Взаимосвязь пальчиковой гимнастики и развития речи детей дошкольного возраста
Автор: Адарченко Наталья Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №13 "Колокольчик" Населённый пункт: г. Южно - Сахалинск Сахалинская область Наименование материала: Консультация для родителей Тема: Взаимосвязь пальчиковой гимнастики и развития речи детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
»
Подготовила
:
воспитатель
Адарченко
Наталья
Ивановна
.
Южно
-
Сахалинск
, 2016
Известный
педагог
В
.
А
.
Сухомлинский
сказал
:
"
Ум
ребенка
находится
на
кончиках
его
пальцев
,
"
Рука
–
это
инструмент
всех
инструментов
",
заключал
еще
Аристотель
.
"
Рука
–
это
своего
рода
внешний
мозг
", -
писал
Кант
.
Многим
известно
о
взаимосвязи
развития
речи
и
тонких
движений
рук
,
или
иначе
говоря
,
ручной
и
речевой
моторики
.
Рука
,
пальцы
,
ладони
-
едва
ли
не
главные
органы
,
приводящие
в
движение
механизм
мыслительной
деятельности
ребёнка
.
Эти
выводы
не
случайны
.
Действительно
,
рука
имеет
большое
"
представительство
"
в
коре
головного
мозга
,
поэтому
пальчиковая
гимнастика
имеет
большое
значение
для
развития
ребенка
.
Одним
из
самых
распространенных
видов
пальчиковой
гимнастики
являются
пальчиковые
игры
.
Выполняя
пальчиками
различные
упражнения
,
ребенок
развивает
мелкие
движения
рук
.
Пальцы
и
кисти
приобретают
хорошую
подвижность
,
гибкость
,
исчезает
скованность
движений
.
Как
правило
,
если
движения
пальцев
развиты
в
соответствии
с
возрастом
,
то
и
речевое
развитие
ребенка
в
пределах
возрастной
нормы
.
Поэтому
тренировка
движений
пальцев
и
кисти
рук
является
важнейшим
фактором
,
стимулирующим
речевое
развитие
ребенка
,
способствующим
улучшению
артикуляционных
движений
,
подготовки
кисти
руки
к
письму
и
,
что
не
менее
важно
,
мощным
средством
,
повышающим
работоспособность
коры
головного
мозга
,
стимулирующим
развитие
мышления
ребенка
.
Немаловажным
элементом
для
развития
речи
дошкольника
является
то
,
что
в
пальчиковых
играх
все
подражательные
действия
дополняются
стихотворными
текстами
.
Стихи
вызывают
интерес
и
легко
усваиваются
ребенком
,
надолго
оставаясь
в
памяти
.
Рифма
для
ребенка
служат
своего
рода
волшебством
,
которое
утешает
и
успокаивает
.
Пальчиковая
гимнастика
помогает
:
-
Развивать
речь
.
-
Повышать
работоспособность
коры
головного
мозга
.
-
Развивать
у
ребенка
психические
процессы
:
мышление
,
внимание
,
память
,
воображение
.
-
Снимать
тревожность
.
-
Нести
в
себе
моменты
радостного
общения
с
близкими
людьми
.
Все
движения
организма
и
речевая
моторика
имеют
единые
механизмы
,
поэтому
развитие
тонкой
моторики
рук
благотворно
сказывается
на
развитии
речи
ребенка
.
В
фольклоре
существует
масса
потешек
,
в
которых
сочетаются
речь
и
движения
рук
.
Любому
ребенку
не
помешают
массаж
рук
в
доречевом
периоде
,
а
пальчиковые
игры
в
сопровождении
стихов
не
только
разовьют
мелкую
моторику
и
речь
,
но
и
умение
слушать
.
Ребенок
научится
понимать
смысл
услышанного
и
улавливать
ритм
речи
.
Пальчиковые
игры
влияют
на
пальцевую
пластику
,
руки
становятся
послушными
,
что
помогает
ребенку
в
выполнении
мелких
движений
,
необходимых
в
рисовании
,
а
в
будущем
и
при
письме
.
Ученые
рассматривают
пальчиковые
игры
как
соединение
пальцевой
пластики
с
выразительным
речевым
интонированием
,
создание
пальчикового
театра
,
формирование
образно
-
ассоциативного
мышления
.
А
это
значит
,
что
пальчиковая
гимнастика
влияет
не
просто
на
развитие
речи
,
но
и
на
ее
выразительность
,
формирование
творческих
способностей
.