Конструктивно-модельная деятельность в детском саду
Автор: Коровина Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №21 "Теремок" Населённый пункт: город Дубна Наименование материала: Статья Тема: Конструктивно-модельная деятельность в детском саду Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№21 «Теремок» города Дубны Московской области
«Конструктивно-модельная деятельность в детском саду»
(из опыта работы)
Подготовила и провела
Зам. зав по ВМР, воспитатель
Коровина И.В.
г. Дубна, 2015 г.
В
соответствии
с
ФГОС
дошкольного
образования
содержание
психолого-
педагогической
работы
осуществляется
по
следующим
направлениям:
«Познавательное
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Раздел
«Конструктивно-модельная деятельность »
входит
в
состав
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие».
По
образовательной
программе
дошкольного
образования
«От
рождения
до
школы»
конструктивно-модельная деятельность происходит во всех возрастных группах.
Конструирование из различных материалов – форма активности ребенка,
которая
развивает
у
него
пространственное
мышление,
формирует
способность
предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает
речь.
Виды конструктивно-модельной деятельности:
-из строительных материалов;
-из коробок, катушек и другого бросового материала;
-из природного материала;
- из бумаги.
Педагоги нашего ДОУ строят свою работу по развитию конструктивных навыков и
умений у дошкольников на основе примерной общеобразовательной программы «От
рождения до школы», парциальной программы Конструирование и художественный
труд в детском саду» под редакцией Людмилы Викторовны Куцаковой.
Ранее занятия проводились педагогами во всех возрастных группах ежемесячно,
так как данный раздел входил в образовательную область «Познавательное развитие».
В данный момент
занятия со строительным материалом проводятся в 1 группе
раннего возраста еженедельно. В остальных возрастных группах
конструктивно-
модельная деятельность проводится как часть какого-либо интегрированного занятия,
в совместно-партнерской
и самостоятельной деятельности .
В связи
с этим,
требуется
уделять
больше
внимания
конструированию
при
планировании
совместно-партнёрской деятельности.
Основным принципом
работы воспитателей
является
системность и
последовательность.
г. Дубна, 2015 г.
В первой группе раннего возраста
(от 1-2 лет) педагоги знакомят детей с
некоторыми формами: кубик, кирпичик, призма, цилиндр, опредмечивая их (цилиндр –
столбик,
труба;
призма
–
крыша). Знакомит
со
способами
конструирования
–
прикладыванием,
накладыванием,
приставление
побуждает
детей
обыгрывать
постройки. В летнее время на прогулке проводит игры с песком
и природным
материалом,
поощряет
самостоятельное
включение
детьми
в
сюжетные
игры
предметов-заместителей.
Во второй группе раннего возраста (от 2-3 лет)
педагоги продолжают знакомить
детей
с
настольным
и
напольным
строительным
материалом
(кубик,
кирпичик,
пластина,
призма,
цилиндр);
учат
детей
сооружать
постройки
по
образцу
и
пользоваться
дополнительными
сюжетными
игрушками,
соразмерными
масштабам
построек (маленькие машинки для маленьких гаражей) и т.д., по окончании игры
приучать убирать постройки на место. В летнее время на прогулке проводит игры с
песком
и природным материалом, поощряет самостоятельное включение детьми в
сюжетные игры предметов-заместителей.
В младшей группе (от 3-4 лет)
воспитатели совершенствуют конструктивные
умения,
используя
разные
способы
постройки,
учат
различать
и
называть
строительные детали, изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали на
другие или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и
длинный поезд); развивают желание сооружать постройки по собственному замыслу;
приучают детей аккуратно складывать детали в коробки после игры.
В средней группе (от 4-5 лет) воспитателиобращают внимание детей на
различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада, на прогулках более
подробно
рассматривают
машины,
тележки,
автобусы
и
другие
виды
транспорта,
выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к большей части;
учат
анализировать образец постройки: выделять основные части, устанавливать
пространственное
расположение
этих
частей;
соблюдать
принцип,
заданный
воспитателем, («Построй такой же домик, но высокий»); обучать конструированию из
бумаги: сгибать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы (альбом,
открытка, флажки и т.д.), приклеивать к основной форме детали (к дому- окно, трубу; к
автобусу – колеса; к стулу – спинку); приобщать детей к изготовлению поделок их
г. Дубна, 2015 г.
природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы,
соломы, шишек и т.д.
В старшей группе (от 5-6 лет)
педагоги продолжают развивать конструктивные
умения, учат выделять основные части и детали конструкций, строить по рисунку,
самостоятельно
подбирать
строительный
материал,
конструировать
сообща,
уметь
работать коллективно.
В подготовительной группе ( от 6-7 лет)
воспитатели закрепляют навыки
коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с
общим замыслом, не мешая друг другу; продолжают учить сооружать постройки,
объединенные общей темой (улица, машина, дома); знакомят детей с разнообразными
пластмассовыми
конструкторами
и
учат
создавать
различные
модели
(здания,
самолеты, поезда и т.д.):
1.по рисунку,
2. по словесной инструкции воспитателя,
3.по собственному замыслу.
Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами.
Учить
разбирать
конструкции
при
помощи
скобы
и
киянки
(в
пластмассовых
конструкторах).
Учить
создавать
конструкции,
объединенные
одной
общей
темой
(детская площадка, стоянка машин и т.д.)
Практикум «Занимательные игры по конструированию»
«Создай схему»
Задача : создать пособие
по плоскостному
моделированию для детей младшего
дошкольного
возраста
из
предварительно
вырезанных
картонных
геометрических
фигур и клея.
«Геометрические задачи с палочками»
г. Дубна, 2015 г.
Задача: выложить палочками (8 шт.) квадрат, добавить ещё четыре палочки, чтобы
получилось четыре маленьких квадрата. Сколько фигур получилось? Какие фигуры
получатся, если убрать две палочки? Сколько всего фигур?
«Найди ошибку в чертеже»
Задача: найти ошибку в моделировании.
г. Дубна, 2015 г.
«Меняясь местами»
Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и каждому предлагают построить
дом из предложенных фигур. Затем игроки меняются местами, внимательно смотрят
на постройку соседа, разбирают постройку и строят такую же.
Используема литература:
1.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой, - Мозаика-Синтез, 2015 г.
2.
Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и
конспекты занятий./ Л.В. Куцакова – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
г. Дубна, 2015 г.