ТЕМА: "СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПАТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ" (ПОДВИЖНЫХ ИГР, ФИЗ. МИНУТОК, РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИК В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ)"
Автор: Григорьева Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУд/с №30 Населённый пункт: город Санкт Петербург Наименование материала: опыт работы Тема: ТЕМА: "СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПАТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ" (ПОДВИЖНЫХ ИГР, ФИЗ. МИНУТОК, РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИК В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ)" Раздел: дошкольное образование
ОПЫТ РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ ГБДОУ д/с № 30
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ГРИГОРЬЕВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ
ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПАТОВ
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
(ПОДВИЖНЫХ ИГР, ФИЗ. МИНУТОК, РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИК
В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ)»
С
-
ПЕТЕРБУРГ
2016
Одним из главных требованием к использованию перечисленных выше средств
является их системное и комплексное применение в виде методов образовательной
деятельности: рассказ, дидактический рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрация,
видео метод, упражнения, наглядность, познавательная игра, ситуативный, игровой
метод, и другое.
В структуре метода выделяются приемы, которые можно разделять следующим
образом:
•
защитно-
профилактические (личная гигиена ребенка и гигиена обучения)
•
Компенсаторно- нейтрализующие (физкульт. минутки, оздоровительная,
пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. виды гимнастик, лечебная
физкультура, массаж, самомассаж, псих гимнастика, тренинги, позволяющие
частично научить ребенка нейтрализовать стрессовую ситуацию,
•
Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, фитотерапия и
др.;
Только при условии соблюдения всех подходов в единое целое можно рассчитывать,
что будет сформировано здоровье образовательное пространство, реализующее идеи
здоровьесберегающей педагогики.
Организаиия
развивающей
среды
с
учетом
укрепления
и
сохранения
здоровья.
Окружающая среда является одним из важных факторов в развитии личности ребенка.
Предметно- пространственная среда должна удовлетворять ребенка в физической
активности, самостоятельной двигательной деятельности, и различных формах
самообразования. Как известно ребенок большую часть времени проводит в группе,
поэтому предметно- пространственную среду я организовывала с учетом некоторых
факторов:
•
Личностные особенности ребенка с учетом речевых задач (подбор
материала, индивидуализация)
:
•
Различные интересы, склонности , потребности, предпочтения ребенка;
•
Учитывая половые и возрастные особенности ребенка (игровой материал);
•
Санитарно - гигиенические нормы;
Решение оздоровительных задач средствами здоровье сберегающих
технологий.
Быть здоровым, красивым, молодым, стремиться каждый человек. Хочется
получать удовлетворение, удовольствие от своей работы, стремиться к
самосовершенству, быть гармонично развитым человеком.
Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость.
Вот такого человека мы и должны попытаться «создать» и воспитать, начиная еще в
раннем возрасте.
Система оздоровления, решение оздоровительных задач, формы развития можно
использовать как элементарные профилактические методы (разные виды
гимнастик, специально подобранные подвижные игры с оздоровлением)
-
подвижная игра
Это основная и специфическая форма детской активности, в которой ребенок
самостоятельно решает задачи в самостоятельных занятиях физическими
упражнениями и умениями организованно играть. Игра- это форма активности, в
которой реализуются взаимоотношения ребенка со средой.
-
речь с движением.
Цель - автоматизация выполнения движений в определенном темпе, стимулируя
речь. Речь с движением играет важную роль в речевом развитии ребенка. А
поскольку выполняются еще и движения, то сопутствует и физическое развитие.
Речь с движением я включаю в занятия и они выполняют роль физминутки.
-
пальчиковая гимнастика
Цель- совершенствование тонких движений пальцев рук необходимых дляподготовка
руки к письму и тренировка органов артикуляционного аппарата в процессе общих
речевых навыков.
-
дыхательная гимнастика
Цель- обучение детей разным видам дыхания (успокаивающему, восстанавливающему,
и очистительному) без особого напряжения мышц. Тренировка органов дыхательной
системы.
-укрепление верхних дыхательных путей, носоглотки и легких.
- укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.
Дыхательная гимнастика проводится на физкультурных занятиях перед ОРУ , для
восстановления дыхания после нагрузки и включала в комплексы бодрящей
гимнастики. Эти упражнения короткие, но продуктивные.
