Напоминание

ТЕМА: "СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПАТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ" (ПОДВИЖНЫХ ИГР, ФИЗ. МИНУТОК, РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИК В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ)"


Автор: Григорьева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУд/с №30
Населённый пункт: город Санкт Петербург
Наименование материала: опыт работы
Тема: ТЕМА: "СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПАТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ" (ПОДВИЖНЫХ ИГР, ФИЗ. МИНУТОК, РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИК В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГБДОУ д/с № 30 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ГРИГОРЬЕВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ
ТЕМА:
«СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПАТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ" (ПОДВИЖНЫХ ИГР, ФИЗ. МИНУТОК, РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИК В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ)»

С - ПЕТЕРБУРГ 2016
Одним из главных требованием к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде методов образовательной деятельности: рассказ, дидактический рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрация, видео метод, упражнения, наглядность, познавательная игра, ситуативный, игровой метод, и другое. В структуре метода выделяются приемы, которые можно разделять следующим образом: • защитно- профилактические (личная гигиена ребенка и гигиена обучения) • Компенсаторно- нейтрализующие (физкульт. минутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. виды гимнастик, лечебная физкультура, массаж, самомассаж, псих гимнастика, тренинги, позволяющие частично научить ребенка нейтрализовать стрессовую ситуацию, • Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, фитотерапия и др.; Только при условии соблюдения всех подходов в единое целое можно рассчитывать, что будет сформировано здоровье образовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики. Организаиия развивающей среды с учетом укрепления и сохранения здоровья. Окружающая среда является одним из важных факторов в развитии личности ребенка. Предметно- пространственная среда должна удовлетворять ребенка в физической активности, самостоятельной двигательной деятельности, и различных формах самообразования. Как известно ребенок большую часть времени проводит в группе, поэтому предметно- пространственную среду я организовывала с учетом некоторых факторов: • Личностные особенности ребенка с учетом речевых задач (подбор материала, индивидуализация) : • Различные интересы, склонности , потребности, предпочтения ребенка; • Учитывая половые и возрастные особенности ребенка (игровой материал); • Санитарно - гигиенические нормы;
Решение оздоровительных задач средствами здоровье сберегающих

технологий.
Быть здоровым, красивым, молодым, стремиться каждый человек. Хочется получать удовлетворение, удовольствие от своей работы, стремиться к самосовершенству, быть гармонично развитым человеком. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость. Вот такого человека мы и должны попытаться «создать» и воспитать, начиная еще в раннем возрасте. Система оздоровления, решение оздоровительных задач, формы развития можно использовать как элементарные профилактические методы (разные виды гимнастик, специально подобранные подвижные игры с оздоровлением) -
подвижная игра
Это основная и специфическая форма детской активности, в которой ребенок
самостоятельно решает задачи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и умениями организованно играть. Игра- это форма активности, в которой реализуются взаимоотношения ребенка со средой. -
речь с движением.
Цель - автоматизация выполнения движений в определенном темпе, стимулируя речь. Речь с движением играет важную роль в речевом развитии ребенка. А поскольку выполняются еще и движения, то сопутствует и физическое развитие. Речь с движением я включаю в занятия и они выполняют роль физминутки. -
пальчиковая гимнастика
Цель- совершенствование тонких движений пальцев рук необходимых дляподготовка руки к письму и тренировка органов артикуляционного аппарата в процессе общих речевых навыков. -
дыхательная гимнастика
Цель- обучение детей разным видам дыхания (успокаивающему, восстанавливающему, и очистительному) без особого напряжения мышц. Тренировка органов дыхательной системы. -укрепление верхних дыхательных путей, носоглотки и легких. - укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы. Дыхательная гимнастика проводится на физкультурных занятиях перед ОРУ , для восстановления дыхания после нагрузки и включала в комплексы бодрящей гимнастики. Эти упражнения короткие, но продуктивные. -
бодрящая гимнастика после дневного сна
Цель- поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс длиться от 10-20 минут , после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные в постели, выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по «тропе здоровья» , ходьба по ребристым, массажным дорожкам. Сюда я включаю корригирующие упражнения со стихами на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. -
самомассаж

ладоней
Цель - стимуляция кончиков пальцев и ладоней, активизация сенсорномоторных функций. Активизация жизненно важных центров. Для самомассажа я использую различные предметы, стимулируя пальцы перед занятием по рисованию. Также катушками массирую пальцы в свободное время (1-2 минутки). Этот массаж стимулирует речевое развитие, способствует развитию тонкой моторики, улучшает кровоснабжение тканей, что является необходимым условием в речевых группах. -
элементы корригирующей гимнастики
В полном объёме эту проблему в саду не решить. Поэтому моя главная цель с помощью упражнений используемых в бодрящей гимнастике укрепляю мышечный корсет, тренирую равновесие, улучшение координации движений, восстановление
дыхательного стереотипа, обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положений , укрепление сводов стоп. -
гимнастика для глаз
Цель- укрепление и улучшение мышц органов зрения, снятие усталости, укрепление век, стимуляция секреции глаз. Гимнастику для глаз провожу между занятиями, а в подготовительной группе можно включить в бодрящую гимнастику после сна.
Разработка педагогических технологий, методик, подбор учебного

