"Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
Автор: Низаева Лейля Фанавиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детскйй сад №23
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Трудовое воспитание в детском саду
Тема: "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Назад
Трудовое воспитание детей в детском саду
Статья на тему: «Трудовое воспитание детей
дошкольного возраста»
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Воспитание является одной из важнейших составляющих
образовательного процесса. В соответствии с
Федеральным Законом Российской Федерации «Об
образовании» воспитание рассматривается как
целенаправленная деятельность, ориентированная на
создание условий для формирования духовно-нравственной
личности, интеграции личности в национальную и
мировую культуру, формирования человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество и
нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 ,
ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном
государственном образовательном стандарте
дошкольного образования одно из направлений в
социально-коммуникативном развитии -это
формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей
дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов
деятельности реализовывается в самообслуживание и
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал. (ФГОС 2.7)
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую
силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в
труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже
не сможет стать злым, не добрым человеком».
Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал:
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее
наследство, которое может оставить своим детям и
бедный и богач». Итак, что такое труд?
Труд следует рассматривать как средство умственного
воспитания детей, поскольку он способствует развитию
мышления, внимания, сообразительности, творческого
воображения, умению планировать свою работу. Трудовое
воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого
раннего возраста и осуществляться последовательно и
систематично.
В программе «От рождения до школы» выделяются
следующие виды труда:
1. Самообслуживание (труд, направленный на
удовлетворение повседневных личных потребностей:
самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной
последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка
рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи,
убирать свою постель). Работа по воспитанию навыков
самообслуживания в каждой возрастной группе строится
по-разному. Во второй младшей группе она проводится
часто – 1 раз в неделю, а по мере приобретения детьми
навыков объем плановой рабаты уменьшается в средней,
старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.
2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений:
убрать игрушки, пособия; собратьлисточки на участке;
приучение поддерживать порядок в групповой комнате и
на участке).
3. Дежурство по столовой и занятиям. 5-7 лет
самостоятельно подметать, очищать дорожки,
поливать песок, убирать песок вокруг песочницы,
заниматься стиркой, помощь малышам.
4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде
и в саду: учатся поливать растения, сажать лук, сеять
крупные семена, поливать грядки, собирать урожай
овощей, пересаживать комнатный растения,
выращивать корм для птиц и животных, насыпать и
раскладывать корм в кормушки; 5-7 лет – учатся
очищать, мыть, убирать инвентарь, перекапывать
грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения,
обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, выкапывать
клубни и луковицы цветов, высевать семена, сажать
корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду,
заниматься черенкованием растений, пересадка из грунта
в горшки).
5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы:
починка, подклеивание книг, коробок, пришивание
оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек;
сортирование природного материала; тонирование бумаг
для рисунков и аппликаций; изготовление под
руководством воспитателя мелкого счетного материала,
пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и
бросового материала, из бумаги и картона, ткани).
Три основные формы организации труда детей:
1. Поручение
2. Дежурство
3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая и
выпускная группы)
Отношение детей к труду во многом зависит от того,
какое значение предаем этому мы педагоги. Можно
помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость
от труда, а можно и отбить желание, если использовать
сухие, неинтересные для детей приемы Приобщение
ребенка к самостоятельному посильному труду, его
знакомство с работой взрослых является важнейшим
средством формирования именно нравственных основ
личности ребенка, ее гуманистической направленности,
волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника
необходимо организовывать так, чтобы
труд перекликался с игрой, был ее составной частью.
Именно так ребенок учится, привыкает работать, не
замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей
увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие
приемы, в которых все учтено, при организации трудовых
дел с детьми? Конечно, есть. Приведем несколько
примеров:
После прихода с прогулки воспитатель показывает детям
Хрюшу. Обращает их внимание на грязь, на его
пластмассовой мордочке
– Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости?
- Что ты Хрюша такой грязный? И таким грязнулей
пришел к нам? Ну-ка, догадайся, что тебе нужно
обязательно сейчас сделать?
