Автор: Вохмянина Ирина Васильевна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Сорокинской средней общеобразовательной школы №1- Сорокинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII) вида Населённый пункт: Тюменская область, с. Б.Сорокино Наименование материала: методическая разработка Тема: Классный час "Мир профессий" Раздел: среднее профессиональное
Цель:
Оказание информационной поддержки в развитии профориентационной
компетентности
(знание
о
разных
профессиях,
потребность
в
выборе
будущей
профессии).
Задачи:
информирование учащихся о многообразие мира профессий;
активизация умственной активности;
формирование навыков работы в коллективе.
Формы организации деятельности:
индивидуальная, парная, групповая.
Вступление.
Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти
на работу, а вечером хочется идти домой». Просто, правда? Но только на первый
взгляд.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого
человека. Узнаем мы это, если отгадаем загадки и решим кроссворд. Вы готовы это
сделать? Тогда внимательно слушайте и отвечайте:
1) Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты?
2) Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?
3) В доме 10 этажей,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
4) Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак?!
5) Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?
6) С книжкой кто в руке – читатель.
Книги пишет кто?
7) Зарю поёт селу петух –
Коров на луг ведёт….
8) Хозяин книг и книжный лекарь.
Так кто же он?
9) В небе синем самолёт,
Управляет им …..
- Молодцы, ребята, сумели отгадать все
загадки.
А теперь давайте прочитаем слово, получившееся в выделенных клетках сначала
про себя, а затем вслух все вместе (профессии).
- Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. И тема сегодняшнего занятия «Мир
профессий» (на доске запись).
Эпиграф.
Все работы хороши, все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки будут Родине нужны.
Вопрос для учащихся: Вы совсем скоро будите выбирать профессию на всю жизнь, и
чтобы
потом
многие
годы
каждое
утро
хотелось
идти
на
работу,
уже
сейчас
нужно................. Продолжите фразу.
Ответ
учителя,
обобщение
сказанному:
Вы
мысленно
продолжили
фразу:
«задуматься о будущем», «выбрать работу по душе», «найти свое место в жизни».
- Что же такое профессии? Как вы думаете? (……………………..)
- Вот какие сведения даёт нам Толковый словарь:
«Профессия – это основное
занятие человека».
На свете насчитывают огромное количество профессий (около 50 тыс.) ,
когда вы
станете взрослыми, то сможете сами себе выбрать занятие по душе. Для того чтобы
освоить какую-либо профессию, надо обязательно окончить школу, затем учиться в
училище, колледже, институте.
Все вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда
нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.
Стихотворение
Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а всё-таки надо уметь,
За что ни возьмись, нужно мастером стать.
И дело любое уметь выполнять!
Сломалась игрушка – умей починить,
А новую сам научись мастерить,
Недаром ребятам смекалка дана
Во всём и везде помогает она.
Умей, если нужно заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в ученье, будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.
Предлагаю поиграть!
Задание «Собери пословицы»
- О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Предлагаю
вам вспомнить некоторые.
Без труда
как без рук
Была бы охота -
ремесло к лицу
Без косы
не говори, что не дюже
Берись за то,
и сена не накосишь
Без ремесла
не вытащишь и рыбку из пруда
Взялся за гуж,
только небо коптить
Без дела жить -
заладится всякая работа
Всякому молодцу -
к чему ты годен
Кто любит труд,
а делом не ленись
Труд человека кормит,
научи другого
Кто любит трудиться,
того люди чтут
Языком не торопись,
а лень портит
Научился сам -
тому без дела не сидится
Ответы
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Была бы охота – заладится всякая работа.
Без косы и сена не накосишь.
Берись за то, к чему ты годен.
Без ремесла как без рук.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Без дела жить – только небо коптить.
Всякому молодцу – ремесло к лицу.
Кто любит труд, того люди чтут.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Научился сам - научи другого.
-
Все
справились
с
заданием,
а
теперь
давайте
посмотрим,
что
у
вас
получилось и объясним значение пословиц (по 2 пословицы).
Тест «Кто чем занимается?»
- У каждого на столе лежит листок с заданиями и карандаш. Постарайтесь
правильно
определить,
кто
чем
занимается
и
подчеркните
нужную
профессию:
Зубы лечит: хирург, стоматолог, медсестра.
Корову доит: доярка, пастух, дворник.
Дом строит: маляр, строитель, слесарь.
Снег метёт: шофёр, лётчик, дворник.
Детей учит: библиотекарь, нянечка, учитель.
Рубашки шьёт: швея, сапожник, часовщик.
Охраняет границу: тракторист, пограничник, почтальон.
Добывает уголь: художник, водитель, шахтёр.
- Закончили, давайте будем проверять.
- Ребята, кто не допустил ни одной ошибки – молодцы! Ну, а остальные, не
переживайте, в следующий раз у вас обязательно всё получится.
Задание «Кто так говорит?»
- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать:
человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:
«Кому добавки?» (повар).
«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
«Большое спасибо за покупку» (продавец).
«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
«В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
«Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
«Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти
выражения.
Задание «Профессии по ассоциации»
- Сейчас вам будут названы предметы, а вы должны угадать, к каким
профессиям он относятся.
Шланг, вода, костюм (пожарный).
Зеркало, ножницы, расческа (парикмахер).
Кисть, валик, ведро с краской (маляр)
Поварёжка, колпак белый, кастрюля (повар).
Мяч, кеды, форма (футболист).
Корова, ведро с молоком (доярка).
