Напоминание

Методика формирования связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи


Автор: Ефимова Татьяна Николаевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: ГБОУ " Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д.Н.Медведева"
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Методический материал
Тема: Методика формирования связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема связной монологической речи является одной из важнейших проблем в силу того, что эта форма речи является основой обучения ребенка, поскольку через речь ребенок усваивает знания и через нее осуществляет контроль за полученными знаниями. Исходя из этого цель воспитания ребенка с речевыми проблемами - это подготовка к обучению в школе. Овладение связной речью -сложный процесс. Для того, чтобы овладеть связной речью, необходим достаточно высокий уровень развития мышления. Именно мыслительные операции помогают человеку программировать материал тогда, когда человек знает, о чем он хочет рассказать, если предмет речи не известен, мышление помогает ему найти замысел. Многие традиционные используемые логопедами методики устарели, например, с оставление рассказа по образцу. Многие специалисты в логопедии констатировали трудности Орфинская, Трауготт, Левина, Жукова, Корецкая, Воробьева. Но в этих исследованиях описательная сторона занимала большее место, чем описание методики. Методика В.К.Воробьевой опирается на психолингвистические механизмы речи: весь процесс обучения связной речи рассматривается как овладение суммой речевых операций. Исходя из этого, логопед должен формировать у ребенка определенные речевые шаги, а не развивать связную речь глобально. Ниже приводятся разделы методики и конспекты занятий по формирования связной речи по методике В.К.Воробьевой.
Знакомство

детей

с

правилами

строения

связного

рассказа

.
Этот раздел включает два этапа :
1.
Развитие связной речи практическим методом ( интуитивно ) с опорой на смысловые вопросы логопеда .
2.
Знакомство с правилами строения связного рассказа . На первом этапе логопед ставит две цели :
а
) развитие мотивационной стороны речи или побуждения . Логопед развивает две группы мотивов : - Познавательные ( экстралингвистические ). Они сосредотачивают внимание ребенка на содержании рассказа . - Лингвистические или языковые ( они формируют у детей интерес к средствам выражения мысли ).

б

)
Научить детей относительно длительному расказыванию с опорой на наглядный материал ( составлять рассказы из 5-6 предложений ).
Поставленные

цели

реализуются

набором

речевых

игр

.

1.

Игры

на

восстановление

порядка

картин

серии
с последующим составлением рассказа или его фрагмента : - Отобрать из ряда предложенных картинок серии только те , которые иллюстрируют прочитанный рассказ . Затем расположить их в правильной последовательности . - расположить картинки по ранее прочитанному рассказу ( по памяти ). – найти ошибку логопеда и восстановить правильный порядок расположения картин серии . - расположить картинки серии соответственно тем опорным словам , которые предложил логопед . В качестве опорных слов первоначально используют цепочку глаголов ( как наиболее информативную ), затем используется цепочка существительных . – Найти лишнюю картинку среди заданных , расположить в правильной последовательности . – самостоятельно расположить серию в логической последовательности и составить по ней рассказ с определенной эмоциональной нагрузкой .
2.

Игры

эвристического

характера

.
Они направлены на выбор недостающего элемента . - найти пропавшую картинку среди фоновых , определить ее место среди заданных картинок . - выстроить последовательность событий по одной заданной картинке . - распутать две сюжетные конвы , состоящие из двух серий картин . Первоначально детям предлагаются резко отличающиеся серии . Постепенно эта разница исчезает .
- подобрать к одной сюжетной картинке предметные картинки из общего банка предметных картинок . - подобрать из общего банка картинок предметные картинки к каждой картинке серии .
3.

Игры

на

развитие

замысла

.
- научить ребенка по опорным предметным картинкам , задающим программу рассказа , придумывать случай , событие .( Напр .: зайчик , зима , огород , капуста , хозяин , ружье ). - научить детей из банка предметных картинок отбирать только те , по которым можно придумать случай , событие ( рассказ ).
4.

Игры

в

семантические

абсурды

или

небылицы

.
Цель : научить детей находить неподходящие к рассказу слова или предложения . 5. Ассоциативные игры . Игры , направленные на формирование способности находить слова в долговременной памяти . 6. Чтение как специальный прием развития связной речи . - Чтение отрывка в качестве замысла для продолжения рассказа . - научить детей различать некоторые жанры литературных произведений . Эта работа проводится в подготовительной группе .
Конспекты

логопедических

занятий

.

Конспект логопедического занятия по формированию связной

речи в подготовительной группе для детей с ОНР по теме:

«Знакомство детей с правилами строения связного рассказа» (по

методике В.К. Воробьёвой)

Тема: «Знакомство детей с правилами строения связного

рассказа».