Хрюша: Поцеловать вас в щечку! (тянется к воспитателю
пятачком и к ребенку). Воспитатель: Нет, нет, нет! Я
совсем не хочу целоваться с таким грязнулей! Ребята,
подскажите, Хрюше, что ему нужно делать? (ответы
детей)
Перед мытьем рук воспитатель говорит:
-Сегодня Буратино пришел к вам учиться мыть руки. Он не
верит мне, что дети могут мыть руки так чисто, что на
полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в
этом сам.
Дети любят не только игру, но и тайны и секреты.
Например, такой вид труда, как уборка участка можно
превратить в секрет для дворника (обыграть). «У
дворника много работы – говорит воспитатель, - он
устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет
он к нам, а на нашей веранду и делать нечего – чисто.
Пусть думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог
ему».
В труде складываются начальные чувства долга,
ответственности, жизненно необходимые навыки и
умения (что очень важно для подготовки ребенка к
школе!).
Когда дети осознают свои обязанности, когда они
приобретают практический опыт, необходимые
трудовые навыки — это создает у них уверенность в
своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко
наблюдается у детей к концу пятого года жизни,
становится устойчивой чертой в старшем дошкольном
возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои
трудовые занятия, помочь младшим. Труд воспитывает и
физически развивает ребят. Поэтому так важно
приучать их с раннего возраста выполнять несложные
обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в
семье. Все действия так называемого самообслуживания
(кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей
комнатой и т. д.), участие в домашнем труде
составляют важную сторону повседневной жизни ребенка
в семье. Затем уже в специальных условиях
общественного воспитания (детского сада, особенно
школы) эта элементарная форма трудовой
деятельности сочетается с разнообразными действиями
общественно полезной работы, являющейся
исключительно важным средством воспитания
подрастающих поколений.
Одновременно нельзя забывать и о том, что успех
трудового воспитания невозможен без особого внимания
к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том
числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность
со своими интересами, привязанностями,
возможностями, чертами характера. Важнейшим
педагогическим требованием является организация
разнообразного по содержанию труда. Только
разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание
в нем участвовать. В процессе труда необходимо
формировать практические навыки и умения в единстве
со знаниями. При такой организации труда ребенок
приобретает не только навыки, но и знания, необходимые
ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным
педагогическим требованием является осознанность
труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его
цели, результатов и способов их достижения. Трудовая
деятельность детей должна систематически
усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг
знаний, развиваются наблюдательность, планирующие
умения детей. Трудовая деятельность должна быть
регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней
каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным.
Физические усилия, затраченные ребенком, не должны
вызывать переутомления. В противном случае у него
возникает отрицательное отношение к трудовым
заданиям. Продолжительность труда зависит от его
характера и возраста детей: в младшей группе — в
пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с
небольшим отдыхом в зависимости от характера труда,
в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с
перерывом на отдых или сменой характера труда.
Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде.
Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и
той же позе. С этой целью следует чередовать один вид
работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно
безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но
вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не
игрушечный, а настоящий. Анализ педагогического опыта
позволяет утверждать, что труд детей дошкольного
возраста является важнейшим средством воспитания.
Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и
должен быть организован так, чтобы они научились
понимать пользу и необходимость труда для себя и для
коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в
ней радость - необходимое условие для проявления
творчества личности, ее талантов. Важно так
организовать трудовую деятельность детей, чтобы как
можно больше было возможностей привлекать
дошкольников непосредственно к труду. А не вести
просто беседы и не разглядывать красочные картинки.
Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую
деятельность, мы сможем добиться наилучшего
результата в будущем.
Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком –
научите его различным видам деятельности, сделайте
его трудолюбивым.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей
дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М.,
1983.
2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика
руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей
в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к
труду // Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.:
Просвещение, 1998.
4. Интернет - ресурсы
5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А.
Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С.
А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика
группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.
8. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста
в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.:
Просвещение, 1987. - 96с.
9. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-
экологической направленности личности старших
дошкольников в трудовой деятельности / В.В.
Толмачева // Образование в период детства: традиции,
реальность, инновации: международная научно-
практическая конференция. - Шадринск, 2007.
10. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.:
Прогресс, 1985.
11. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б.
Черепанова. - М.: Педагогика, 1990, - 174,[1] с. - (Педагогика
- родителям).
В раздел образования