материала способствующего сохранению здоровья.
Изучая и подбирая методическую литературу, создавая предйетно- развивающую среду в группе, направленную на развитие детей, мною было разработано перспективное планирование по физкультурно- оздоровительной работе с использованием здоровьесберегающих технологий, с учетом специфики нашего речевого сада: • Подобрала и адаптировала комплексы гимнастик (дыхательная, после сна, корригирующая) • Использовала серию игровых упражнений для исправления плоскостопия и осанки; • Изготовила и систематически использовала упражнения речи с движением, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз ; • Подобрала разнообразные материалы для самомассажа ладоней : палочки, крупа, катушки, толстые карандаши. Все подобранные мною мероприятия позволяют мне реализовать и использовать в работе с детьми конкретные программные цели с учетом специфики речевой группы: • Обладать основными гигиеническими навыками; • Уметь определять свою принадлежность (я-мальчик, ты-девочка) • Иметь представления о режиме дня, уметь отвечать на вопросы: «что, и для чего мы делаем утром (днем, вечером) • Уметь называть свои части тела, объяснять какая часть выполняет определенные функции в охране здоровья; • Выполнять комплекс утренней гимнастики; • Владеть элементарными приемами самомассажа (поглаживания, растирание рук, стоп с помощью предметов) • Уметь выполнять дыхательные упражнения под контролем взрослого, различать типы дыхания, владеть навыками речевого дыхания; • Учувствовать в подвижных играх и специальных упражнениях для развития движений, снятия усталости, напряжения, и укрепления здоровья под контролем воспитателя; • Уметь выполнять 3-4 упражнения для снятия напряжения с глаз; • Понимать о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему здоровью; Так же на занятиях я провожу беседы, опытно-экспериментальную деятельность,
познавательные игры, игровые упражнения, прослушивание аудиозаписей, чтение детской литературы, в которых ребенок может познакомиться со строением тела человека, и заботе о нем, оказании первой помощи при легких ранах и порезах, укусах насекомых. Эти знания закрепляем в сюжетно - ролевых играх. Все упражнения, задания, игры я стараюсь выполнять на фоне позитивных ответных реакций детей. Ведь главная заповедь «Не навреди!». Очень важно стремиться к тому, чтобы обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку.  Социально-психологического благополучия ребенка (психологопедагогическое сопровождение развития ребенка);  Валеологическое просвещение родителей. Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий в детском саду - это целенаправленная, спланированная, систематическая работа, которая включает в себя все виды здоровья сбережения.  Организация развивающей среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья ребенка;  организация здорового образа жизни; анализ здоровья детей;  решение оздоровительных задач с использованием здоровьесберегающих технологий;  привлечение семьи к оздоровлению себя и ребенка; разработка педагогических методик, подбор учебного материала. Поскольку моя основная задача не только физическое развитие, но и воспитание здорового ребенка, то обеспечить эти задачи можно совместно с медицинскими работниками. На начало года дети проходят обследование состояния общего здоровья и физического. Данное обследование проводят все специалисты нашего детского сада: врач, мед. сестра, воспитатели и логопед. В бланке «лист здоровья» всеми специалистами отмечаются проверенные показания : группа здоровья, уровень физ. здоровья, отклонения в здоровье, рекомендации по физ. развитию с учетом индивидуальным и возрастных особенностей. По результатам листа здоровья определяется режим дня в соответствии со здоровьем ребенка (закаливающие процедуры, резные формах физического развития, определение уровня учебной нагрузки).
Особенности развития детей дошкольного возраста является то, что двигательные навыки находятся у них в стадии формирования. Поэтому перед взрослыми, занимающимися воспитанием ребенка, стоит
важная

задача — укрепление

здоровья

малыша
и своевременное развитие движений. Полноценное физическое развитие и здоровья ребенка — это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говориться, что
здоровье
— это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. По статистическим данным врачей в нашей стране отмечается высокая заболеваемость детей дошкольного возраста. У каждого пятого ребенка хроническое заболевание, у большинства детей отмечены функциональные отклонения со стороны опорно - двигательного аппарата: плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз. Часто сопутствуют аллергические проявления, и отклонения в сердечно -сосудистой системы. Каждый четвертый ребенок относится к группе часто болеющих детей. Причины снижения уровня здоровья детей могут быть разные:  дефицит двигательной активности;  детские стрессы,( дефицит положительных эмоций, проблемы в семье,)  падение уровня жизни, изменения в экологии; рождение нездоровых детей;  Незнание и неумение родителей заботится о здоровье детей; Таким образом, для достижения здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:  средства двигательной направленности;  оздоровительные силы природы;  гигиенические факторы; Комплексное применение этих средств позволяет
решить

