Напоминание

Кризис трех лет.


Автор: Вторникова Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №138
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Кризис трех лет.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Кризис 3-х лет.
Знаменитый кризис трех лет – один из наиболее трудных моментов в жизни младшего дошкольника. В основе данного кризиса лежит ломка тесных взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Если раньше малыш был во всем зависим от мамы, и она выполняла все его потребности, то теперь малыш желает, чтобы не только удовлетворялись его потребности, но и учитывались его права. Начинает формироваться его собственное «Я». Он хочет быть более самостоятельным, но пока еще не знает как. То есть потребность в самостоятельности оказывается выше его реальных возможностей. Изменение позиции ребенка требует от близких ему людей своевременной перестройки. Если же новые отношения не складываются, то возникают собственно кризисные явления: 1) негативизм - ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых и делает все наоборот; 2) упрямство - это реакция на свое собственное решение; ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении; происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались; 3) строптивость - это протест против порядков, которые существуют дома; 4) своеволие - стремление к эмансипации от взрослого 5) обесценивание взрослых и того, что раньше было интересным и дорогим 6) протест-бунт - проявляется в частых ссорах и конфликтах с родителями; 7) стремление к деспотизму - проявляется в семье с единственным ребенком, когда тот желает властвовать над всеми и диктует окружающим свои намерения. Для успешного преодоления кризисного периода перед родителями стоит несколько задач:  Проявлять терпение к требованиям ребенка.  Не подавлять стремление к самостоятельности.  Поощрять инициативу.  Не критиковать неумелые действий ребенка, а показать, как действовать правильно.  Сопереживать неудачам ребенка.  Радоваться и хвалить ребенка за успехи.  Демонстрировать свою любовь.  Не применять агрессивные действия в ответ на капризы ребенка.  Соблюдать баланс между требовательностью и уважением.  Определить границы дозволенного.  Быть последовательными в своих требованиях.
Поскольку в основе кризиса 3-х лет стоит борьба мотивов «хочу» и «надо», между требовательностью и уважением должно существовать равновесие. Борьба между этими двумя мотивами сопровождает нас всю нашу жизнь. Но ребенок пока не в силах отодвигать свои желания на второй план. Он протестует всеми доступными для его возраста способами. То, какую модель поведения вынесет для себя ребенок из этого кризисного периода – будет сопутствовать ему в дальнейшем. Если родители будут стремиться выполнять все его требования, то ребенок может вырасти эгоистом и не считаться с желаниями других. И, наоборот, если родители выберут авторитарный стиль воспитания и будут подавлять волю и желания ребенка, это может привести к формированию зависимой, безвольной и инфантильной личности. Ну, а если баланс между потребностями ребенка и требованиями родителей соблюдается, то формируется такая «универсальная» личность, которая способна подстраиваться под изменяющиеся условия. Поэтому со стороны родителей очень важно определить границы. Определение границ – важнейшая основа воспитательного процесса. В отсутствии разумных ограничений ребенок ощущает себя незащищенным. Он чувствует, что рядом с ним нет взрослых, сильных, уверенных людей, которые организуют разумный порядок в мире. Поэтому Вы сами для своей семьи должны определить четкие границы воспитания: что всегда разрешается ребенку, где можно пойти на уступки и в каких случаях всегда должно звучать твердое «нет». Обычно твердое «нет» относится к тем ситуациям, которые связаны с опасностью для жизни и здоровья ребенка. Главное, чтобы требования были постоянны и едины от всех членов семьи
.
Если вы сегодня требуете от ребенка одного, а завтра другого, кормите его пустыми обещаниями или невыполнимыми угрозами, то он перестает вам доверять. Стремление ребенка быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к сюжетно-игровой деятельности, приобретаются навыки ролевого поведения. Игра - основной и самый важный для ребенка вид деятельности. Помогайте ребенку осваивать действия с игрушками. Помните, что понять, как нужно действовать с игрушкой, малыш может только с вашей помощью. Покупая ребенку новую игрушку, обязательно поиграйте с ней вместе с малышом. Заинтересуйте его не только внешним видом игрушки, но и тем, что с ней можно делать. У младших дошкольников игра начинает носить сюжетный характер. Дети с удовольствием подражают игровым действиям взрослых: кормят, причесывают кукол и игрушечных животных, купают их в ванночке, пеленают, укладывают спать, катают в колясочке, строят для них домики и пр. Подберите соответствующие наборы игрушек. Помните, что в такие игры нужно играть не только с девочками, но и с мальчиками. Сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребенка. Она является
средством познания окружающего мира, способствует развитию образного мышления и воображения. В игре ребенок в условных обстоятельствах действует "как мама", "папа", "бабушка" или "дедушка", что дает ему возможность почувствовать себя свободным и всесильным, как взрослые. Для того, чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны постоянно вовлекать в нее малыша, организуя совместные игры. Ребенок в период кризиса 3-х лет остро нуждается в поддержке, понимании и общении со значимыми взрослыми. В это время особенно опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к замкнутости, задержке речевого развития, отказа от общения. Старайтесь как можно больше общаться с ребенком, интересоваться всем, что происходило за день. Особенно важно учить ребенка проговаривать его эмоции и переживания ребенка, а также говорить ему о своих чувствах.


В раздел образования