-
бодрящая гимнастика после дневного сна
Цель- поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью воздушных ванн и
физических упражнений. Комплекс длиться от 10-20 минут , после чего дети
переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей:
разминочные в постели, выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика),
ходьба по «тропе здоровья» , ходьба по ребристым, массажным дорожкам. Сюда я
включаю корригирующие упражнения со стихами на профилактику плоскостопия и
нарушения осанки.
-
самомассаж
ладоней
Цель - стимуляция кончиков пальцев и ладоней, активизация сенсорномоторных
функций. Активизация жизненно важных центров. Для самомассажа я использую
различные предметы, стимулируя пальцы перед занятием по рисованию. Также
катушками массирую пальцы в свободное время (1-2 минутки). Этот массаж
стимулирует речевое развитие, способствует развитию тонкой моторики, улучшает
кровоснабжение тканей, что является необходимым условием в речевых группах.
-
элементы корригирующей гимнастики
В полном объёме эту проблему в саду не решить. Поэтому моя главная цель с
помощью упражнений используемых в бодрящей гимнастике укрепляю мышечный
корсет, тренирую равновесие, улучшение координации движений, восстановление
дыхательного стереотипа, обучение зрительному и кинестетическому восприятию
правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положений , укрепление
сводов стоп.
-
гимнастика для глаз
Цель- укрепление и улучшение мышц органов зрения, снятие усталости, укрепление
век, стимуляция секреции глаз. Гимнастику для глаз провожу между занятиями, а в
подготовительной группе можно включить в бодрящую гимнастику после сна.
Разработка педагогических технологий, методик, подбор учебного
материала способствующего сохранению здоровья.
Изучая и подбирая методическую литературу, создавая предйетно- развивающую
среду в группе, направленную на развитие детей, мною было разработано
перспективное планирование по физкультурно- оздоровительной работе с
использованием здоровьесберегающих технологий, с учетом специфики нашего
речевого сада:
•
Подобрала и адаптировала комплексы гимнастик (дыхательная, после сна,
корригирующая)
•
Использовала серию игровых упражнений для исправления плоскостопия и
осанки;
•
Изготовила и систематически использовала упражнения речи с движением,
пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз
;
•
Подобрала разнообразные материалы для самомассажа ладоней :
палочки, крупа, катушки, толстые карандаши.
Все подобранные мною мероприятия позволяют мне реализовать и использовать в
работе с детьми конкретные программные цели с учетом специфики речевой группы:
•
Обладать основными гигиеническими навыками;
•
Уметь определять свою принадлежность (я-мальчик, ты-девочка)
•
Иметь представления о режиме дня, уметь отвечать на вопросы: «что, и для чего
мы делаем утром (днем, вечером)
•
Уметь называть свои части тела, объяснять какая часть выполняет определенные
функции в охране здоровья;
•
Выполнять комплекс утренней гимнастики;
•
Владеть элементарными приемами самомассажа (поглаживания, растирание рук,
стоп с помощью предметов)
•
Уметь выполнять дыхательные упражнения под контролем взрослого, различать
типы дыхания, владеть навыками речевого дыхания;
•
Учувствовать в подвижных играх и специальных упражнениях для развития
движений, снятия усталости, напряжения, и укрепления здоровья под контролем
воспитателя;
•
Уметь выполнять 3-4 упражнения для снятия напряжения с глаз;
•
Понимать о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему
здоровью;
Так же на занятиях я провожу беседы, опытно-экспериментальную деятельность,
познавательные игры, игровые упражнения, прослушивание аудиозаписей, чтение
детской литературы, в которых ребенок может познакомиться со строением тела
человека, и заботе о нем,
оказании первой помощи при легких ранах и порезах, укусах
насекомых. Эти знания закрепляем в сюжетно - ролевых играх. Все упражнения,
задания, игры я стараюсь выполнять на фоне позитивных ответных реакций детей.
Ведь главная заповедь «Не навреди!». Очень важно стремиться к тому, чтобы
обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку.
Социально-психологического благополучия ребенка
(психологопедагогическое сопровождение развития ребенка);
Валеологическое просвещение родителей.
Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий в детском саду - это
целенаправленная, спланированная, систематическая работа, которая включает в себя
все виды здоровья сбережения.
Организация развивающей среды, направленная на сохранение и укрепление
здоровья ребенка;
организация здорового образа жизни; анализ
здоровья детей;
решение оздоровительных задач с использованием здоровьесберегающих
технологий;
привлечение семьи к оздоровлению себя и ребенка; разработка
педагогических методик, подбор учебного материала.
