Автор: Савицкая Любовь Юрьевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: БПОУ ВО "Вологодский индустриально-транспортный техникум" Населённый пункт: город Вологда, Вологодская область Наименование материала: конспект урока по русскому языку Тема: "В мире причастий" Раздел: среднее образование
БПОУ ВО «Вологодский индустриально-транспортный техникум»
Проект урока русского языка
Тема: «В мире причастий»
Преподаватель: Савицкая Любовь Юрьевна
Предмет: русский язык
обучающие: 1) формирование знаний написания НЕ- с причастиямия ;
2)формирование умения различать НЕ-приставку, НЕ- часть корня, НЕ- частицу.
развивающие: 1) развитие внимания, памяти, речи;
2) развитие творческих способностей.
воспитывающие: 1) совершенствование культуры устной и письменной речи
студентов;
2) приобщение к искусству посредством картин великих русских художников.
Тип занятия: урок систематизации и закрепления материала
Оборудование: доска, репродукции картин, потрет И.И.Шишкина, ноутбук,
проектор
Ход занятия:
Этапы
Деятельность
преподавателя
Деятельность студентов
1.Организацион
ный момент
Обобщение изученной
темы
закрепление сведений о
причастии и причастном
обороте, знакомство с
темой
Постановка целей и задач
2.Проверка
домашнего
задания
Устное задание(1 чел.)-
дать
связный ответ по вопросам
«Причастие», использовать
в качестве примеров
причастия из текста худ.
литературы Л.Н.Толстого
«Война и мир»
А) расставить пропущенные знаки
препинания при причастном
обороте
Б)Сведения о причастии,
подтверждение примерами из
текста
3.Закрепление
материала
Слитно:
-не употребляется без не;
-нет зависимых слов;
-относятся слова;
очень, совершенно
( указывающие степень
качества )
Раздельно:
- есть противопоставление
с союзом а;
- с краткими причастиями;
- есть зависимые слова,
усиливающие отрицание;
отнюдь не;
вовсе не;
совсем не.
Запись с таблицей в тетрадь
а) Запись на доске
( отрывки из романа «
Война и мир « )
Объяснить написание
причастия
1)
Вошла маленькая княгиня,
прошлую зиму вышедшая
замуж и теперь не
выезжавшая в большой свет
по причине своей
беременности ( есть завис.
сл. )
2)
В комнату вбежала
тринадцатилетняя
черноглазая, с большим
ртом, некрасивая, но живая
девочка. Очевидно было,
она нечаянно с не
-рассчитанного бега,
заскочила далеко. ( нет зав.
слов )
3)
Взору Кутузова предстали
необозримые поля.( не
употребляется без не; нет
завис. слов )
4)
Княжна Марья была не
Работа в
тетрадях
- Из какого известного вам
произведения взяты
строки?
б) Записать в т\р
Художник Шишкин,
воспевший красоту родной
земли, создал много
полотен о природе России.
Он остается
непревзойденным
знатоком дерева,
художником, не имеющим
соперников в изображении
хвойного леса.
- выделить во 2-ом
предложении причастный
оборот, объяснить
расстановку знаков
препинания, написание
причастий с НЕ.
В тексте идет речь об
известном рус. художнике
Иване Ив-че Шишкине
( демонстрация портрета )
Он создал много полотен,
изображающих родную
природу и его справедливо
называют певцом русского
леса.
( демонстрация картин
подвижна. ( краткое
причастие )
Л.Н. Толстой ( «Война и мир»)
Запись в тетрадь
Объяснение полученного
задания
Знакомство с картинами
Шишкина
«Рожь»; «Утро в сосновом лесу»;
«Сосны»; « Освещенные
солнцем»; «Лес»; «Лесные дали».
Работа по
картинам
Шишкина )
- Какие их картин этого
замечательного художника
вы узнали?
- Что общего вы заметили в
названии картин
художника?
г) На материале картины
проводится словарный
диктант с использованием
причастий с НЕ и без НЕ
«Рожь»
«Широкие, неоглядные
дали открываются перед
нами; в хлебах, стеной
стоящих до горизонта,
теряется дорога. А в
прозрачную синеву неба
торжественно поднялись
могучие, богатырские
сосны. Золотистая,
спеющая рожь клонит свои
тяжелые, налитые колосья
почти до самой земли, в
хлебах синеют васильки.
Справа во ржи растет сосна
с могучей пышной кроной.
В картине «Рожь» Шишкин
создал величавый образ
русской земли, неоглядно-
просторной, суровой и
прекрасной.»
( дополнение данными сл.
соч. )
Объединяет природа
Рассмотреть картину Шишкина
«Рожь».
Распределить диктуемые
учителем причастия в 2 столбика:
а) со слитным
б) раздельным написанием
причастий, объяснить
правописание.
Слитно:
Несжатое поле; необозримые
поля; неповторимая прелесть;
неоглядные дали.
Раздельно:
Рожь не убрана
5. Обобщение
6. Домашние
задание
Буквенный диктант
взаимопроверка
Фронтальный опрос
Ненавидевший ложь,
несделанное задание,не
сделанное мною задание,
незамеченная ошибка,
Книга не прочитана, отнюдь не
решённая задача,
непрекращающийся дождь, не
написанная, а напечатанная
книга, трава не скошена, не
прекращавшийся ни на минуту
дождь, афиши не расклеены,
нескошенный луг
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
С с р с р р с р р р р с
Подведение итогов урока
самоанализ
Подготовить презентацию теме:
«НЕ с причастиями»