Автор: Французова Роза Никоноровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №43"Детский сад комбинированного вида" Населённый пункт: г. Кемерово,Кемеровская область Наименование материала: Статья Тема: "Нет недугам и несчастьям !" Раздел: дошкольное образование
Дети дороги всем. Мы хотим вырастить их здоровыми и крепкими. И как
горько и досадно, когда юная жизнь обрывается в самом начале,
коверкается, уродуется, а иногда и со смертельным исходом.. А происходит
это на наших глазах.
Простейший способ продлить жизнь- это не укорачивать ее неразумным
поведением, а лучше всячески беречь и укреплять здоровье , чем беспечно
транжирить его и затем восстанавливать лечением. Советы старинные , но
не стареющие. На них ориентируется не только медицина с ее давним
упором на профилактику, а и педагогика, которая должна способствовать
предупреждению, предотвращению заболеваний, несчастных случаев,
трагических исходов.
Забота о сохранности детской жизни-важнейшая задача дошкольного
учреждения ,государства и семьи. Участившиеся в последнее время
трагические случаи пожаров в детских учреждениях и анализ их причин
возникновения убеждают в необходимости систематической работы с
детьми, с педагогами и с родителями.
Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей ,которые
становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей
,пострадавших от пожара ,возрастает с каждым годом, и это не может не
вызывать тревогу.
«Семья и детский сад»-два воспитательных института, каждый из которых
обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный опыт.
Только во взаимодействии с родителями мы можем создать оптимальные
условия для вхождения маленького человека в большой мир. Задача
взрослых-педагогов и родителей состоит в том, чтобы оберегать и защищать
ребенка ,и, что еще важнее , научить их защищаться самостоятельно в
беспокойном мире, важно научить детей осознанно действовать в той или
иной ситуации. Ребенок дошкольного возраста должен овладеть
элементарными навыками поведения на прогулке, улице, в транспорте и т.д.
Привитые с детства знания и навыки безопасного поведения становятся
естественными в поведении взрослого человека. Отводя детскому саду
важную роль в обучении ППБ, даже при самой совершенной и эффективной
работе он не сможет заменить функции других участников этого процесса,
особенно родителей. Именно они должны играть решающую роль не только
в силу своего родительского статуса , но потому, что их собственное
поведение является примером для подражания. Очень важно, чтобы
ребенок осознавал возможные последствия поведения, знал правила
безопасного поведения, умел их применять в реальной жизни, на практике.
Недаром большинство педагогов согласны с формулой : «По –настоящему в
человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье». Отсюда требования-
поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении
всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные
действия. Взрослые должны понимать ,что от соблюдения правил
безопасного поведения зависит самое главное-жизнь и здоровье маленького
человека. Взаимодействие с родителями строится на полном
взаимопонимании и сотрудничестве.
Для воспитателей в нашем детском саду по организации работы с семьей по
данной теме составлены рекомендации, анкеты для родителей, сценарии
проведения совместных мероприятий. Так, в начале учебного года провели
анкетирование с родителями на тему «Откуда идет опасность?», нами были
получены следующие результаты, которые позволили выявить, что степень
заинтересованности родителей по этой теме на среднем уровне. Исходя из
вышесказанного , можно сделать вывод, что одной из основной целей нашей
работы является : вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс с
целью достижения наиболее эффективных результатов в обучении детей
Основам Безопасности Жизнедеятельности. В соответствии с целью были
поставлены следующие задачи:
1. Убедить родителей подходить к проблеме
безопасности Жизнедеятельности детей с полной ответственностью.
2 .Напомнить родителям о необходимости проводить с детьми
профилактические мероприятия для формирования правильного поведения
ребенка на улице и дома.
3 .Закрепить с родителями правила оказания первой медицинской помощи
при несчастных случаях.
4.С помощью практических занятий научить родителей как правильно
обучать ребенка ориентироваться в чрезвычайных ситуациях.
Для реализации поставленных целей и задач, в начале учебного года нами
была разработана система работы с родителями. Которая включает в себя
изучение психолого-педагогической литературы, и создание условий, и
подбор литературы, демонстрационного материала, и разработка
методических педагогических мероприятий с родителями. Данную систему
по ОБЖ мы решили реализовать через педагогический проект «Островки
безопасности», который состоял из основных этапов-направлений
взаимодействия с семьей:
1.Изучение потребностей родителей в образовательных услугах;
2.Просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры;
3.Вовлечение родителей в образовательный процесс;
4.Оказание помощи семье в воспитании ребенка.
Содержание работы с родителями по ОБЖ включало в себя разнообразные
формы и методы, традиционные и нетрадиционные формы общения
педагога с родителями дошкольников, суть которых-обогатить их с
педагогическими знаниями. Большая роль отводилась решению проблемных
ситуаций. Это побуждает взрослых к анализу воспитательных приемов,
поиску более подходящего способа родительского поведения. Родителям
предлагались задания , дать оценку разным формам обращения к ребенку.
Позволяющим увидеть разницу, выбрать наиболее удачные, заменить
нежелательные. Также с родителями были проведены беседы,
консультации ,оформляли папки-ширмы, папки-передвижки. Во время бесед
проводились тренинги, давались индивидуальные домашние задания.
Другим направлением (этапом) нашего проекта было вовлечение родителей
в образовательный процесс ,т.е. проведение совместных педагогических
мероприятий с детьми и их родителей: викторины, развлечения, Дни
открытых дверей, встречи с интересными людьми, пополнение развивающей
среды своими руками и т.д. Периодически выставляется для родителей
ширмы, папки-передвижки, памятки, буклеты ,советы, рекомендации,
презентации, листовки. Организовывались выставки дидактических и
настольно-печатных игр и пособий по безопасности, выставки стенгазет,
конкурсы рисунков и поделок. Важно, чтобы между родителями и
педагогами было достигнуто полное взаимопонимание, т.к. разные
требования, предьявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут
вызвать у них растерянность и обиду.
Таким образом, предложенная система работы по взаимодействию с
семьями воспитанников как путь накопления опыта безопасного поведения в
быту дошкольником, помогает взрослым осознать значимость
предупредительных мер при условии использования собственного примера,
сотрудничества с малышом и обеспечения активности ребенка в данном
процессе. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми
может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о
безопасности. Хорошие знания ,умения, навыки детей- залог их безопасности
в экстремальных условиях, поэтому мы считаем, что обучение детей
правилам безопасного поведения очень важная и необходимая работа
соответствует новым федеральным государственным образовательным
стандартам .
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – «Детство –
Пресс», 2011.
2. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей //Дошкольное воспитание.
– 1985, №6, 1987 №7.
3. К. Ю. Белая. Формирование основ Безопасности. Пособие для педагогов
дошкольных учреждений и родителей.- М:МОЗАЙКА- СИНТЕЗ. 2012.-64с.
4. Т. Н. Зенина. Родительские собрания в детском саду. Учебно -
методическое пособие.- М., Педагогическое общество России, 2007- 96 с.
5. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности. Творческий Центр, - М.,
2008.