Автор: Добрынина Луиза Владимировна Должность: преподаватель истории искусств и имк Учебное заведение: ГАПОУ "Набережночелнинский колледж искусств" Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: Искусство XX века Раздел: среднее профессиональное
Добрынина Луиза Владимировна
Преподаватель высшей квалификационной категории
отделения «Общеобразовательные и гуманитарные дисциплины»
ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств»
г. Набережные Челны
Искусство XX века условно делят на два крупных периода – модернизм и
постмодернизм,
которые
соответствуют
первой
и
второй
половинам
этого
столетия.
Модернизм (итал. modernismo – «современное течение»; от лат. modernus –
«современный, недавний») – это общий термин, применяемый в отечественной
искусствоведческой
практике
для
обозначения
целого
ряда
разнородных
художественных
явлений,
течений,
школ
и
направлений
в
культуре
первой
половины XX века, для которых был характерен разрыв с гуманистическими
традициями классического искусства, с материализмом в эстетике и реализмом в
художественном творчестве. Все они опирались на принципиально новую систему
художественных
ценностей,
считая
формальный
эксперимент
основой
своего
творческого
метода.
Таким
образом,
в
основе
модернизма
лежит
отрицание
традиций и поиск новых форм и путей творчества. В этом смысле модернизм – то
же,
что
авангардизм
(франц. avantgard
- «передовой отряд»), формализм и
противопоставляется
академизму.
Модернизм
проявился
как
в
архитектуре,
изобразительных видах искусства, так и в литературе, кино, театре и т.д.
До
сих
пор
в
современном
искусствознании
нет
единой
точки
зрения
относительно
содержания
понятия
«модернизм»
и
его
временных
границ.
Существуют разные мнения о дате зарождения модернизма в изобразительном
искусстве, в том числе часто называется 1863 год – год открытия в Париже
«Салона
отверженных»,
где
были
показаны
работы
художников,
отвергнутые
жюри
официального
Салона,
так
как
они
не
соответствовали
канонам
академического
искусства.
Тем
самым
было
положено
начало
разрушения
классических традиций и художественного метода, установившихся еще в эпоху
Возрождения,
для
которых
характерно
стремление
к
правдоподобному
реалистическому отображению действительности, так, «как видит человеческий
глаз». В соответствии с этой точкой зрения модернизм включает в себя такие
художественные
явления,
как
импрессионизм,
неоимпрессионизм,
символизм,
постимпрессионизм. Однако для многих исследователей понятие «модернизм»
связано прежде всего с XX веком. В этом случае временные рамки модернизма
ограничивают с одной стороны началом XX века, когда появились первые течения
нового искусства, с другой стороны - рубежом 1950-60-х гг., после чего начинает
развиваться искусство постмодернизма.
Можно различно оценивать модернизм, спорить о границах и временных
рамках его сложения, но бесспорным остается то, что новое искусство было
связано с протестом против традиционной системы художественного творчества,
1
и что модернизм – это величайшая «революция в искусстве». К модернизму в
изобразительном искусстве относят все течения и направления, возникшие после
постимпрессионизма, получившие развитие в странах Западной Европы, России и
Америке в 1-й половине XX столетия, в том числе наиболее значительными из
них являются – фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм,
дадаизм, сюрреализм.
Модернизм
имеет
ряд
особенностей
в
сравнении
с
предыдущими
периодами развития художественной культуры и искусства. До модернизма в
истории искусства наблюдалось последовательное чередование художественных
стилей и направлений, для которых были характерны определенная целостность
всех
элементов
содержания
и
формы
и
которые
существовали
достаточно
продолжительные
периоды
времени.
Принципиальная
с п е ц и фи ка
художественных процессов модернизма состояла в том, что разнородные течения
и направления развивались в его рамках не последовательно, а параллельно, и при
этом воспринимались как равноправные.
