Автор: Мижирицкая Любовь Семеновна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №42 с.Сандата Населённый пункт: с.Сандата,Ростовская область, Сальский район Наименование материала: методическая разработка Тема: Воспитание духовно-нравственных качеств Раздел: среднее образование
семейных духовно-нравственных ценностей у школьников
Мижирицкая Любовь Семеновна, заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ СОШ №42 с.Сандата
Понятие
нравственного
воспитания
очень
содержательно.
Оно
пронизывает
все
стороны жизнедеятельности человека. В настоящее время молодое поколение воспитывается
в основном
реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни,
зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности
для человека.
Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс,
требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени.
Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена
семейных ценностей, таких как взаимопонимание,
внимательное отношение к родным и
близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность
прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.
Задача
образовательного
учреждения
–
актуализировать
чувство
сопричастности
ребенка
с
семьей,
родом,
родственниками;
дать
возможность
осознать
правила,
регулирующие
взаимоотношения
в
семье;
инициировать
осознание
детьми
семейных
ценностей, традиций, обычаев.
Сандатовская школа является для родителей опорной по семейному воспитанию. В
школе
реализуется
программа
«Семья»,
основная
цель
которой
–
организовать
сотрудничество
педагогов,
учащихся
и
родителей
для
успешности
воспитания
подрастающего
поколения.
Выбрана
модель родительского
всеобуча
и
подготовки
молодежи
к
семейной
жизни .
Родительский
всеобуч
планируется
классными
руководителями исходя из запросов родителей, уровня их образования, конкретной ситуации
в
классе. Формы
проведения
его
разнообразны:
лекция,
деловая
игра,
круглый
стол,
практикум, обмен мнением, дискуссия. Педагоги стали всё чаще использовать и новые
формы проведения всеобуча, такие как тренинг, организационно-деятельностная игра.
Формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве. Под этим
понимается целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на
семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на
семью
и
брак,
подготовку
к
вступлению
в
брак
и
решению
проблем
молодой
семьи.
Подготовка
молодежи
к
семье
–
это
такая
же
важная
проблема,
что
и
подготовка
к
профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе.
Подготовка учащихся к семейной жизни осуществляется через систему классных
часов,
совместных
мероприятий.
В
8-9
классах
занятия
проводятся
по
программе
Л.Н.Урбанович
«Слагаемые
семейного
счастья
или
учимся
быть
счастливыми».
Задачи,
которые
решаются
на
данных
занятиях,
разнообразны.
Это
и
развитие
культуры
межличностного
и
межполового
общения;
и
расширение
представлений
о
социально-
значимых и нравственных ценностях семьи, и подготовка старшеклассников к ролевым и
функциональным обязанностям в семье.
В
Сандатовской
школе
сложилась
система
работы
по
формированию
семейных
духовно-нравственных ценностей. Она осуществляется по следующим направлениям:
основное образование;
работа с кадрами;
работа классных руководителей;
внеклассная работа.
Одним
из
важнейших
положений
Стандарта
является
ориентация
содержания
образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и
нравственное богатство российского народа.
Это
решается
средствами
всех
учебных
предметов,
среди
которых
особое
место
занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной
из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира
предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и
ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами),
совместные
экологические
действия
(уборка
двора,
посадка
деревьев),
прогулки
и
путешествия.
Вовлечение
ребенка
и
взрослого
в
реальную
совместную
деятельность
позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая
декларативности, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для
его
форме
решает
задачи
формирования
нравственных
ценностей.
Таким
образом,
реализуется основная идея курса – формирование семейных ценностей через организацию
совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.
На уроках обществознания, ОБЖ, биологии учащиеся рассматривают разнообразные
вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, инфляция и семейная экономика,
брак
и
семья,
семья
и
здоровый
образ
жизни,
репродуктивное
здоровье
населения
и
национальная
безопасность
России.
На
чтении,
литературе,
истории
ведут
разговор
о
семейном
воспитании,
традициях,
конфликте
«отцов
и
детей»,
необходимости
взаимопонимания
и
взаимопомощи.
