Напоминание

Взаимосвязь пальчиковой гимнастики и развития речи детей дошкольного возраста


Автор: Адарченко Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №13 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Южно - Сахалинск Сахалинская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Взаимосвязь пальчиковой гимнастики и развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное

учреждение

«

Детский

сад

№13 «

Колокольчик

»

Консультация

для

родителей

«

Взаимосвязь

пальчиковой

гимнастики

и

развития

речи

детей

дошкольного

возраста

»
Подготовила : воспитатель Адарченко Наталья Ивановна .
Южно

-

Сахалинск

, 2016
Известный педагог В . А . Сухомлинский сказал : " Ум ребенка находится на кончиках его пальцев , " Рука – это инструмент всех инструментов ", заключал еще Аристотель . " Рука – это своего рода внешний мозг ", - писал Кант .
Многим известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук , или иначе говоря , ручной и речевой моторики . Рука , пальцы , ладони - едва ли не главные органы , приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка . Эти выводы не случайны . Действительно , рука имеет большое " представительство " в коре головного мозга , поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка . Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры . Выполняя пальчиками различные упражнения , ребенок развивает мелкие движения рук . Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность , гибкость , исчезает скованность движений . Как правило , если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом , то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы . Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором , стимулирующим речевое развитие ребенка , способствующим улучшению артикуляционных движений , подготовки кисти руки к письму и , что не менее важно , мощным средством , повышающим работоспособность коры головного мозга , стимулирующим развитие мышления ребенка . Немаловажным элементом для развития речи дошкольника является то , что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами . Стихи вызывают интерес и легко усваиваются ребенком , надолго оставаясь в памяти . Рифма для ребенка служат своего рода волшебством , которое утешает и успокаивает .
Пальчиковая

гимнастика

помогает

:

-
Развивать речь .
-
Повышать работоспособность коры головного мозга .
-
Развивать у ребенка психические процессы : мышление , внимание , память , воображение .

-
Снимать тревожность .
-
Нести в себе моменты радостного общения с близкими людьми . Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы , поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка . В фольклоре существует масса потешек , в которых сочетаются речь и движения рук . Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде , а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь , но и умение слушать . Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи . Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику , руки становятся послушными , что помогает ребенку в выполнении мелких движений , необходимых в рисовании , а в будущем и при письме . Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием , создание пальчикового театра , формирование образно
-
ассоциативного мышления . А это значит , что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи , но и на ее выразительность , формирование творческих способностей .


В раздел образования