Модернизм представляет собой очень сложную, пеструю картину. В нем
выделяют множество направлений, течений, тенденций, которые существовали
рядом, параллельно, часто скрещивались между собой, сменяли или отменяли
друг друга. Они были не похожи и как будто оспаривали друг друга, резко
проявляя
и
демонстрируя
субъективизм
мышления,
очень
характерный
для
модернизма в целом. Каждое из течений и направлений модернизма, отдельные
мастера выработали свои собственные концепцию, эстетическую программу и
художественные
средства
выразительности.
Но
в
действительности
все
они
возникли
одно
из
другого,
являлись
одним
целым
и
развивались
по
одной
логической
схеме.
Они
нередко
вступали
в
противоборство,
отрицали
и
критиковали друг друга, но при этом тесно взаимодействовали между собой,
потому что при всех противоречиях они оставались современниками, и своим
творчеством, вольно или невольно, хотя и разными способами и средствами
отражали
свое
время.
Поэтому,
несмотря
на
внешнее
многообразие,
некую
мозаичность общей картины, модернизм имеет общую научную и философскую
основу, формирующую новое мировоззрение и новое мироощущение человека
начала XX века.
Новейшие
достижения
и
открытия
в
области
науки
и
техники
резко
изменили представление об окружающем мире. В 1896 году французский ученый
-
химик
Антуан
Беккерель
открыл
разложение
атомов
урана.
В
1905
году
швейцарский ученый Альберт Эйнштейн опубликовал специальную, а в 1916 -
общую теорию относительности. Эти и другие научные открытия пошатнули веру
в классическую науку, основанную на разуме и логике. Многие века, начиная с
эпохи
Античности,
ученые
и
философы
стремились
создать
некую
единую
абсолютную
картину
мира,
где
все
было
ясно,
понятно
и
доступно
для
человеческого
разума.
В
частности,
предполагалось,
что
материя
состоит
из
атомов, а атом – это мельчайшая неделимая частица. В соответствии с этими
представлениями казалось, что все в природе устроено гармонично, просто и
разумно. И вдруг новые открытия рубежа XIX-XX вв. перевернули все с ног на
2
голову, подвергнув сомнению былые представления, казавшиеся незыблемыми.
Мир вновь утратил былые стабильность и постоянство, теперь все в природе –
относительно, все находится в непрерывном движении, даже то, что кажется
абсолютно неподвижным. Эти открытия вызывали потрясение и недоумение у
мыслящих людей начала XX века. Так, например, родоначальник абстрактного
искусства
Василий
Кандинский,
после
блестящего
окончания
экономического
факультета
московского
университета,
собирался
стать
ученым
и
в
течение
нескольких лет серьезно работал над научной диссертацией. И вдруг, будучи уже
зрелым человеком, неожиданно для всех Кандинский бросил науку и посвятил
себя искусству. В 1896 году он писал своему научному руководителю: «Я решил
оставить
свои
занятия
наукой…прежде
всего
убедился,
что
неспособен
к
постоянному усидчивому труду, но во мне нет еще более важного условия – нет
сильной, захватывающей все существо любви к науке, а самое важное, во мне нет
веры в нее…Открытие разложения атома отозвалось во мне подобно внезапному
разрушению всего мира. Внезапно рухнули толстые своды. Все стало неверным,
шатким,
мягким.
Я
бы
не
удивился,
если
бы
камень
поднялся
в
воздух
и
растворился в нем. Наука казалась мне уничтоженной…».
Кризис
в
классической
науке
вел
к
иным,
альтернативным
способам
получения
знаний
–
но
теперь
не
при
помощи
разума,
который
казался
бессильным осознать всю сложность мироздания, а при помощи интуиции. Так,
например,
на
рубеже XIX
- XX
веков
широкое
распространение
получила
теософия
–
духовное,
религиозно-мистическое
учение,
которое
представляло
собой синтез современной науки и различных восточных и западных религий,
верований и философских идей. Теософией увлеклись многие, в том числе люди
искусства. Теософское движение приобрело международный характер, Россия,
наряду с Германией, стала одним из его ведущих центров. К 1910 году теософская
активность в России достигла апогея, выходило несколько журналов – «Вопросы
теософии», «Вестник теософии», «Теософская жизнь» и др., появилось много
кружков,
объединений,
обществ,
в
моду
вошли
оккультизм
и
спиритические
сеансы. Теософией увлекались Александр Блок, Константин Бальмонт, Андрей
Белый, Валерий Брюсов, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Марк Шагал,
Василий Кандинский, Казимир Малевич, Николай Рерих, Кузьма Петров-Водкин
и многие другие. Теософия говорила о существовании двух миров – видимого
материального
и
невидимого
-
духовного.
