Робототехника как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Автор: Олзоев Андрей Петрович Должность: учитель информатики Учебное заведение: МОУ Усть-Ордынская СОШ №1 Населённый пункт: Усть-Ордынский Наименование материала: статья Тема: Робототехника как средство формирования ключевых компетенций учащихся Раздел: среднее образование
Робототехника как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
В
настоящее
время
обществу
необходима
личность,
способная
самостоятельно
ставить
учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения,
работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать
собственное
мнение,
суждение,
оценку.
Современный
человек
должен
ориентироваться
в
окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового,
умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно
учиться.
За
последние
годы
образовательные
учреждения,
были
оснащены
современными
компьютерами,
мультимедийными
проекторами,
интерактивными
досками.
И
все
школы
на
сегодняшний день имеют постоянное подключение к сети Интернет.
Чтобы избежать схоластичности знаний предметы естественно-научного цикла чаще всего
используют демонстрационный эксперимент и лабораторные работы. Однако зачастую приборы,
составляющие основу фонда лабораторного оборудования, обладают высокой погрешностью,
позволяющей
оценивать
результаты
эксперимента
скорее
качественно,
чем
количественно.
Решением
этой
проблемы
могут
послужить
конструкторы
Lego.
С
помощью
них
реально
создавать
можно
различные
модели,
например
приборы,
которые
используются
в
быту
и
работают от электричества, солнечную систему, мобильных роботов с датчиком температуры и
датчиком для измерения магнитного поля и другие.
Основная
цель
–
это
социальный
заказ
общества:
сформировать
личность,
способную
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и
оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на
этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть основная цель –
формирование ключевых компетентностей учащихся.
Компетентностный
подход
в
начальном,
среднем
и
общем
образовании
объективно
соответствует
и
социальным
ожиданиям
в
сфере
образования,
и
интересам
участников
образовательного процесса.
Компетентностный
подход
–
это
подход,
акцентирующий
внимание
на
результатах
образования, причём в качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенной
информации, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных
знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания
образования.
Для учителя это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и
получения
детьми
практического
опыта.
Для
учащихся
–переход
от
пассивного
усвоения
информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.
Основной проблемой учителя является поиск средств и методов развития образовательных
компетенций учащихся, как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.
Главными целевыми установками для учителя сегодня являются компетенции как результат
образования, как интегрирующие начала «модели» выпускника школы.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для
жизни
в
обществе,
таких
как:
способность
быстро
ориентироваться
в
меняющемся
мире,
осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых
разных профессий, культур и др. Эти качества получили название ключевых компетенций.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается
способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации.
Компетенция
–
это:
круг
полномочий
и
прав,
предоставляемых
законом,
уставом
или
договором
конкретному
лицу
или
организации
в
решении
соответствующих
вопросов;
совокупность
определенных
знаний,
умений
и
навыков,
в
которых
человек
должен
быть
осведомлен и иметь практический опыт работы.
Компетентность – это умение активно использовать полученные личные и профессиональные
знания, умения и навыки в практической деятельности.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а
способность организовывать свою работу. Запомнить и ответить –это накопление знаний; а
применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентнсть.
Идеикомпетентностногоподходадостаточнополнораскрытывисследованиях В. И. Байденко, И. Д.
Белоновской, И. А. Зимней, Н. А. Селезневой, Ю. Г. Татура, Н. С. Сахоровой, А. В. Хуторского.
Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку задачи,
оценивать
новый
опыт,
контролировать
эффективность
собственных
действий.
При
таком
подходе
учебная
деятельность
периодически
приобретает
исследовательский
или
практико-
преобразовательный
характер.
Современные
образовательные
технологии
обеспечивают
включение в образовательный процесс специально организованной деятельности учащихся. Этот
механизм компетентностного подхода хорошо моделируется внедрением курса робототехники в
образовательный процесс.
Робототехника
–это
проектирование
и
конструирование
всевозможных
интеллектуальных
механизмов-роботов,
имеющих
модульную
структуру
и
обладающих
мощными
микропроцессорами.