Краски, кисть, картина (художник).
Автобус, билет, деньги (кондуктор).
Задание «Восстанови рифму»
Восстановить стихотворение так, чтобы получилась рифма и смысл не
потерялся. В нём в конце каждой строчки отсутствует слово – название
профессии. Его будете договаривать вы по очереди, по цепочке, начиная с…
Задание понятно?
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит….(машинист)
Трактор водит….(тракторист)
В школе учит нас ….(учитель)
Строит здание ….(строитель)
Стены выкрасил….(маляр)
Доску выстругал…(столяр)
В шахте трудится…(шахтер)
В доме свет провел…(монтёр)
В жаркой кузнице…(кузнец)
Кто всё знает - …(молодец!)
Игра “Угадай профессию”
О каких профессиях идет речь?
1. Куй железо, пока горячо. (Кузнец).
2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).
3. Не игла шьет, а руки. (Портной, швея).
4. Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник).
5. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Пахарь).
6. Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх).
Итоги
- Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях
вспомнили.
Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей комнаты умножить
на ширину. Площадь нашей комнаты.
А что получится, если сложить 3 слова: хочу, могу, надо. Я открою Вам
секрет: получится правильный выбор профессии.
Хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии.
Осознанный выбор профессии – это такой выбор, при котором человек
учитывает и личные устремления (хочу) и свои возможности (могу) и
потребности общества в этой профессии в данный момент (надо).
Выбор
профессии
–
сложный
и
ответственный
шаг
в
жизни
каждого
человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая
судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.
Вопрос
выбора
профессии
за
одно
занятие,
за
один
день
не
решить.
Пройдет еще не мало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а
сейчас у вас есть главный труд. Какой?
- Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
-
Итак,
скажите
мне
пожалуйста,
можно
ли
назвать
самую
главную
профессию?
Нет!
А
почему?
(Все
профессии
важны,
все
профессии
нужны!)
- Мы с вами еще продолжим разговор о профессиях на следующих занятиях
(звучит спокойная музыка).
- Спасибо вам, дети, за работу, а гостям за то, что пришли к нам в гости. До
свидания, до новых встреч.
Без труда
как без рук
Была бы охота -
ремесло к лицу
Без косы
не говори, что не дюже
Берись за то,
и сена не накосишь
Без ремесла
не вытащишь и рыбку из пруда
Взялся за гуж,
только небо коптить
Без дела жить -
заладится всякая работа
Всякому молодцу -
к чему ты годен
Кто любит труд,
а делом не ленись
Труд человека кормит,
научи другого
Кто любит трудиться,
того люди чтут
Языком не торопись,
а лень портит
Научился сам -
тому без дела не сидится
Тест «Кто чем
занимается?»
-
Постарайтесь
правильно
определить,
кто
чем
занимается
и
подчеркните нужную профессию:
Зубы лечит: хирург, стоматолог, медсестра.
Корову доит: доярка, пастух, дворник.
Дом строит: маляр, строитель, слесарь.
Снег метёт: шофёр, лётчик, дворник.
Детей учит: библиотекарь, нянечка, учитель.
Рубашки шьёт: швея, сапожник, часовщик.
Охраняет границу: тракторист,
пограничник, почтальон.
Добывает уголь: художник, водитель,
шахтёр.
Игра “Угадай профессию”
О каких профессиях идет речь?
Куй железо, пока горячо. ( ).
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (
).
Не игла шьет, а руки. ( ).
Не бравшись за топор, избы не срубишь. (
).
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (
).
Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с
конца.( ).
Учитель: Конкурс «ПРОФГОЛОВОЛОМКИ» .
В этих ребусах зашифрованы профессии. Расшифруйте их.
(врач) (полевод)
(наборщик) (ветеринар) (заправщик)
(повар)
(Дворник)
Учитель: «Угадайте пословицу в ребусах»
Труд всегда даёт, а лень берёт.
Учитель: «Расшифруйте поговорку»
Учитель: «Угадай профессию»
1.Собирает и анализирует сведения о погодных явлениях; даёт краткосрочный и долгосрочный прогнозы
погоды, изучает климат, составляет карты погоды.(метеоролог,климатолог,синоптик).
2.Проводит обучение учеников, студентов, используя эффективные формы, методы и средства обучения
(учитель, педагог).
3.Разрабатывает танцевальные движения, организует перемещения танцоров в пространстве сцены,
определяет музыку, грим, костюмы, выбирает декорации, создавая единый образ танца.
(хореограф,костюмер,гример).
4.Готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые
лекарства без рецептов, оказывает доврачебную помощь.(фармацевт)
5.Сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает и выполняет заказы, производит
расчёт, собирает использованную посуду.(официант)
6.Управляет транспортом, устраняет мелкие неисправности, контролирует соблюдение пассажирами
правил проезда, посадки и высадки, правильность крепления груза в кузове.(водитель,шофер).
7.Организует работу и эффективное взаимодействие сотрудников, решает все вопросы в пределах
предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных функций своим подчинённым.
(начальник,директор,руководитель).
8.Восстанавливает и группирует факты, ищет их объяснения, изучает жизнь человечества.(историк).
9.Охраняет лес, участвует во всех лесохозяйственных работах, контролирует качество этих работ.(лесник).
10.Принимает, обрабатывает и выдаёт письма, бандероли, посылки, телеграммы, деньги по переводам,
выплачивает пенсии и пособия, организует работу почтальонов.