Автор: Вторникова Анна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №138 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Кризис трех лет. Раздел: дошкольное образование
Кризис 3-х лет.
Знаменитый кризис трех лет – один из наиболее трудных моментов в
жизни младшего дошкольника.
В основе данного кризиса лежит ломка тесных взаимоотношений,
которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. Если раньше
малыш был во всем зависим от мамы, и она выполняла все его потребности,
то теперь малыш желает, чтобы не только удовлетворялись его потребности,
но и учитывались его права. Начинает формироваться его собственное «Я».
Он хочет быть более самостоятельным, но пока еще не знает как. То есть
потребность в самостоятельности оказывается выше его реальных
возможностей.
Изменение позиции ребенка требует от близких ему людей
своевременной перестройки. Если же новые отношения не складываются, то
возникают собственно кризисные явления:
1) негативизм - ребенок отказывается вообще подчиняться
определенным требованиям взрослых и делает все наоборот;
2) упрямство - это реакция на свое собственное решение; ребенок
настаивает на своем требовании, на своем решении; происходит выделение
личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались;
3) строптивость - это протест против порядков, которые существуют
дома;
4) своеволие - стремление к эмансипации от взрослого
5) обесценивание взрослых и того, что раньше было интересным и
дорогим
6) протест-бунт - проявляется в частых ссорах и конфликтах с
родителями;
7) стремление к деспотизму - проявляется в семье с единственным
ребенком, когда тот желает властвовать над всеми и диктует окружающим
свои намерения.
Для успешного преодоления кризисного периода перед родителями стоит
несколько задач:
Проявлять терпение к требованиям ребенка.
Не подавлять стремление к самостоятельности.
Поощрять инициативу.
Не критиковать неумелые действий ребенка, а показать, как
действовать правильно.
Сопереживать неудачам ребенка.
Радоваться и хвалить ребенка за успехи.
Демонстрировать свою любовь.
Не применять агрессивные действия в ответ на капризы ребенка.
Соблюдать баланс между требовательностью и уважением.
Определить границы дозволенного.
Быть последовательными в своих требованиях.
Поскольку в основе кризиса 3-х лет стоит борьба мотивов «хочу» и
«надо», между требовательностью и уважением должно существовать
равновесие. Борьба между этими двумя мотивами сопровождает нас всю
нашу жизнь. Но ребенок пока не в силах отодвигать свои желания на второй
план. Он протестует всеми доступными для его возраста способами. То,
какую модель поведения вынесет для себя ребенок из этого кризисного
периода – будет сопутствовать ему в дальнейшем. Если родители будут
стремиться выполнять все его требования, то ребенок может вырасти
эгоистом и не считаться с желаниями других. И, наоборот, если родители
выберут авторитарный стиль воспитания и будут подавлять волю и желания
ребенка, это может привести к формированию зависимой, безвольной и
инфантильной личности. Ну, а если баланс между потребностями ребенка и
требованиями родителей соблюдается, то формируется такая
«универсальная» личность, которая способна подстраиваться под
изменяющиеся условия. Поэтому со стороны родителей очень важно
определить границы.
Определение границ – важнейшая основа воспитательного процесса. В
отсутствии разумных ограничений ребенок ощущает себя незащищенным.
Он чувствует, что рядом с ним нет взрослых, сильных, уверенных людей,
которые организуют разумный порядок в мире. Поэтому Вы сами для своей
семьи должны определить четкие границы воспитания: что всегда
разрешается ребенку, где можно пойти на уступки и в каких случаях всегда
должно звучать твердое «нет». Обычно твердое «нет» относится к тем
ситуациям, которые связаны с опасностью для жизни и здоровья ребенка.
Главное, чтобы требования были постоянны и едины от всех членов
семьи . Если вы сегодня требуете от ребенка одного, а завтра другого, кормите
его пустыми обещаниями или невыполнимыми угрозами, то он перестает вам
доверять.
Стремление ребенка быть таким, как взрослые, может найти наиболее
полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается
путем перехода ребенка к сюжетно-игровой деятельности, приобретаются
навыки ролевого поведения. Игра - основной и самый важный для ребенка
вид деятельности.
Помогайте ребенку осваивать действия с игрушками. Помните, что
понять, как нужно действовать с игрушкой, малыш может только с вашей
помощью. Покупая ребенку новую игрушку, обязательно поиграйте с ней
вместе с малышом. Заинтересуйте его не только внешним видом игрушки, но
и тем, что с ней можно делать.
У младших дошкольников игра начинает носить сюжетный характер.
Дети с удовольствием подражают игровым действиям взрослых: кормят,
причесывают кукол и игрушечных животных, купают их в ванночке,
пеленают, укладывают спать, катают в колясочке, строят для них домики и пр.
Подберите соответствующие наборы игрушек. Помните, что в такие игры
нужно играть не только с девочками, но и с мальчиками. Сюжетная игра
имеет большое значение для психического развития ребенка. Она является
средством познания окружающего мира, способствует развитию образного
мышления и воображения. В игре ребенок в условных обстоятельствах
действует "как мама", "папа", "бабушка" или "дедушка", что дает ему
возможность почувствовать себя свободным и всесильным, как взрослые. Для
того, чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны
постоянно вовлекать в нее малыша, организуя совместные игры.
Ребенок в период кризиса 3-х лет остро нуждается в поддержке,
понимании и общении со значимыми взрослыми. В это время особенно
опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту
общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к
замкнутости, задержке речевого развития, отказа от общения. Старайтесь как
можно больше общаться с ребенком, интересоваться всем, что происходило
за день.
Особенно важно учить ребенка проговаривать его эмоции и
переживания ребенка, а также говорить ему о своих чувствах.