Напоминание

Классный час "Мир профессий"


Автор: Вохмянина Ирина Васильевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Сорокинской средней общеобразовательной школы №1- Сорокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII) вида
Населённый пункт: Тюменская область, с. Б.Сорокино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час "Мир профессий"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Классный час «Мир профессий»

Цель:
Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности (знание о разных профессиях, потребность в выборе будущей профессии).
Задачи:
 информирование учащихся о многообразие мира профессий;  активизация умственной активности;  формирование навыков работы в коллективе.
Формы организации деятельности:
индивидуальная, парная, групповая.
Вступление.
Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Просто, правда? Но только на первый взгляд. Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Узнаем мы это, если отгадаем загадки и решим кроссворд. Вы готовы это сделать? Тогда внимательно слушайте и отвечайте: 1) Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты? 2) Кто в дни болезней всех полезней? И лечит нас от всех болезней? 3) В доме 10 этажей, В доме тысячи людей. Кто построил этот дом, Дом, в котором мы живем? 4) Ежедневно спозаранку В руки он берёт баранку, Крутит, вертит так и сяк, Но не съест её никак?! 5) Мы учим детишек Читать и писать, Природу любить, Стариков уважать? 6) С книжкой кто в руке – читатель. Книги пишет кто? 7) Зарю поёт селу петух – Коров на луг ведёт…. 8) Хозяин книг и книжный лекарь. Так кто же он? 9) В небе синем самолёт, Управляет им ….. - Молодцы, ребята, сумели отгадать все загадки.
А теперь давайте прочитаем слово, получившееся в выделенных клетках сначала про себя, а затем вслух все вместе (профессии). - Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. И тема сегодняшнего занятия «Мир профессий» (на доске запись). Эпиграф.
Все работы хороши, все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки будут Родине нужны.
Вопрос для учащихся: Вы совсем скоро будите выбирать профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно................. Продолжите фразу. Ответ учителя, обобщение сказанному: Вы мысленно продолжили фразу: «задуматься о будущем», «выбрать работу по душе», «найти свое место в жизни». - Что же такое профессии? Как вы думаете? (……………………..) - Вот какие сведения даёт нам Толковый словарь: «Профессия – это основное занятие человека». На свете насчитывают огромное количество профессий (около 50 тыс.) , когда вы станете взрослыми, то сможете сами себе выбрать занятие по душе. Для того чтобы освоить какую-либо профессию, надо обязательно окончить школу, затем учиться в училище, колледже, институте. Все вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.
Стихотворение
Нетрудно, ребята, нам песенку спеть, Нетрудно, а всё-таки надо уметь, За что ни возьмись, нужно мастером стать. И дело любое уметь выполнять! Сломалась игрушка – умей починить, А новую сам научись мастерить, Недаром ребятам смекалка дана Во всём и везде помогает она. Умей, если нужно заштопать чулок, Без помощи свой приготовить урок, Будь первым в ученье, будь первым в труде, У нас белоручек не любят нигде. Предлагаю поиграть!
Задание «Собери пословицы»
- О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Предлагаю вам вспомнить некоторые. Без труда как без рук
Была бы охота - ремесло к лицу Без косы не говори, что не дюже Берись за то, и сена не накосишь Без ремесла не вытащишь и рыбку из пруда Взялся за гуж, только небо коптить Без дела жить - заладится всякая работа Всякому молодцу - к чему ты годен Кто любит труд, а делом не ленись Труд человека кормит, научи другого Кто любит трудиться, того люди чтут Языком не торопись, а лень портит Научился сам - тому без дела не сидится
Ответы
 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.  Была бы охота – заладится всякая работа.  Без косы и сена не накосишь.  Берись за то, к чему ты годен.  Без ремесла как без рук.  Взялся за гуж, не говори, что не дюж.  Без дела жить – только небо коптить.  Всякому молодцу – ремесло к лицу.  Кто любит труд, того люди чтут.  Труд человека кормит, а лень портит.  Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.  Языком не торопись, а делом не ленись.  Научился сам - научи другого.  - Все справились с заданием, а теперь давайте посмотрим, что у вас получилось и объясним значение пословиц (по 2 пословицы). 
Тест «Кто чем занимается?»
 - У каждого на столе лежит листок с заданиями и карандаш. Постарайтесь правильно определить, кто чем занимается и подчеркните нужную профессию: 
Зубы лечит:
хирург, стоматолог, медсестра. 
Корову доит:
доярка, пастух, дворник. 
Дом строит:
маляр, строитель, слесарь. 
Снег метёт:
шофёр, лётчик, дворник. 
Детей учит:
библиотекарь, нянечка, учитель. 
Рубашки шьёт:
швея, сапожник, часовщик.

Охраняет границу:
тракторист, пограничник, почтальон. 
Добывает уголь:
художник, водитель, шахтёр.  - Закончили, давайте будем проверять.  - Ребята, кто не допустил ни одной ошибки – молодцы! Ну, а остальные, не переживайте, в следующий раз у вас обязательно всё получится. 
Задание «Кто так говорит?»
 - Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:  «Кому добавки?» (повар).  «Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).  «Большое спасибо за покупку» (продавец).  «Вам посылка, распишитесь» (почтальон).  «В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).  «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).  «Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).  - Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения. 
Задание «Профессии по ассоциации»
 - Сейчас вам будут названы предметы, а вы должны угадать, к каким профессиям он относятся.  Шланг, вода, костюм (пожарный).  Зеркало, ножницы, расческа (парикмахер).  Кисть, валик, ведро с краской (маляр)  Поварёжка, колпак белый, кастрюля (повар).  Мяч, кеды, форма (футболист).  Корова, ведро с молоком (доярка).  Краски, кисть, картина (художник).  Автобус, билет, деньги (кондуктор).

