Напоминание

Воспитание духовно-нравственных качеств


Автор: Мижирицкая Любовь Семеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №42 с.Сандата
Населённый пункт: с.Сандата,Ростовская область, Сальский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитание духовно-нравственных качеств
Раздел: среднее образование





Назад





Система работы школы по формированию

семейных духовно-нравственных ценностей у школьников
Мижирицкая Любовь Семеновна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №42 с.Сандата Понятие нравственного воспитания очень содержательно. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека. Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций. Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Сандатовская школа является для родителей опорной по семейному воспитанию. В школе реализуется программа «Семья», основная цель которой – организовать сотрудничество педагогов, учащихся и родителей для успешности воспитания подрастающего поколения. Выбрана модель
родительского

всеобуча

и

подготовки

молодежи

к

семейной

жизни
. Родительский всеобуч планируется классными руководителями исходя из запросов родителей, уровня их образования, конкретной ситуации в классе.
Формы

проведения
его разнообразны: лекция, деловая игра, круглый стол, практикум, обмен мнением, дискуссия. Педагоги стали всё чаще использовать и новые формы проведения всеобуча, такие как тренинг, организационно-деятельностная игра. Формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве. Под этим понимается целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье – это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе. Подготовка учащихся к семейной жизни осуществляется через систему классных часов, совместных мероприятий. В 8-9 классах занятия проводятся по программе Л.Н.Урбанович «Слагаемые семейного счастья или учимся быть счастливыми». Задачи, которые решаются на данных занятиях, разнообразны. Это и развитие культуры межличностного и межполового общения; и расширение представлений о социально- значимых и нравственных ценностях семьи, и подготовка старшеклассников к ролевым и функциональным обязанностям в семье. В Сандатовской школе сложилась система работы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей. Она осуществляется по следующим направлениям:
 основное образование;  работа с кадрами;  работа классных руководителей;  внеклассная работа. Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. Это решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая декларативности, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для его форме решает задачи формирования нравственных ценностей. Таким образом, реализуется основная идея курса – формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье. На уроках обществознания, ОБЖ, биологии учащиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, инфляция и семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. На чтении, литературе, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи. На уроках технологии учатся ведению домашнего хозяйства.
Работа

с

кадрами
традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. На заседаниях педсоветов рассматривались следующие вопросы: «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания» (2013); «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы» (2013); на теоретических семинарах – «Семья и школа: проблемы и пути их решения» (2014); на МО классных руководителей – «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей» (2014); «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания» (2015).
В работе классных руководителей
выделяются три основных направления:  просвещение родителей;  управление;  совместные мероприятия. Просветительская деятельность классных руководителей осуществляется через организацию психолого-педагогического всеобуча, опережающее педагогическое
просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства, индивидуальное и групповое консультирование, выпуск буклетов, памяток. Управленческая деятельность заключается в содействии работе родительского комитета класса, решении организационных вопросов на собраниях, в совместном планировании воспитательной работы в классе и школе. Классные руководители организуют и
совместную

с

родителями

внеурочную

деятельность.
Интересен опыт работы классного руководителя 6 класса, которая разработала и реализует воспитательную систему класса «Вместе – дружная семья». Нетрадиционной формой совместных классных часов являются мастер-классы, проводимые родителями. Презентация опыта её работы состоялась на районном методическом объединении классных руководителей. Разнообразна и
внеклассная работа
. В школе проводятся совместные мероприятия: досуговые, спортивные, учебные, трудовые. Эффективным в формировании у школьников семейных духовно-нравственных ценностей является применение традиционных и инновационных форм: коллективных, групповых и индивидуальных. Педагоги в своей работе с родителями используют индивидуальную беседу, задушевный разговор, педагогическое консультирование, индивидуальные поручения, совместный поиск решения проблемы, переписку, вынесение благодарности родителям и детям. Традиционными для школы являются спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Вместе – лучше», совместные походы по родному краю, экскурсии, праздничные программы ко Дню защитника Отечества и международному женскому дню, дни открытых дверей, дни именинников, праздники «Мы школьниками стали» и выпускной бал, совместные классные часы. Инновационной, но уже апробированной является проектная технология, представляющая собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии взрослого и ребенка; способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. С участием родителей были реализованы проекты: «Живи, родник, живи» (2013) по благоустройству и оборудованию родников; «Это нужно живым» (2014) по восстановлению памятника погибшим воинам в селе Сандата; Заинтересованность родителей в совместной деятельности показал и школьный конкурс «Моя семья» (2014). Конкурсные работы разных номинаций отличались по содержанию, форме представления, оформлению. Здесь были фотогазеты, фотоальбомы, презентации, сочинения, фоторепортажи. В школе действуют Клуб родителей будущих первоклассников и Клуб отцов. В организации работы школы по семейному воспитанию достигли определенных результатов. По итогам анкетирования учащихся 7-9 классов ценность «семья» у 72% учащихся и 86% родителей стоит на первом месте.
Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является базовой основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству), интеграции в современное инновационное общество, что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада семьи.


В раздел образования