Этот
невидимый
для
физического
зрения высший духовный мир – есть настоящий истинный план бытия. Теософия
ставила перед художниками цель – воссоздать эту высшую реальность в своих
произведениях,
превращая
невидимое
в
зримое.
При
этом
образы
художник
должен брать не из природы, не придумывать, а черпать изнутри самого себя,
обращаясь к духовному зрению и слуху.
Также искусство модернизма испытало сильнейшее влияние современной
философии. Основополагающее значение для сложения творческой концепции
многих модернистов стала философия таких мыслителей XX века, как Анри
Бергсон, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Владимир Соловьев
и
др.
Интуиция
противопоставлялась
интеллектуальным
методам
познания,
3
бессильным перед явлениями сознания и жизни, подчиненным практическим и
социальным потребностям и способным дать знание лишь относительного, а не
абсолютного. Многие философы рассуждали о том, что интуитивный способ
познания и есть истинный, и что творческие люди обладают более развитой
интуицией и способны проникать в тайны бытия.
Под
влиянием
этих
идей
слепое
подражание
действительности
стало
восприниматься
многими
художниками,
писателями,
поэтами
как
«рабское
копирование». Настоящим творчеством объявлялось создание новой реальности,
некое интуитивное прозрение, прорыв за пределы видимого мира. Человеческая
мысль
устремилась
в
космическое
пространство.
Таким
образом,
произошел
разрыв
художественного
произведения
с
привычной
предметностью
и
сюжетностью.
Содержательность
и
смыслы
теперь
переносятся
с
внешней
стороны
предмета,
образа
или
явления
внутрь
художественной
формы,
извлекаются
из
интонации,
тембра,
света,
цвета,
красок,
линий,
движений,
ритмов,
контрастов
и
т.д.
Разрушая
старые
формы
привычного
видения,
модернисты
стремились
создать
новые
современные
формы
и
приемы,
отвечающие
потребностям
и
устремлениям
нового
времени.
Главный
смысл
художественной
деятельности
модернисты
видели
уже
не
в
изменении
окружающего
мира
во
имя
общественного
идеала,
а
в
изменении
способа
изображения
или
способа
«видения»
этого
мира.
Произведения
модернистов
представляли собой сконцентрированный мир идей, которые зачастую оставались
непонятными
зрителям,
поэтому
нередко
художники
были
вынуждены
сами
объяснять
основные
постулаты
своей
творческой
позиции,
выпуская
программные
манифесты
и
теоретические
труды.
Искусство
модернизма
вызывало негативную реакцию у зрителей и критики – непонимание, неприятие,
негодование
и
т.п.
На
что
модернисты
заявляли,
что
их
искусство
не
предназначено для толпы, а рассчитано на элитарную публику.
В изобразительном искусстве модернизма новаторские идеи проявились
особенно ярко, задав направление для движения на столетие вперед. Ведущую
роль в искусстве модернизма играла живопись, так как именно в живописи
наиболее ощутимо проявился кризис традиционной художественной системы, к
тому
же
живопись
отличается
большими
способностями
и
возможностями
к
изменению,
новаторству
и
экспериментам.
Предпосылкой
для
развития
модернизма
в
живописи
стал
импрессионизм.
Но
импрессионисты
еще
не
отказались полностью от наследия своих предков, стремясь правдиво отразить то,
что
видят.