Поскольку моя основная задача не только физическое развитие, но и
воспитание здорового ребенка, то обеспечить эти задачи можно
совместно с медицинскими работниками. На начало года дети проходят
обследование состояния общего здоровья и физического.
Данное обследование проводят все специалисты нашего детского сада: врач, мед.
сестра, воспитатели и логопед.
В бланке «лист здоровья» всеми специалистами отмечаются проверенные
показания : группа здоровья, уровень физ. здоровья,
отклонения в здоровье, рекомендации по физ. развитию с учетом индивидуальным и
возрастных особенностей.
По результатам листа здоровья определяется режим дня в соответствии со здоровьем
ребенка (закаливающие процедуры, резные формах физического развития,
определение уровня учебной нагрузки).
Особенности развития детей дошкольного возраста является то, что двигательные
навыки находятся у них в стадии формирования.
Поэтому перед взрослыми, занимающимися воспитанием ребенка, стоит важная
задача — укрепление
здоровья
малыша и своевременное развитие движений.
Полноценное физическое развитие и здоровья ребенка — это основа формирования
личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говориться, что
здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и
полноценное физическое, психическое и социальное благополучие.
По статистическим данным врачей в нашей стране отмечается высокая
заболеваемость детей дошкольного возраста. У каждого пятого ребенка
хроническое заболевание, у большинства детей отмечены функциональные
отклонения со стороны опорно - двигательного аппарата: плоскостопие, нарушение
осанки, сколиоз. Часто сопутствуют аллергические проявления, и отклонения в
сердечно -сосудистой системы. Каждый четвертый ребенок относится к группе
часто болеющих детей.
Причины снижения уровня здоровья детей могут быть разные:
дефицит двигательной активности;
детские стрессы,( дефицит положительных эмоций, проблемы в семье,)
падение уровня жизни, изменения в экологии; рождение нездоровых детей;
Незнание и неумение родителей заботится о здоровье детей;
Таким образом, для достижения здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения применяются следующие группы средств:
средства двигательной направленности;
оздоровительные силы природы;
гигиенические факторы;
Комплексное применение этих средств позволяет решить
задачи педагогики оздоровления:
1.
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков
ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие
физических качеств,
2.
Создание условий в двигательной активности;
3.
Обеспечение физического и психического состояния детей;
4.
Взаимодействие с семьей для привлечения к оздоровлению;
5.
Охрана и укрепление здоровья детей;
Что же такое «
здоровье
сберегающая
технология
»-
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов
образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах
его обучения и развития.
1.
.К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные
действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих
образовательных технологий обучения. Это — движение, физические упражнения,
Физкульт. минутки, Эмоциональные разрядки и гимнастика «покоя» (оздоровительная,
пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных
заболеваний, для бодрости); так же лечебная физкультура, подвижные игры;
специально организованная деятельность ребенка (занятия оздоровительной
физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков
,
массаж,
самомассаж, психогимнастика, тренинги и др.
2. Использование оздоровительных сил природы — занятия на свежем
воздухе способствуют развитию биологических процессов, вызываемых
процессом обучения, повышают общую работоспособность организма,
замедляет процессы утомления; солнечные и воздушные ванны, водные
процедуры, фитотерапия, витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона,
йодированной воды и т. д.
3. К гигиеническим средствам достижения целей относятся: выполнение
санитарно-гигиенических требований регламентированных СанПиНами, личная и
общественная гигиена (чистота тела, чистота воздуха, места пребывания детей и т.д.)
Проветривание и влажная уборка.
Выполнение требований в помещении: соблюдение общего режима двигательной
активности, режима питания и сна, привитие детям элементарных навыков мытья рук,
использование носового платка при чихании и кашле и т. д., Обучение детей
элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), ограничение учебной
нагрузки.
^
Цель
моей
работы — это здоровьесберегающие технологии в дошкольном
образовании применяемые к ребенку т.е. Умение самостоятельно и эффективно
заботится о своем здоровье, воспитание валеологической культуры (отношение к
своему здоровью, умение оберегать и сохранять его, безопасное поведение в
определенной обстановке)
Поставленная мною цель должна соответствовать требованием Госстандарта, где
выделены критерии оценки содержания и методов физического воспитания,
реализуемых в дошкольном образовательном учреждении.
1. Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности
детей в соответствии сих возрастными и индивидуальными особенностями.
2.В организации физкультурных и подвижных игр педагоги реализуют
индивидуальный подход к детям.
2.1
формируют подгруппы детей на основе состояния их здоровья
и темпов физического развития.
2.2 внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка на
занятиях.
2.3
варьируют нагрузку и содержание занятий в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребенка (использование физ.
упражнений в различных вариантах и сочетаниях, различные исходные
положения и т.д.)
2.4
стремятся пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям
или спортивным играм, используя знания о его индивидуальных склонностях
и особенностях (вовлекая малоподвижных детей, подбирая сюжеты и
распределяя роли в играх в зависимости от личностных особенностей детей и
т.п) .
2.5
Мягко, используя поощрения. Корректируют движения и
осанку каждого ребенка, который в этом нуждается.
3.
Педагоги ДОУ способствуют становлению у детей ценностей здорового
образа жизни.
3.1 развивают у детей навыки личной гигиены;
3.2 развивают у детей элементарные представления о полезности,
целесообразности физической активности и личной гигиены (при
проведении занятий обращают внимание детей на значение конкретного
упражнения для развития определенной группы мышц
:
при выполнении
гигиенической процедуры рассказывают о ее влиянии на состоянии кожи и
Т
.
д
. )
3.3 поддерживают возникновение у детей в процессе физической активности
положительных эмоций. Чувства (мышечной радости).
3.4 привлекают родителей к формированию у ребенка ценностей здорового
образа жизни.
4. Педагоги создают условия для творческого самовыражения детей в
процессе физической активности детей;
4.1 включают элементы двигательной активности детей в сюжетных играх.
4.2 в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
детей используют игровые образы и воображаемые ситуации;
4.3
выделяют время для свободной двигательной активности.
5. Педагоги используют разнообразные формы организации физической
активности детей (проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия,
физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в
помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные
праздники)
6. В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей
(используются различные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные
ванны, витаминотерапия, корригирующая гимнастика).
6.1 Питание детей организованно по соответствию с медицинскими
требованиям.
6.2 Питание детей осуществляется с учетом индивидуальной диеты детей.
Выделяются следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
•
Медико - профилактические (организация мониторинга здоровья детей;
разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация
рационального питания; физическое развитие и закаливание дошкольника;
организация профилактических мероприятий, организация и обеспечение
требованиям СанПиНа; организация здоровьесберегающей среды)
:
•
Физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств, двигательной
активности; дыхательная гимнастика и др. виды гимнастик; самомассаж;
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
•
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Все выше сказанное способствует формированию жизненно необходимых
двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями,
развитию физических качеств, так же воспитанию потребности в здоровом образе
жизни. Неполноценная речевая деятельность отражается на интеллектуальной,
сенсорной, эмоционально-волевой сфере. Наши дети соматически ослаблены,
большинство детей имеют 2-Згруппу здоровья (по результатам анализа 2014 -2016
года). Сопутствующие заболевания плоскостопие, нарушение осанки, аллергии
,
как следствие замедление моторных функций (снижение ловкости, скорости в
выполнении движений, координация движений кистей и пальцев рук, отставание
в развитии двигательной активности (что подтверждает анамнез, в беседе с
родителями) и наблюдения воспитателя.
Помощь детям с нарушением речи состоит из организации комплекса различных
оздоровительных мероприятиях с использованием здоровьесберегающих
технологий, направленных на укрепление здоровья. Коррекцию особенностей
моторного развития детей я осуществляю путем специальных упражнений и
общепринятых способов физического воспитания, подвижные игры, речь с
движением, бодрящая гимнастика, гимнастика для стоп, элементы
корригирующей гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика,
самомассаж. Все это направленно на нормализацию мышечного тонуса,
исправление неправильных поз, темпа движений, синхронного взаимодействия
между движением и речью, двигательных координаций. Проводила упражнения
на коррекцию осанки и плоскостопия.
Работу я проводила систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей время
(после сна, между занятиями, в динамические паузы, специально организованных
занятиях). Для стимуляции речевого развития
полезна
пальчиковая гимнастика
(подобрана картотека по Нищевой Н.В., Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева). В речевой
группе автоматизацию движений необходимо проводить с речевым
сопровождением, для чего подобранна картотека стихов