Напоминание

"Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Низаева Лейля Фанавиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детскйй сад №23
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Трудовое воспитание в детском саду
Тема: "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Трудовое воспитание детей в детском саду

Статья на тему: «Трудовое воспитание детей

дошкольного возраста»

Воспитание должно развить в человеке

привычку и любовь к труду; оно должно

дать ему возможность отыскать

для себя труд в жизни.

К. Д. Ушинский

Воспитание является одной из важнейших составляющих

образовательного процесса. В соответствии с

Федеральным Законом Российской Федерации «Об

образовании» воспитание рассматривается как

целенаправленная деятельность, ориентированная на

создание условий для формирования духовно-нравственной

личности, интеграции личности в национальную и

мировую культуру, формирования человека и гражданина,

интегрированного в современное ему общество и

нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 ,

ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном

государственном образовательном стандарте

дошкольного образования одно из направлений в

социально-коммуникативном развитии -это

формирование позитивных установок к различным видам

труда и творчества; формирование основ безопасного

поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей


дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов

деятельности реализовывается в самообслуживание и

элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

конструирование из разного материала, включая

конструкторы, модули, бумагу, природный и иной

материал. (ФГОС 2.7)

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую

силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в

труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже

не сможет стать злым, не добрым человеком».

Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал:

«Возможность труда и любовь к нему – лучшее

наследство, которое может оставить своим детям и

бедный и богач». Итак, что такое труд?

Труд следует рассматривать как средство умственного

воспитания детей, поскольку он способствует развитию

мышления, внимания, сообразительности, творческого

воображения, умению планировать свою работу. Трудовое

воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого

раннего возраста и осуществляться последовательно и

систематично.

В программе «От рождения до школы» выделяются

следующие виды труда:

1. Самообслуживание (труд, направленный на

удовлетворение повседневных личных потребностей:

самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной

последовательности; К-Г навыки; подготовка и уборка


рабочего места; 5 – 7 лет – стирать свои мелкие вещи,

убирать свою постель). Работа по воспитанию навыков

самообслуживания в каждой возрастной группе строится

по-разному. Во второй младшей группе она проводится

часто – 1 раз в неделю, а по мере приобретения детьми

навыков объем плановой рабаты уменьшается в средней,

старшей, выпускной группах до 2 раз в месяц.

2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений:

убрать игрушки, пособия; собратьлисточки на участке;

приучение поддерживать порядок в групповой комнате и

на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям. 5-7 лет

самостоятельно подметать, очищать дорожки,

поливать песок, убирать песок вокруг песочницы,

заниматься стиркой, помощь малышам.

4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде

и в саду: учатся поливать растения, сажать лук, сеять

крупные семена, поливать грядки, собирать урожай

овощей, пересаживать комнатный растения,

выращивать корм для птиц и животных, насыпать и

раскладывать корм в кормушки; 5-7 лет – учатся

очищать, мыть, убирать инвентарь, перекапывать

грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения,

обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, выкапывать

клубни и луковицы цветов, высевать семена, сажать

корнеплоды, выращивать и высаживать рассаду,

заниматься черенкованием растений, пересадка из грунта


в горшки).

5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы:

починка, подклеивание книг, коробок, пришивание

оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек;

сортирование природного материала; тонирование бумаг

для рисунков и аппликаций; изготовление под

руководством воспитателя мелкого счетного материала,

пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и

бросового материала, из бумаги и картона, ткани).

Три основные формы организации труда детей:

1. Поручение

2. Дежурство

3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая и

выпускная группы)

Отношение детей к труду во многом зависит от того,

какое значение предаем этому мы педагоги. Можно

помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость

от труда, а можно и отбить желание, если использовать

сухие, неинтересные для детей приемы Приобщение

ребенка к самостоятельному посильному труду, его

знакомство с работой взрослых является важнейшим

средством формирования именно нравственных основ

личности ребенка, ее гуманистической направленности,

волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника

необходимо организовывать так, чтобы


труд перекликался с игрой, был ее составной частью.

Именно так ребенок учится, привыкает работать, не

замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей

увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие

приемы, в которых все учтено, при организации трудовых

дел с детьми? Конечно, есть. Приведем несколько

примеров:

После прихода с прогулки воспитатель показывает детям

Хрюшу. Обращает их внимание на грязь, на его

пластмассовой мордочке

– Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости?