Задание «Восстанови рифму»
 Восстановить стихотворение так, чтобы получилась рифма и смысл не потерялся. В нём в конце каждой строчки отсутствует слово – название профессии. Его будете договаривать вы по очереди, по цепочке, начиная с… Задание понятно?  Профессий всех не сосчитать! А вы какие можете назвать? Поезд водит….(машинист) Трактор водит….(тракторист) В школе учит нас ….(учитель) Строит здание ….(строитель) Стены выкрасил….(маляр) Доску выстругал…(столяр) В шахте трудится…(шахтер) В доме свет провел…(монтёр) В жаркой кузнице…(кузнец) Кто всё знает - …(молодец!) 
Игра “Угадай профессию”
 О каких профессиях идет речь? 1. Куй железо, пока горячо. (Кузнец). 2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак). 3. Не игла шьет, а руки. (Портной, швея). 4. Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник). 5. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Пахарь). 6. Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх). 
Итоги
 - Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях вспомнили.  Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей комнаты умножить на ширину. Площадь нашей комнаты.   А что получится, если сложить 3 слова: хочу, могу, надо. Я открою Вам секрет: получится правильный выбор профессии. 
Хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии.
 Осознанный выбор профессии – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу) и свои возможности (могу) и потребности общества в этой профессии в данный момент (надо).  Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.
 Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще не мало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?  - Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.  Профессий много в мире есть, Их невозможно перечесть. Сегодня многие нужны, И интересны, и важны. И ты скорее подрастай, Профессией овладевай. Старайся в деле первым быть И людям пользу приносить!  - Итак, скажите мне пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!)  - Мы с вами еще продолжим разговор о профессиях на следующих занятиях (звучит спокойная музыка).  - Спасибо вам, дети, за работу, а гостям за то, что пришли к нам в гости. До свидания, до новых встреч.  Без труда  как без рук  Была бы охота -  ремесло к лицу  Без косы  не говори, что не дюже  Берись за то,  и сена не накосишь  Без ремесла  не вытащишь и рыбку из пруда  Взялся за гуж,  только небо коптить  Без дела жить -  заладится всякая работа  Всякому молодцу -  к чему ты годен  Кто любит труд,  а делом не ленись  Труд человека кормит,  научи другого
 Кто любит трудиться,  того люди чтут  Языком не торопись,  а лень портит  Научился сам -  тому без дела не сидится 
Тест «Кто чем

занимается?»
 - Постарайтесь правильно определить, кто чем занимается и подчеркните нужную профессию:  
Зубы лечит:
хирург, стоматолог, медсестра. 
Корову доит:
доярка, пастух, дворник. 
Дом строит:
маляр, строитель, слесарь. 
Снег метёт:
шофёр, лётчик, дворник. 
Детей учит:
библиотекарь, нянечка, учитель. 
Рубашки шьёт:
швея, сапожник, часовщик. 
Охраняет границу:
тракторист, пограничник, почтальон.

Добывает уголь:
художник, водитель, шахтёр.  
Игра “Угадай профессию”
 О каких профессиях идет речь?   Куй железо, пока горячо. ( ).  Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. ( ).  Не игла шьет, а руки. ( ).  Не бравшись за топор, избы не срубишь. ( ).  Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. ( ).  Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца.( ).
   
              Учитель:
Конкурс «ПРОФГОЛОВОЛОМКИ» .
 В этих ребусах зашифрованы профессии. Расшифруйте их.   (врач) (полевод)
  (наборщик) (ветеринар) (заправщик)   (повар)  (Дворник)  
Учитель: «Угадайте пословицу в ребусах»
 Труд всегда даёт, а лень берёт.
  
Учитель: «Расшифруйте поговорку»
  
Учитель: «Угадай профессию»

 1.Собирает и анализирует сведения о погодных явлениях; даёт краткосрочный и долгосрочный прогнозы погоды, изучает климат, составляет карты погоды.(метеоролог,климатолог,синоптик).  2.Проводит обучение учеников, студентов, используя эффективные формы, методы и средства обучения (учитель, педагог).  3.Разрабатывает танцевальные движения, организует перемещения танцоров в пространстве сцены, определяет музыку, грим, костюмы, выбирает декорации, создавая единый образ танца. (хореограф,костюмер,гример).  4.Готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, оказывает доврачебную помощь.(фармацевт)  5.Сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает и выполняет заказы, производит расчёт, собирает использованную посуду.(официант)  6.Управляет транспортом, устраняет мелкие неисправности, контролирует соблюдение пассажирами правил проезда, посадки и высадки, правильность крепления груза в кузове.(водитель,шофер).  7.Организует работу и эффективное взаимодействие сотрудников, решает все вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных функций своим подчинённым. (начальник,директор,руководитель).  8.Восстанавливает и группирует факты, ищет их объяснения, изучает жизнь человечества.(историк).  9.Охраняет лес, участвует во всех лесохозяйственных работах, контролирует качество этих работ.(лесник).  10.Принимает, обрабатывает и выдаёт письма, бандероли, посылки, телеграммы, деньги по переводам, выплачивает пенсии и пособия, организует работу почтальонов. 


В раздел образования