По-настоящему
родоначальниками
модернизма
можно
считать
художников-постимпрессионистов,
которые
перестали
описывать
видимое,
а
начали
создавать
собственную
реальность,
выражая
свои
индивидуальные
авторские чувства и восприятие мира, желая передать в произведениях то главное,
что невозможно выразить простым копированием действительности. Появляется
стремление изобразить некую реальность, скрытую за внешним видением, найти
художественный
язык
и
формы,
способные
отобразить
мировоззрение
своей
эпохи. Художники-постимпрессионисты проложили дорогу искусству модернизма
и оказали на него существенное влияние, встав у истоков некоторых новых
4
течений в живописи, так, например, кубисты считали своим родоначальником
Поля Сезанна, а экспрессионисты – Винсента Ван Гога.
Отвергая
классические
традиции,
художники
стремились
к
свободе
самовыражения, поиску новых форм и средств художественной выразительности.
Отход
от
реализма
не
был
пустым
капризом.
Отрицая
обязательную
изобразительность
в
искусстве,
сосредоточившись
на
формальных
художественных
проблемах,
модернизм
стремился
к
созданию
посредством
искусства
новой
реальности,
не
имеющей
прямых
аналогов
с
окружающей
действительностью. Художники хотели сказать, что мир вовсе не такой, каким мы
его видим, он по своей сути абсурден и бессмысленен, он такой, каким мы его
показываем
на
своих
картинах.
Картина
мира
значительно
изменилась,
и
классическое
искусство
уже
не
способно
отобразить
новую
эпоху,
с
ее
ускорившимися
ритмами,
техническим
прогрессом,
научными
открытиями
и
достижениями.
Стремление порвать с наследием прошлого, создать нечто противоречащее
установившимся
нормам
художественного
вкуса
и
эстетическим
понятиям,
отрицание
культурного
наследия,
общественного
идеала
были
нередко
также
формой проявления протеста против буржуазной действительности, выражением
настроений
безнадежности,
разочарования,
неприятия
реальной
жизни
и
официальной
культуры.
Этот
протест
часто
демонстрировался
в
намеренном
пренебрежении
к
социальным
проблемам
и
приобретал
форму
открытого
бунтарства, издевательства и высмеивания общественных вкусов, норм и правил,
выражаясь в форме эпатажа.
Искусство модернизма очень ярко проявило себя в России на рубеже XIX -
XX веков и приобрело широкие масштабы после революции 1917 года, так как
строительство
молодого
социалистического
государства
сопоставлялось
с
разрушением
старой
буржуазной
и
созданием
новой
пролетарской
культуры.
Поэтому для воплощения новаторских идей в искусстве в нашей стране была
создана очень благодатная почва, что способствовало расцвету искусства русского
авангарда.
Становление
советского
искусства
привело
к
быстрому
распаду
модернистских течений, чрезвычайно активных в первые годы советской власти.
Уже
с
середины
1920-х
годов
начинается
процесс
идеологизации
искусства,
которое берется под опеку и контроль государства. Развитие нового искусства
было окончательно завершено в СССР в 1932 году, когда были созданы Союзы
советских писателей и советских художников. К этому времени в нашей стране
были
закрыты
и
запрещены
все
течения,
направления
и
объединения,
развивающиеся
в
рамках
авангардного
искусства.
Модернизм
был
объявлен
формализмом
и
антисоветским
искусством.
Отныне
в
СССР
долгие
годы
официально
признавалось
и
пропагандировалось
только
реалистическое
искусство – так называемый соцреализм. Многие имена русских и советских
художников-авангардистов
были
вычеркнуты
из
официальной
истории
отечественного
искусства.
Западный
модернизм
с
его
новаторством
и
стремлением к экспериментам замалчивался, игнорировался или рассматривался с
критических
позиций,
как
буржуазное
искусство,
чуждое
советской
5
действительности.
Большинство
художников-модернистов
в
Советском
государстве были вынуждены обратиться к реалистическому искусству или к
работе в художественной промышленности. Только в канун перестройки в конце
1980-х
годов
начался
процесс
реабилитации
искусства
модернизма,
а
после
перестройки у широкого круга россиян появилась возможность познакомиться с
творчеством
художников
-
модернистов,
и
самостоятельно
решить
для
себя
вопрос отвергать или принимать это искусство. До сих пор искусство модернизма
остается в нашей стране не до конца изученным, понятым и осмысленным.
