" Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"
Автор: Кузнецова Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с 45 Населённый пункт: Екатеринбург Наименование материала: консультация для родителей Тема: " Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста" Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей: « Развитие сенсорных способностей у детей раннего
возраста»
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его
представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в
пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование
сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание
направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать
предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение
в пространстве, высоту звуков и т. п.)
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку
психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста
включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в
процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит
источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к
сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних
этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
Значение сенсорного воспитания в раннем возрасте?
Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка,
развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание
способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный,
зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.),
величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый,
горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).
Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны
пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания
(гладкий, колючий, пушистый и т.д.).
Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое
место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об
окружающем мире.
Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам
окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через
предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация,
конструирование.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте
накапливаются представления о форме, цвете, величине.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые,
закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по
величине между несколькими предметами.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет
фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного
развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.
В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны
быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по
возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.
Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь
несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих
предметов, животных.
Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически
осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные
принципы построения общения с детьми.
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь
иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим
ребенком.
2. Говорите с ребенком- сначала называя окружающие предметы, позже –
действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и
формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не
иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь
этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение — это
всегда немного общение «навырост».
6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте
ребенка «поиграть в соседней комнате».
8. Ходите с ребенком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10.Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка.
Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для
реализации его замыслов.
11.Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее.
Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а
дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
Путь дошкольника очень – ответственный. Поэтому нам надо помнить: все, что
происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, а
Вам родители нужно только развивать способности Вашего ребёнка, ценить его
потенциал и помогать ему во всём.
Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-
развивающей среды в семье.
Для детей 1.5 – 2,5 года.
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет
богатство окружающей его среды:
Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева,
камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п.,
причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок
имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
Различные движущиеся игрушки;
Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и
т.д.;
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.
Это могут быть:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками,
песком, скрепками, пуговицами и т.д.
- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и
металлических бусин, колокольчиков и т.п.
- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов,
желудей, каштанов и т.д.
- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие
морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.
- перевернутые детские формочки, ведра,
- свистки и дудочки из глины и дерева.
Конструкторы и мозаика;
Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и
цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.
Игрушки контрастных размеров, и игрушки различной формы (круглые,
кубические),
Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-
достать, насыпать-высыпать и т.д.
Книги с большими предметными картинками,
Качели, прыгунки, мягкие модули.
Для детей 2,5 – 3года.
Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
Разрезные картинки, кубики с картинками;
Парные картинки;
Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;
Несколько видов мозаики;
Разнообразные некомплектные конструкторы;
Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара,
трещотка и др.); и банки разного размера;
Шнуровки, застегивающиеся коврики.
Машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;
Игрушечные животные;
Тканевые мячики;
Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.