Робототехника
–
прикладная
наука,
занимающаяся
разработкой
автоматизированных
технических систем. Активная вовлеченность детей в конструирование физических объектов,
способствует развитию понятийного и речевого аппарата, что в свою очередь, при правильной
поддержке со стороны учителя, помогает детям лучше вникать в суть вещей и продолжать
развиваться.
Робототехнику можно широко использовать при организации, как учебного процесса, так и
внеурочной деятельности. Образовательную робототехнику можно также применять на уроках
информатики, биологии, физики, технологии других предметах как ограниченно(демонстрации,
наблюдения), так и при изучении отдельных тем по предмету. При работе с конструкторами по
робототехнике
используются
межпредметные
связи:
информатика
и
математика,
физика
и
технология, физика и математика, информатика и биология.
Межпредметные
связи
есть
педагогическая
категория
для
обозначения
синтезирующих,
интегративных
отношений
между
объектами,
явлениями
и
процессами
реальной
действительности,
нашедших
свое
отражение
в
содержании,
формах
и
методах
учебно-
воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую
функции.
Конструирование
повышает
мотивацию
обучающихся
к
овладению
новыми
знаниями.
Необходимо привлекать понятия из других предметов для расширения области практического
применения теории, изучаенаш в данном предмете. Использовать практические умения и навыки,
полученные
на
уроках
родственных
предметов,
для
получения
новых
экспериментальных
данных.
У
учащихся
появляется
возможность
повторять
необходимые
сведения
по
соответствующим предметам. При изучении нового учебного материала используются факты и
понятия из разных учебных предметов. Учащиеся самостоятельно воспроизводят отдельные
знания фактического или теоретического характера из смежной дисциплины и привлекают факты
и понятия, усвоенные ими на уроках одного предмета, для подтверждения вновь усваиваемых
знаний
на
уроках
другого.
Самостоятельно
привлекают
теорию
для
объяснения
изучаемых
явлений
на
уроках
другого
учебного
предмета.
Все
это
позволяет
повысить
уровень
сформированное ключевых компетенций по следующим параметрам:
Главная
задача
системы
общего
образования
–
заложить
основы
информационной
компетентности
личности,
т.
е.
помочь
учащемуся
овладеть
методами
сбора
и
накопления
информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения. Для
эффективного формирования информационной компетентности на занятиях по робототехнике,
нужна система действий по внедрению робототехники в образовательное пространство.
Информационная компетенция: поиск информации по роботам-андроидам в сети Интернет,
изучение найденных образцов моделей и анализ их конструкций,
Коммуникативная
компетенция:
подготовка
сообщения
по
теме
возможной
реализации
найденных
конструкций,
внедрения
новых
элементов,
подготовка
сообщений
отдельных
учеников или групп учеников, коллективное обсуждение общего порядка работы при реализации
проекта, групповая проектная работа, оценка деятельности каждого ученика.
Учебно-познавательная
компетенция:
создание
модели
андроида
по
известным
схемам;
программирование действий робота по образцу; исследовательская работа по моделированию
конструкции; исследовательская работа по корректированию программ; оформление и защита
работы,
самостоятельное
построение
конструкции
робота
без
схем
и
инструкций;
программирование действий робота в зависимости от поставленной цели; демонстрация готовых
моделей;
проведение
состязания
между
роботами
и
определение
победителей;
выявление
удачных решений и недостатков конструкций.
Робототехника,
представляя
собой
межпредметный
курс,
позволяет
повысить
уровень
сформирования у обучающихся ключевых компетенций.
Кроме
того
работа
с
компьютерами,
сборка
роботов,
проведение
экспериментов
по
исследованию
окружающей
среды
способствуют
достижению
результатов
освоения
образовательной программы общего образования, указанных в федеральных государственных
образовательных стандартах, как владение навыками познавательной, учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками разрешения проблем. Такая деятельность способствует
достижению значительных результатов по учебным предметам.