За рубежом модернизм не прекращал своего развития. Если до конца XIX
века
общепризнанной
художественной
столицей
был
Париж,
то
в
эпоху
модернизма,
в
первые
десятилетия XX века география искусства значительно
расширилась. Наряду с Францией, которая продолжала занимать лидирующее
положение
в
искусстве,
на
арену
художественной
жизни
выступают
другие
европейские
государства,
такие
как
Германия,
Италия,
Испания.
На
этом
промежутке времени появляется множество течений и направлений модернизма,
таких
как
фовизм,
экспрессионизм,
кубизм,
футуризм,
абстракционизм
и
др.
Одним
из
ведущих
течений
модернизма
в
1930-40-е
годы
стал
сюрреализм,
который оказал значительное влияние на другие течения. В 1940-е гг. абстрактное
искусство выходит в «лидеры» модернизма и распространяется во многих странах
мира в середине XX века. Таким образом, сюрреализм и абстракционизм второй
волны,
объявившие
войну
разуму,
логике,
всякому
естественному
чувству
-
эстетическому
и
нравственному,
завершили
формирование
модернистского
искусства первой половины XX столетия. Модернизм во многом определил пути
для развития искусства постмодернизма.
Постмодернизм (франц. postmodernisme, от лат. рost – «после» и modernus –
«современный, недавний»; буквально – «после модернизма») - это общий термин,
который
используется
в
отечественной
искусствоведческой
практике
для
обозначения целого ряда разнородных художественных явлений, течений, школ и
направлений 2-й половины XX века, возникших после эпохи модернизма. В этом
смысле постмодернизм – то же, что поставангардизм.
Перед
второй
мировой
войной
и
во
время
нее
многие
художники
из
Германии, России, Франции и других стран Европы, в которых утвердились
авторитарные
режимы,
эмигрировали
в
Америку,
Англию
и
другие
демократические страны. Многие ведущие художники- модернисты переселились
в
США,
где
продолжили
свое
творчество,
дав
возможность
американцам
познакомиться с новыми направлениями в искусстве (до этого США отставали от
европейских стран в формировании искусства модернизма). Таким образом, во
второй
половине XX века США, не испытавшие разрушений второй мировой
войны,
создавшие
большой
экономический
и
научно-технический
потенциал,
возглавили развитие современного искусства, вступив в конкуренцию с Парижем.
В послевоенное время наиболее важные художественные движения и направления
будут создавать американцы.
Постмодернизм зародился в США в конце 1950-х годов, вступив в первую
свою
фазу
в
1960-е
годы.
Первым
этапным
стилистическим
рубежом
в
6
изобразительном
искусстве
постмодернизма
принято
считать
поп-арт.
Постмодернистскими
течениями
традиционно
признают
оп-арт,
кинетическое
искусство,
концептуальное
искусство,
минимализм,
гиперреализм,
хэппенинг,
искусство объекта (реди-мейд) и другие. В 1970-е годы постмодернизм получил
распространение в Европе. В 1990-е годы, после перестройки постмодернизм
начинает
развиваться
в
России,
здесь
для
определения
нового
искусства
используется также термин «актуальное искусство», имеющее много общего с
термином «современное искусство».
Постмодернизм,
как
и
модернизм,
отражает
свое
время,
которое
кардинально отличается от времени 1-й половины XX века. Во второй половине
XX
века
формируется
ментальная
специфика
новой
эпохи,
во
многом
определившая
развитие
искусства
постмодернизма.
После
окончания
второй
мировой войны сначала в США, а затем и в Европе, после экономического
кризиса послевоенного периода начинается небывалый до того подъем экономики
и
рост
благосостояния
буржуазных
стран.