На
уроках
технологии
учатся
ведению
домашнего
хозяйства.
Работа
с
кадрами
традиционно
осуществляется
через
педагогические
советы,
теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных
руководителей.
На
заседаниях
педсоветов
рассматривались
следующие
вопросы:
«Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания»
(2013);
«Формирование
семейных
духовно-нравственных
ценностей
в
условиях
взаимодействия семьи и школы» (2013); на теоретических семинарах – «Семья и школа:
проблемы и пути их решения» (2014); на МО классных руководителей – «Повышение
психолого-педагогической
компетентности
родителей»
(2014);
«Социальное
партнерство
семьи и школы в сфере воспитания» (2015).
В работе классных руководителей выделяются три основных направления:
просвещение родителей;
управление;
совместные мероприятия.
Просветительская
деятельность
классных
руководителей
осуществляется
через
организацию
психолого-педагогического
всеобуча, опережающее
педагогическое
просвещение
родителей
по
формированию
у
них
ценностей
семьи,
сознательного
родительства, индивидуальное и групповое консультирование, выпуск буклетов, памяток.
Управленческая
деятельность
заключается
в
содействии
работе
родительского
комитета
класса,
решении
организационных
вопросов
на
собраниях,
в совместном
планировании воспитательной работы в классе и школе.
Классные
руководители
организуют
и
совместную
с
родителями
внеурочную
деятельность.
Интересен опыт работы классного руководителя 6 класса, которая разработала и
реализует воспитательную систему класса «Вместе – дружная семья». Нетрадиционной
формой
совместных классных часов являются мастер-классы, проводимые родителями.
Презентация опыта её работы состоялась на районном методическом объединении классных
руководителей.
Разнообразна и внеклассная работа . В школе проводятся совместные мероприятия:
досуговые, спортивные, учебные, трудовые.
Эффективным
в
формировании
у
школьников
семейных
духовно-нравственных
ценностей
является
применение
традиционных
и
инновационных
форм:
коллективных,
групповых
и
индивидуальных.
Педагоги
в
своей
работе
с
родителями
используют
индивидуальную
беседу,
задушевный
разговор,
педагогическое
консультирование,
индивидуальные поручения, совместный поиск решения проблемы, переписку, вынесение
благодарности родителям и детям.
Традиционными для школы являются спортивные мероприятия
«Папа, мама, я –
спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Вместе – лучше», совместные
походы по родному краю, экскурсии, праздничные программы ко Дню защитника Отечества
и международному женскому дню, дни открытых дверей, дни именинников, праздники «Мы
школьниками стали» и выпускной бал, совместные классные часы.
Инновационной,
но
уже
апробированной
является
проектная технология,
представляющая
собой
способ
организации
педагогического
процесса,
основанный
на
взаимодействии
взрослого
и
ребенка;
способ
взаимодействия
с
окружающей
средой,
поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
С участием родителей были реализованы проекты: «Живи, родник, живи» (2013) по
благоустройству и оборудованию родников; «Это нужно живым» (2014) по восстановлению
памятника погибшим воинам в селе Сандата;
Заинтересованность родителей
в совместной деятельности показал и школьный
конкурс
«Моя
семья»
(2014).
Конкурсные
работы
разных
номинаций
отличались
по
содержанию, форме представления, оформлению. Здесь были фотогазеты, фотоальбомы,
презентации, сочинения, фоторепортажи.
В школе действуют Клуб родителей будущих первоклассников и Клуб отцов.
В организации работы школы по семейному воспитанию достигли определенных
результатов.
По
итогам
анкетирования
учащихся
7-9
классов
ценность
«семья»
у
72%
учащихся и 86% родителей стоит на первом месте.
Формирование
семейных
духовно-нравственных
ценностей
у
подрастающего
поколения является базовой основой формирования у них готовности к семейной жизни и
ответственному
родительству
(материнству
или
отцовству),
интеграции
в
современное
инновационное
общество,
что
способствует
решению
таких
социальных
проблем,
как
преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения
детей и молодежи, распада семьи.