- Что ты Хрюша такой грязный? И таким грязнулей

пришел к нам? Ну-ка, догадайся, что тебе нужно

обязательно сейчас сделать?

Хрюша: Поцеловать вас в щечку! (тянется к воспитателю

пятачком и к ребенку). Воспитатель: Нет, нет, нет! Я

совсем не хочу целоваться с таким грязнулей! Ребята,

подскажите, Хрюше, что ему нужно делать? (ответы

детей)

Перед мытьем рук воспитатель говорит:

-Сегодня Буратино пришел к вам учиться мыть руки. Он не

верит мне, что дети могут мыть руки так чисто, что на

полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в

этом сам.


Дети любят не только игру, но и тайны и секреты.

Например, такой вид труда, как уборка участка можно

превратить в секрет для дворника (обыграть). «У

дворника много работы – говорит воспитатель, - он

устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет

он к нам, а на нашей веранду и делать нечего – чисто.

Пусть думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог

ему».

В труде складываются начальные чувства долга,

ответственности, жизненно необходимые навыки и

умения (что очень важно для подготовки ребенка к

школе!).

Когда дети осознают свои обязанности, когда они

приобретают практический опыт, необходимые

трудовые навыки — это создает у них уверенность в

своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко

наблюдается у детей к концу пятого года жизни,

становится устойчивой чертой в старшем дошкольном

возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои

трудовые занятия, помочь младшим. Труд воспитывает и

физически развивает ребят. Поэтому так важно

приучать их с раннего возраста выполнять несложные

обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в

семье. Все действия так называемого самообслуживания

(кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей

комнатой и т. д.), участие в домашнем труде

составляют важную сторону повседневной жизни ребенка

в семье. Затем уже в специальных условиях


общественного воспитания (детского сада, особенно

школы) эта элементарная форма трудовой

деятельности сочетается с разнообразными действиями

общественно полезной работы, являющейся

исключительно важным средством воспитания

подрастающих поколений.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех

трудового воспитания невозможен без особого внимания

к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том

числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность

со своими интересами, привязанностями,

возможностями, чертами характера. Важнейшим

педагогическим требованием является организация

разнообразного по содержанию труда. Только

разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание

в нем участвовать. В процессе труда необходимо

формировать практические навыки и умения в единстве

со знаниями. При такой организации труда ребенок

приобретает не только навыки, но и знания, необходимые

ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным

педагогическим требованием является осознанность

труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его

цели, результатов и способов их достижения. Трудовая

деятельность детей должна систематически

усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг

знаний, развиваются наблюдательность, планирующие

умения детей. Трудовая деятельность должна быть

регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней


каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным.

Физические усилия, затраченные ребенком, не должны

вызывать переутомления. В противном случае у него

возникает отрицательное отношение к трудовым

заданиям. Продолжительность труда зависит от его

характера и возраста детей: в младшей группе — в

пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с

небольшим отдыхом в зависимости от характера труда,

в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с

перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде.

Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и

той же позе. С этой целью следует чередовать один вид

работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно

безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но

вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не

игрушечный, а настоящий. Анализ педагогического опыта

позволяет утверждать, что труд детей дошкольного

возраста является важнейшим средством воспитания.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и

должен быть организован так, чтобы они научились

понимать пользу и необходимость труда для себя и для

коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в

ней радость - необходимое условие для проявления

творчества личности, ее талантов. Важно так

организовать трудовую деятельность детей, чтобы как

можно больше было возможностей привлекать

дошкольников непосредственно к труду. А не вести


просто беседы и не разглядывать красочные картинки.

Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую

деятельность, мы сможем добиться наилучшего

результата в будущем.

Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком –

научите его различным видам деятельности, сделайте

его трудолюбивым.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей

дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М.,

1983.

2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика

руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей

в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к

труду // Воспитание нравственных чувств у старших

дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.:

Просвещение, 1998.

4. Интернет - ресурсы

5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.

6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников:

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А.

Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С.

А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.


7. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика

группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

8. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста

в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.:

Просвещение, 1987. - 96с.

9. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-

экологической направленности личности старших

дошкольников в трудовой деятельности / В.В.

Толмачева // Образование в период детства: традиции,

реальность, инновации: международная научно-

практическая конференция. - Шадринск, 2007.

10. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.:

Прогресс, 1985.

11. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б.

Черепанова. - М.: Педагогика, 1990, - 174,[1] с. - (Педагогика

- родителям).


В раздел образования