Появляется
огромный
спрос
на
предметы, вещи, изделия массового производства – бытовые приборы, одежду,
косметику, продукты и т.д., что в свою очередь способствует бурному развитию
промышленности,
рекламной
индустрии
со
своими
специфическими
механизмами воздействия на потребителя. В этих условиях формируется новое
общество – общество потребителей, для которого создаются не только товары
массового
спроса,
но
и
так
называемая
массовая
культура,
направленная
на
удовлетворение
духовных
потребностей
общества,
рассчитанная
на
непритязательные вкусы обывателя, на его средний интеллектуальный уровень.
Поэтому массовая культура имеет свои специфические особенности и средства
воздействия, в том числе – яркий, привлекательный и развлекательный характер,
доступность и легкость восприятия. Концептуальная новизна постмодернизма
состоит
в
неприятии
устоявшегося
к
тому
времени
деления
искусства
на
элитарное
и
массовое
и
выдвижении
идеи
их
взаимопроникновения.
Таким
образом,
стираются
грани
между
элитарным
и
массовым
искусством,
между
традиционно «высоким» и «низким», «прекрасным» и «безобразным», что стало
реакцией на потребительское общество.
На
художественные
процессы
2-й
половины XX
века
также
большое
влияние оказало развитие новейших технологий. Старые средства выражения
(традиционные виды живописи, графики, ваяния и пр.) вошли в беспрецедентно
плотное общение с новыми техническими средствами творчества – фотография,
кинематограф, видео- и аудио-записи. С начала 1970-х годов стало возможно
массовое производство компьютеров, в середине 1970-х появилось программное
обеспечение Microsoft, в 1993 году появился интернет.
Мировоззрение
художников-модернистов
значительно
отличается
от
мировоззрения
художников-постмодернистов.
Постмодернизм
отвергает
возможность
утопического
преобразования
жизни
с
помощью
искусства,
не
связан с идеологией, не критикует, не протестует, не ищет и не утверждает
никаких истин. Представители постмодернизма приняли бытие таким, каково оно
7
есть, они не отвергают, а скорее иронизируют над окружающим миром или над
самими собой, не признавая пафоса, характерного для модернизма.
К середине XX века изобретения новых форм и аналитические процессы в
искусстве были завершены, и ничего кардинально нового придумать уже было
практически
невозможно.
В
результате
этого
искусство
постмодернизма
не
создает что-то новое, а ищет вдохновения в прошлом, повторяет, обращается к
наглядным
цитатам
из
истории
искусства,
сочетая
все
это
с
новейшими
достижениями
современных
технологий.
По
сути
дела,
постмодернизм
обращается
к
готовому
прошлому,
уже
состоявшемуся
с
целью
восполнить
недостаток
собственного
содержания.
Эпоха
постмодернизма
отвергает
казавшиеся еще недавно незыблемыми постулаты о том, что искусство должно
искать новые формы. Модернистскому устремлению к новизне постмодернизм
противопоставляет устремление включить в современное искусство весь мировой
художественный опыт способом ироничного цитирования.
По
своей
сути,
искусство
постмодернизма
носит
ярко
выраженный
эклектичный
характер
(соединение
различных
элементов,
традиций,
стилей,
направлений
мировой
культуры).
В
постмодернизме
можно
видеть
сплав,
буквальное
сращение
различных
признаков,
приемов,
особенностей
разных
стилей, представляющих новую авторскую форму. Постмодернизм реабилитирует
и интерпретирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и
реализм,
академизм,
классику,
активно
шельмуемые
в
предыдущий
период.
Новизна
постмодернизма
–
это
сплав
старого,
прежнего,
уже
бывшего
в
употреблении,
использованного
в
новом
маргинальном
(незначительном,
второстепенном)
контексте.
В
результате
возникает
ситуация
эстетического
равновесия
между
традициями
и
инновациями,
экспериментом
и
кичем,
реализмом и абстракцией путем их эклектического сочетания. Постмодернизм
получил характеристику культуры Second hand, или общее название «гибридный
стиль».
