Напоминание

Применение темы самообразования на практике


Автор: Азарнова Лючана Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1200
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Применение темы самообразования на практике
Раздел: среднее образование





Назад




Применение темы самообразования на практике Тема самообразования:
«Экологическое воспитание учащихся на уроках биологии через

призму социальной экологии».
В школе существует отдельный предмет -«экология», на которых уделяется немалое внимание основным проблемам. Но, на мой взгляд, в обществе сложилось не совсем правильное отношение к данному предмету. Экологические проблемы переросли в статус «Глобальных», а посему, необходим более серьезный подход к воспитанию экологического сознания подрастающего поколения. На уроках биологии я уделяю много внимания связи тематики программы с окружающей нас средой, а следовательно с реальностью. Особое внимание уделяю
социальной экологии
. И это дает замечательные результаты. У детей разных возрастных категорий просыпается интерес к изучению биологии. Этот предмет становится жизненной необходимостью. И уже не возникает вопрос: «Для чего нужно изучать данную науку»? Немного подробней о социальной экологии и ее связи с предметом биология. Социальная экология – научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека. Сообщества людей в связи с их средой имеют доминанту социальной организации. Антропология -– наука об изменчивости внутри родов, видов и видовых особенностей семейства гоминидов. В антропологии привлекаются данные биологии, молекулярной биологии, генетики, химической палеогенетики, археологии и т.д. Она включает изучение биологических ( морфологических и физиологических ) особенностей человека как вида и его предков и занимает особое место в ряду естественных и социальных наук. Человек как биологическое существо был обречен на вымирание. Основой выживания послужила способность к обучению. Три основных условия помогли выжить и пройти огромный эволюционный путь человечеству: трехмерная стихия – первое условие развития мозга; второе условие – наличие рук; третье условие социальный строй жизни. Накопление и передача опыта следующим поколениям стало одним из решающих факторов социальной среды и наряду с естественным отбором дало особую форму человеческого вида в борьбе за существование. Человек – существо, наделенное культурой. На уроках биологии я предлагаю учащимся творческие работы на тему: «Мой взгляд на возникновение жизни на Земле»; «Моя гипотеза возникновения человечества на планете Земля». После ознакомительных уроков по данной тематике, знакомства с общепринятыми теориями, учащиеся выстраивают собственные гипотезы, стараясь аргументировано доказать их. Такие работы позволяют ребятам учиться смело высказывать свое мнение, строить логическую доказательную цепочку, иногда – фантазировать, а главное – ощущать себя частью окружающего мира. Учащимся младших классов на уроках естествознания предлагается творческая работа в рисунках – «Среды обитания организмов». В этой работе ученики исследуют абиотические и биотические факторы всех сред жизни, проводят сравнительные характеристики и делают вывод о взаимосвязи всего живого на земле с окружающей средой. Такая работа позволяет выявить неусвоенные моменты, а главное, дети сами определяют место человека в окружающем мире. Вечной целью человека, стратегией его жизни была независимость от среды обитания. На сегодняшний день позиция обществом пересмотрена. Но существует биологическая сторона человека как личности. Специфика генетической программы человека такова, что в одинаковых условиях рождаются различные индивидуумы,
личность и форма социального поведения которых базируется на работе многих генов. Человеку как существу социальному изначально были присущи два рода потребностей: биологические (физиологические) и социальные (материальные и духовные). Человечество не может отказаться от использования природных богатств. Моя задача как учителя донести до учащихся сведения о месте человека в окружающей среде. Привить бережное отношение к природным благам. В курсе анатомии предлагается творческая работа по изучению и сопоставлению таких понятий, как потребности, психика и поведение. На мой взгляд, такая работа помогает осмыслить закономерности биологической и социальной сущностей каждого, помогает взглянуть на себя со стороны. Многие ученики после такой работы пересматривают свои поступки в различных, жизненных ситуациях. Интересными являются творческие работы посвященные семье. Они помогают справиться подросткам с конфликтными ситуациями в семье, правильно трактовать понятие «свобода», учат ответственности перед окружающими. Сюда же можно было бы отнести творческие работы и конференции по курсу анатомии на тему: «Клуб молодой семьи». Немаловажное значение на уроках биологии разных уровневых систем отводится вирусным заболеваниям. Учащиеся знают из курса, что первое место по распостраненности, занимает грипп. Весьма распостранены – корь, туберкулез, дифтерия и т.д. Среди основных ифекционных заболеваний, СПИД распостраняется наиболее быстро. В современном мире общепланетарной проблемой является также ликвидация онкологических заболеваний, полиомелита, сердечно-сосудистых заболеваний. Особое внимание на уроках уделяется сохранению собственного здоровья, разумной любви к себе, своему организму. Много творческих работ посвящено здоровому образу жизни, рассуждениям детей о вредных привычках, об отношении к наркотикам и т.д. Необходимо коснуться черт современной урбанизации для большинства стран. Этот вопрос тесно связан с темами уроков биологии. Особенности жизни в больших городах несут определенные проблемы. И в этом случае проводятся работы по определенным темам в разделе психология. Дети больших городов часто оторваны от природы и не в состоянии воспринять необходимость бережного отношения к окружающему миру. Здесь основной задачей биолога является о собый, экологизированный подход к предмету. Ребенок должен не зубрить, а понять тему. А это зависит от педагога. На сегодняшний день особенно остро стоит вопрос межнациональных отношений, которые мы не должны обходить стороной. Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, чем проблема межнациональных отношений. В нашей стране проживает более 150 наций и народностей. Пока не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на уважении, равноправии, независимо от численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта, наша страна не сможет развиваться в полную силу. Необходимо объединять учащихся разных национальностей общими делами, изучать культуру, традиции и обычаи. На уроках можно проводить конференции, диспуты при изучении темы о расах человечества. На мой взгляд, необходимо преподавать биологию, воспитывая экологическое сознание каждого ребенка через призму социальной экологии.


В раздел образования