задачи
педагогики оздоровления: 1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств, 2. Создание условий в двигательной активности;
3. Обеспечение физического и психического состояния детей; 4. Взаимодействие с семьей для привлечения к оздоровлению; 5. Охрана и укрепление здоровья детей; Что же такое «
здоровье

сберегающая

технология

»-
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 1. .К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение, физические упражнения, Физкульт. минутки, Эмоциональные разрядки и гимнастика «покоя» (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); так же лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная деятельность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков , массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги и др. 2. Использование оздоровительных сил природы — занятия на свежем воздухе способствуют развитию биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процессы утомления; солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона, йодированной воды и т. д. 3. К гигиеническим средствам достижения целей относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований регламентированных
СанПиНами,
личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота воздуха, места пребывания детей и т.д.) Проветривание и влажная уборка. Выполнение
требований в помещении:
соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна, привитие детям элементарных навыков мытья рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д., Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), ограничение учебной нагрузки. ^
Цель

моей

работы
— это здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании применяемые к ребенку т.е. Умение самостоятельно и эффективно заботится о своем здоровье, воспитание валеологической культуры (отношение к своему здоровью, умение оберегать и сохранять его, безопасное поведение в определенной обстановке) Поставленная мною цель должна соответствовать требованием Госстандарта, где выделены критерии оценки содержания и методов физического воспитания,
реализуемых в дошкольном образовательном учреждении. 1. Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии сих возрастными и индивидуальными особенностями.
2.В
организации физкультурных и подвижных игр педагоги реализуют индивидуальный подход к детям. 2.1 формируют подгруппы детей на основе состояния их здоровья и темпов физического развития. 2.2 внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка на занятиях. 2.3 варьируют нагрузку и содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка (использование физ. упражнений в различных вариантах и сочетаниях, различные исходные положения и т.д.) 2.4 стремятся пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям или спортивным играм, используя знания о его индивидуальных склонностях и особенностях (вовлекая малоподвижных детей, подбирая сюжеты и распределяя роли в играх в зависимости от личностных особенностей детей и
т.п) .
2.5 Мягко, используя поощрения. Корректируют движения и осанку каждого ребенка, который в этом нуждается. 3. Педагоги
ДОУ
способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни. 3.1 развивают у детей навыки личной гигиены; 3.2 развивают у детей элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены
(при
проведении занятий обращают внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц : при выполнении гигиенической процедуры рассказывают о ее влиянии на состоянии кожи и
Т

.

д

. )
3.3 поддерживают возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций. Чувства (мышечной радости). 3.4 привлекают родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни. 4. Педагоги создают условия для творческого самовыражения детей в процессе физической активности детей; 4.1 включают элементы двигательной активности детей в сюжетных играх. 4.2 в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей используют игровые образы и воображаемые ситуации; 4.3 выделяют время для свободной двигательной активности. 5. Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей (проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники) 6. В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей
(используются различные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные ванны, витаминотерапия, корригирующая гимнастика). 6.1 Питание детей организованно по соответствию с медицинскими требованиям. 6.2 Питание детей осуществляется с учетом индивидуальной диеты детей. Выделяются следующие
виды здоровьесберегающих
технологий в ДОУ: • Медико - профилактические (организация мониторинга здоровья детей; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация рационального питания; физическое развитие и закаливание дошкольника; организация профилактических мероприятий, организация и обеспечение требованиям СанПиНа; организация здоровьесберегающей среды) : • Физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств, двигательной активности; дыхательная гимнастика и др. виды гимнастик; самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; • воспитание потребности в здоровом образе жизни; Все выше сказанное способствует формированию жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитию физических качеств, так же воспитанию потребности в здоровом образе жизни. Неполноценная речевая деятельность отражается на интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой сфере. Наши дети соматически ослаблены, большинство детей имеют 2-Згруппу здоровья (по результатам анализа 2014 -2016 года). Сопутствующие заболевания плоскостопие, нарушение осанки, аллергии , как следствие замедление моторных функций (снижение ловкости, скорости в выполнении движений, координация движений кистей и пальцев рук, отставание в развитии двигательной активности (что подтверждает анамнез, в беседе с родителями) и наблюдения воспитателя. Помощь детям с нарушением речи состоит из организации комплекса различных оздоровительных мероприятиях с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление здоровья. Коррекцию особенностей моторного развития детей я осуществляю путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания, подвижные игры, речь с движением, бодрящая гимнастика, гимнастика для стоп, элементы корригирующей гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж. Все это направленно на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, темпа движений, синхронного взаимодействия между движением и речью, двигательных координаций. Проводила упражнения на коррекцию осанки и плоскостопия. Работу я проводила систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей время (после сна, между занятиями, в динамические паузы, специально организованных занятиях). Для стимуляции речевого развития полезна пальчиковая гимнастика (подобрана картотека по Нищевой Н.В., Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева). В речевой группе автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, для чего подобранна картотека стихов


В раздел образования