Постмодернизм провозглашает лозунг «открытого искусства», наполнив его
не имитациями или деформациями жизни, но фрагментами реального жизненного
процесса,
которые
свободно
взаимодействует
со
всеми
старыми
и
новыми
стилями.
В
этой
ситуации
прежнее
противостояние
традиции
и
авангарда
утратило свой смысл. Постмодернизм делает установку на сближение искусства с
реальной
жизнью,
на
разнообразие
эстетических
вкусов,
возвращается
к
предметности, фигуративности, провозглашая новый культ телесности. Таким
образом, если модернизм – это созидание, создание нового, то постмодернизм –
это
«игра
с
уже
устоявшимися
формами».
Ирония
и
неопределенность,
дадаистический
запрет
на
серьезность
и
содержательность
определяют
стилистику постмодернизма. Отсутствие определенного сюжета, замысла, смысла
компенсируется интертекстуальной насыщенностью.
Начало
искусства
постмодернизма
можно
охарактеризовать
как
поиск
альтернатив модернизму и реакцию на абстрактное искусство, очень популярное в
Европе
и
Америке
в
1950-е
годы.
Поп-арт
отвергает
бессмысленную
беспредметность
абстрактного
экспрессионизма
и
обращается
к
реальной
8
повседневности, возведя в ранг искусства культ вещи, интерпретируя приемы,
выработанные
дадаистами.
Стирая
разницу
между
искусством
и
обыденной
жизнью,
используя
стремление
к
сенсации,
массовости,
поп-арт
дал
начало
бесчисленным
мелким
течениям,
где
за
искусство
выдаются
любые
«волеизъявления художника», заведомо лишенные эстетической, идеологической
или практической ценности. Самыми заметными явлениями рубежа 1960-70-х
годов были концептуальное искусство и минимализм. Конец 1970-х – 80-е гг.
охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма
и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности, что ярко
проявилось в искусстве гипперреализма, движении «Новых диких», нео-попе и
других течениях. На середину 1980-х гг. приходится также расцвет фотографии в
искусстве.
Искусство XXI
века
иногда
называют
искусством
постпостмодернизма.
Если для искусства второй половины XX века был характерен технократический
оптимизм, его будущее связывалось с появлением новых технологий, то начало
2000-х
гг.
отмечено
разочарованием
в
возможностях
технических
средств,
используемых
для
художественных
практик.
При
этом
конструктивных
философских оправданий современному искусству XXI века еще не появилось.
В
целом
постмодернизм
представляет
собой
образ
хаотичного,
сверхсложного
мира.
Несмотря
на
кажущуюся
игривость,
несерьезность
и
ироничность,
искусство
постмодернизма
вольно
или
невольно
являет
собой
форму эстетического бунтарства, выявляет все болевые точки своего времени.
Искусство постмодернизма – это не только «игра, изобретающая игру», но и
попытка преодолеть катастрофическую разобщенность человека и мира, реакция
на «массовую культуру», на тотальную коммерциализацию культуры в целом.
Постмодернизм
–
это
образ
мира,
возникшего
в
условиях
религиозно-
философского
вакуума,
дискредитации
идеологических
концептов,
тотальной
разобщенности
культур,
утраты
веры
в
прогресс,
справедливость,
гуманизм,
торжество разума. Постмодернизм – это образ мира, в котором нет знания о мире,
веры,
Бога.
Бессистемность,
хаотическая
мозаика
постмодернизма
–
есть
объективное
воспроизведение
фрагментарности
наших
представлений
и
беспомощности искусства, лишившегося глубины, кода, представлявшего тайну
мироздания.
В
постмодернизме
отразилась
вся
сложность
и
многообразие
современной
культуры,
новые
средства
коммуникации,
красочность
и
динамичность современной среды.
Отношение к искусству модернизма и постмодернизма до сих пор вызывает
самые
противоречивые
отзывы,
одни
считают
его
буржуазным,
другие
–
антибуржуазным,
бунтарским
искусством,
одни
–
искусством,
другие
–
антиискусством. Чтобы дать объективную оценку культуре и искусству XX века
потребуется время.
9