Цели:
- Сформировать у детей представление о смысловой связи предложений в рассказе. - Развитие слуховой линейной памяти. - Расширение словарного запаса, работа над семантикой слова.
Оборудование:
Предметные картинки: кошка, мёд, малинник, улей, конура, скворечник. Карточки с изображением стрелок. Донатативный план.

Ход занятия.

1)

Организационный момент.
Логопед: - Сядет тот, кто скажет, что я назвала: «А» (гласный звук), «мак» - слово, «М» - согласный звук, и т.д.
2)

Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня я прочитаю вам новый рассказ. Слушайте и запоминайте. Наша кошка Мурка к удивлению всех любила мёд. Запах мёда доносился из малинника. В малиннике стоял улей. Улей охраняли пчёлы. Пчёлы и покусали нашу кошку Мурку. Теперь Мурка и близко не подходит к мёду.
3)

Работа над семантикой слова.

4)
Логопед выставляет на доску предметные картинки: скворечник, конура, улей. Дети называют картинки и отбирают ту, о которой говорилось в рассказе. Аналогично проводится работа со словами: малинник, осинник.
5)
Логопед предлагает детям отобрать из банка предметных картинок только те, о которых говорилось в рассказе.
6)

Знакомство детей с донатативным (картинно-графическим) планом.
Логопед: - Посмотрите, это будет наша страничка, на ней мы будем записывать наш рассказ. Записывать мы его будем не словами, а картинками. Стрелочки – это тоже слова, которые обозначают действия. Давайте вспомним и запишем первое предложение. На доске выкладываются картинки: Кошка ----------- мёд Далее выкладываются все предложения рассказа: Мёд ----------- малинник Малинник ---------- улей Улей ------------ пчёлы Пчёлы ----------- кошка Кошка ----------- мёд
7)

Знакомство детей со смысловой дружбой предложений в рассказе.
Логопед закрывает экраном все предложения, кроме первых двух. Логопед: - Как вы думаете, что помогает этим предложения дружить. (Слова, которые повторяются). Эти слова соединяются красными стрелками. Далее проводится аналогичная работа со всеми предложениями рассказа. Детям предлагается выполнить упражнение пальчиковой гимнастики «цепочка». И делается вывод о том, что предложение в рассказе соединяется в рассказе так же, как звенья в цепочке.
8)

Физминутка.

Шесть котят пушистой кошки Научились есть из плошки. Если дашь им каши манной, Всё съедят быстрее мамы.
9)

Пересказ рассказа по донатативному плану.
Логопед: - Давайте вспомним наш рассказ с помощью нашей странички. Дети называет по одному предложению рассказа.
10)

Итог занятия.
Логопед: - Что нового мы узнали на занятии?
Конспект логопедического занятия по формированию связной

речи в подготовительной группе для детей с ОНР по теме:

« «Закрепление у детей представлений о строении

связного рассказа»(по методике В.К. Воробьёвой)

Цели:
- Закреплять у детей представления о смысловой связи предложений в рассказе (показать детям «поломку» в структуре рассказа – исчезновение предложения). - Развитие зрительно-линейной памяти. - Уточнение семантического значения слова.
Оборудование:
Донатативный план. Картинки рассказа (см. предыдущее занятие).
Ход занятия.

1)

Организационный момент.
Логопед предлагает детям послушать рассказ о зиме, который составил Незнайка и сказать, получился ли у него рассказ: Зима. Мороз. Скользко. Птицы. Кормушки. Звери. Люди. Логопед: - Почему у Незнайки не получился рассказ. (Потому что он назвал отдельные слова). Из чего состоит рассказ. (Из предложений).
2)

Развитие зрительно-линейной памяти.
Детям предлагается самостоятельно составить картинно-графический план знакомого рассказа. Логопед: - Давайте вспомним рассказ про кошку Мурку. Дети выкладывают по одному предложению рассказа.
3)

Пересказ знакомого рассказа по знакомому плану.

При пересказе логопед закрывает правую сторону рассказа экраном. Таким образом у детей закрепляется представление о связи предложений в рассказе с помощью одного и того же слова. Логопед: - Дети, давайте перескажем наш рассказ. Что помогает предложения в рассказе «дружить»?
4)

Внесение «поломки» в рассказ.
Логопед незаметно для детей вносит в рассказ «поломку». Убирает одно горизонтальное звено рассказа (одно из предложений рассказа).
5)

Пересказ рассказа с «поломкой».
Логопед: - Вы заметили изменение в рассказе? (Да.) Логопед: - Что изменилось? (Пропало одно предложение.) Логопед: - Получился ли у нас рассказ? (Нет.) Логопед: - Почему? (Потому что нарушено правило рассказа.)
6)

Итог занятия.
Логопед: - Что мы узнали на занятии? (Рассказ не получится, если его составить не по правилам).


В раздел образования