редакцией Людмилы Викторовны Куцаковой. Ранее занятия проводились педагогами во всех возрастных группах ежемесячно, так как данный раздел входил в образовательную область «Познавательное развитие». В данный момент занятия со строительным материалом проводятся в 1 группе раннего возраста еженедельно. В остальных возрастных группах конструктивно- модельная деятельность проводится как часть какого-либо интегрированного занятия, в совместно-партнерской и самостоятельной деятельности
.

В связи

с этим,

требуется

уделять

больше

внимания

конструированию

при

планировании

совместно-партнёрской деятельности.

Основным принципом

работы воспитателей

является

системность и

последовательность.
г. Дубна, 2015 г.

В первой группе раннего возраста

(от 1-2 лет)
педагоги знакомят детей с некоторыми формами: кубик, кирпичик, призма, цилиндр, опредмечивая их (цилиндр – столбик, труба; призма – крыша). Знакомит со способами конструирования – прикладыванием, накладыванием, приставление побуждает детей обыгрывать постройки. В летнее время на прогулке проводит игры с песком и природным материалом, поощряет самостоятельное включение детьми в сюжетные игры предметов-заместителей.
Во второй группе раннего возраста (от 2-3 лет)
педагоги продолжают знакомить детей с настольным и напольным строительным материалом (кубик, кирпичик, пластина, призма, цилиндр); учат детей сооружать постройки по образцу и пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей) и т.д., по окончании игры приучать убирать постройки на место. В летнее время на прогулке проводит игры с песком и природным материалом, поощряет самостоятельное включение детьми в сюжетные игры предметов-заместителей.
В младшей группе (от 3-4 лет)
воспитатели совершенствуют конструктивные умения, используя разные способы постройки, учат различать и называть строительные детали, изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали на другие или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд); развивают желание сооружать постройки по собственному замыслу; приучают детей аккуратно складывать детали в коробки после игры.
В средней группе (от 4-5 лет)
воспитателиобращают внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада, на прогулках более подробно рассматривают машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к большей части; учат анализировать образец постройки: выделять основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей; соблюдать принцип, заданный воспитателем, («Построй такой же домик, но высокий»); обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы (альбом, открытка, флажки и т.д.), приклеивать к основной форме детали (к дому- окно, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку); приобщать детей к изготовлению поделок их г. Дубна, 2015 г.
природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы, шишек и т.д.
В старшей группе (от 5-6 лет)
педагоги продолжают развивать конструктивные умения, учат выделять основные части и детали конструкций, строить по рисунку, самостоятельно подбирать строительный материал, конструировать сообща, уметь работать коллективно.
В подготовительной группе ( от 6-7 лет)
воспитатели закрепляют навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; продолжают учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машина, дома); знакомят детей с разнообразными пластмассовыми конструкторами и учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.): 1.по рисунку, 2. по словесной инструкции воспитателя, 3.по собственному замыслу. Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учить разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах). Учить создавать конструкции, объединенные одной общей темой (детская площадка, стоянка машин и т.д.)
Практикум «Занимательные игры по конструированию»

«Создай схему»

Задача
: создать пособие по плоскостному моделированию для детей младшего дошкольного возраста из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур и клея.
«Геометрические задачи с палочками»
г. Дубна, 2015 г.

Задача:
выложить палочками (8 шт.) квадрат, добавить ещё четыре палочки, чтобы получилось четыре маленьких квадрата. Сколько фигур получилось? Какие фигуры получатся, если убрать две палочки? Сколько всего фигур?
«Найди ошибку в чертеже»

Задача:
найти ошибку в моделировании. г. Дубна, 2015 г.

«Меняясь местами»
Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и каждому предлагают построить дом из предложенных фигур. Затем игроки меняются местами, внимательно смотрят на постройку соседа, разбирают постройку и строят такую же.
Используема литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - Мозаика-Синтез, 2015 г. 2. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий./ Л.В. Куцакова – М.: ТЦ Сфера, 2009 г. г. Дубна, 2015 г.


В раздел образования