Доклад на тему: "Взаимодействие педагога и родителей в организации предметно-развивающей среды"
Автор: Рыжкова Елена Николаевна Должность: воспитатель второй младшей группы №1 Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "Светлячок" Населённый пункт: г. Семикаракорск Ростовской области Наименование материала: статья Тема: Доклад на тему: "Взаимодействие педагога и родителей в организации предметно-развивающей среды" Раздел: дошкольное образование
развивающей среды
Одно
из самых
важных
условий
воспитательно-образовательной
работы
в дошкольном
учреждении —
правильная
организация
развивающей
предметной
среды.
Поэтому
создавая
развивающую
среду,
необходимо
оформить групповые комнаты, учитывая особенности детей, посещающих
группу.
Это,
прежде
всего
возраст,
интересы,
склонности,
способности,
гендерную
принадлежность.
У ребенка
дошкольного
возраста
есть
три
основных
потребности:
в движении,
общении,
познании.
Нужно
организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем,
где, как, во что играть. А для этого она должна быть богатой, разнообразной
и постоянно меняющейся.
И сход я
и з этого
были
обозначены
основные
направления
создания
предметно-развивающей среды в группе:
1. Гибкое зонирование развивающих центров.
2. Обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами
в соответствии
с основными
направлениями
развития
детей
дошкольного
возраста.
3.
Обе спечение
соответ ствующего
оборудования
и материалов,
их размещение в пространстве, учитывая возрастные и половые особенности
детей группы.
Предметно
развивающую
среду
«строили»
для
своих
воспитанников
совместно с родителями. Семья и дошкольное учреждение — два важных
института
социализации
детей,
и для
всестороннего
развития
ребёнка
необходимо
их взаимодействие.
В практике
работы
ДОУ
используются
разные формы сотрудничества с семьёй. Исходя из актуальности вовлечения
родителей
в образовательный
процесс,
важно
определить
возможность
подключить их к созданию предметно-развивающей среды группы.
Эта работа проходила в несколько этапов:
1. Знакомство с воспитателями и группой в период адаптации детей.
2.
Родительское
собрание,
на котором
были
обозначены
основные
цели
и задачи
программы
по развитию
и обогащению
предметно-развивающей
среды группы.
3. Работа с родительским комитетом.
4. Создание информационного уголка для родителей с целью обеспечения
своевременной информацией об особенностях работы группы, о событиях,
происходящих
в ДОУ,
для
оказания
родителям
квалифицированной
методической
помощи
по вопросам
воспитания,
обучения,
оздоровления
детей,
а также
размещение
информационных
материалов
по теме
недели
и рекомендации по проведению образовательной работы с детьми.
Постепенно, в ходе решения поставленных задач, родители привлекались
к воспитательно-
образовательному
процессу.
С помощью
пап
и мам
мы сформировали
игровую,
экологическую,
учебную,
физкультурную,
музыкально-театральную зоны и начали их обогащение.
Создавая игровую зону, мы стремились расширить гендерные представления
детей, воспитать в процессе игры уважительное отношение к сверстникам
своего
и противоположного
пола,
углубить
представления
детей
о семье
и её истории,
воспитать
любовь
к родным
людям,
дать
представление
об основных профессиях людей. Главная задача игрового уголка — научить
детей общаться друг с другом.
Механические, электронные игрушки приближают ребёнка к современной
науке и технике, расширяют технический кругозор, поэтому для мальчиков
была создана своя игровая зона с машинами, дорожными знаками, разметкой,
разнообразными видами конструктора.
При создании экологической зоны была поставлена задача формирования
у воспитанников
умения
видеть
и наблюдать
за окружающим
миром
природы,
желание
помогать
и сопереживать.
Родителями
были
сделаны
кормушки для птиц, высажены цветы на участке.
Учебно-развивающая зона является основой для развития познавательной
активности детей. Проблема познавательной активности — одна из самых
трудных
в педагогике.
Однако
при
правильной
организации
предметно-
развивающей
среды
может
стать
устойчивой
чертой
личности
ребёнка
и оказывает
сильное
влияние
на его
развитие,
поэтому
перед
каждым
родителем
была
поставлена
задача
по заполнению
учебно-развивающего
центра настольными дидактическими играми и книгами по возрасту детей,
с чем они успешно справились.
Наличие
изделий
декоративно-
прикладного
искусства
обеспечивают
художественное восприятие детей, а необходимый материал (мелки, краски
и т.д.) позволяют отражать собственное видение мира. Для этого в группе
существует
«Уголок
творчества»,
который
пополняется
с помощью
родителей: трафареты, бумага для рисования, книги для раскрашивания и т.д.
Предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу
в мир сцены, развивают творческое и эстетическое восприятие, воздействуют
на эмоции детей. Все эти задачи реализует музыкально-театральная зона.
Важное
значение
имеет
в группе
физкультурный
уголок.
Спортивное
оборудование,
инвентарь
приобщают
к физической,
оздоровительной
деятельности.
Дети
знакомятся
с основами
здорового
образа
жизни —
гигиеной тела, двигательными умениями и навыками.
Для развития трудовых навыков детей и формирования желания трудиться,
в группе
создан
уголок
труда
и экспериментирования,
оснащённый
необходимым
инвентарём:
фартуки,
халаты,
салфетки
на столы,
изготовленные руками родителей. Для подготовки к летне-оздоровительному
периоду приобретён садовый инвентарь для детей: грабли, лейки, лопатки,
вёдра.
Труд позволяет ребёнку повысить свою самооценку, придает уверенность
в своих силах. У дошкольников формируется чувство хозяина по отношению
к своей
группе.
Дети
учатся
организовывать
свой
быт,
постепенно
и естественно осваивая необходимый для этого труд.
Благодаря
совместной
работе
воспитателей
и родителей,
предметно-
развивающая
среда
группы
постоянно
обогащается.
Родители
становятся
полноправными участниками педагогического процесса.
Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы позволяет решать
многие задачи по воспитанию, развитию и обучению детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Светлячок»
Доклад на тему: «Взаимодействие педагога и родителей в
организации предметно-развивающей среды»
Подготовила: Рыжкова Е.Н.
г. Семикаракорск
2016 год