Автор: Чекольских Лариса Николаевна Должность: заведующая Учебное заведение: МБДОУ № 9 "Березка" Населённый пункт: г. Снежногорск, Мурманская область Наименование материала: статья Тема: В ногу со временем Раздел: дошкольное образование
В ногу со временем
«Если бы кто–нибудь спросил, как бы я мог
в краткой формуле определить сущность моего
педагогического опыта, я бы ответил,
что как можно больше требования к человеку и
как можно больше уважения к нему»
А.С. Макаренко
Характерной тенденцией сегодняшнего дня стало повышение социального статуса
воспитания и образования детей. Переосмыслив проблемы и достижения, российское
общество все более осознает необходимость системной работы в сфере формирования
личности в дошкольном образовательном учреждении. Усиление воспитательной функции
учреждений
образования
направлено
на
повышение
эффективности
реализации
конституционных
прав ребенка в
процессе образования (качественное дошкольное
воспитание
и
обучение,
счастливое
детство). Повышение
качества
дошкольного
образования находится в прямой зависимости от кадров. Отсутствие существенных мер по
социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования препятствует
вливанию молодых кадров в дошкольные учреждения. И в тоже время приходят кадры, не
имеющие специального дошкольного образования. А всё это ведёт к снижению общего
профессионального уровня педагогов.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним
важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от
уровня профессиональной компетенции педагогов.
Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования
радикально
меняется
статус
педагога,
его
образовательные
функции,
соответственно
меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню
его
профессионализма.
В
настоящий
момент
востребован
педагог
творческий,
компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал
в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Каков сегодня состав работников нашего ДОУ?
Средний возраст педагогов ДОУ – 44 года.
Из 36 педагогов
56% имеют специальное дошкольное образование,
6% - это
учителя начальных классов, 2% - педагоги-психологи, 16% -учителя предметники.
Минимальный стаж работы педагогов - 5 лет (16% педагогов), стаж работы от 5 до
10 лет – 19%, от 10-15 лет – 8%, и свыше 15 лет – 56%.
47% педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию.
Потенциал кадрового
состава хороший, стабильный, с уже состоявшимся и
наработанным педагогическим опытом, который успешно реализуется в повседневной
деятельности с воспитанниками.
На Всероссийской конференции в Москве по обсуждению проекта ФГОС ДО в
сентябре
2013г.
года,
подчеркивалось,
что
главным
условием
развития
системы
дошкольного
образования
является
наличие
профессионально-подготовленных
педагогических кадров.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования.
В
стремительно
меняющемся
открытом
мире
главным
профессиональным
качеством,
которое
педагог
должен
постоянно
демонстрировать,
становится
умение
учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым
действиям,
ответственность
и
самостоятельность
в
принятии
решений
–
все
эти
характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к
педагогу. В связи с чем, необходимо:
обновить содержание психолого-педагогической подготовки специалистов
с
целью
формирования
потребностно-мотивационной
сферы
в
развитии
профессионального мышления педагога;
формировать профессиональную компетентность воспитателя, способного работать
в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, владеющего методами и
приемами организации педагогической работы с детьми с учетом особенностей
различных моделей дошкольного образования;
обеспечить условия для творческого роста, повышения квалификации, аттестации
педагогических работников.
Таким образом, современная образовательная стратегия ориентирует нас на
освоение компетенций, востребованных современной практикой.
В 2013г. впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт
педагога, который планируется ввести в действие с января 2015 года. В проекте названы
профессиональные
компетенции
педагога
дошкольного
образования
(воспитателя),
отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Профессиональный стандарт педагога призван, прежде всего, раскрепостить педагога,
дать новый импульс его развитию.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к
квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не
учил. Следовательно, введение
нового
профессионального
стандарта
педагога
должно
повлечь за собой изменение стандартов подготовки и переподготовки педагогических
работников.
На 01.09.2013г. курсы повышения квалификации пройдены у 92% педагогических
работников.
В
связи
с
введением
ФГОС
ДО
началась
профессиональная
подготовка
педагогических
работников
в
соответствии
с
ФГОС
ДО:
на
01.02.2014г.
–
курсы
повышения квалификации с модулем ФГОС пройдены 7 педагогами (что составляет 19%).
В течение 3-х лет все педагогические работники пройдут курсы повышения квалификации
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
ДО
в
обязательном
порядке,
согласно
перспективного плана, разработанного в учреждении.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно
повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его
квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Появилось новое понятие«профессиональная компетентность», которая проявляется
в способности эффективно осуществлять педагогическую деятельность, определённую
должностными обязанностями, и основана на научном образовании и эмоционально-
ценностном
отношении
к
педагогической
деятельности.
Профессиональная
компетентность
предполагает,
что
воспитатель
дошкольного
образования
владеет
необходимой
базой
профессионально
значимых
установок
и
личностных
качеств,
теоретических
знаний,
профессиональных
умений
и
навыков,
которые
он
будет
совершенствовать в процессе самообразования.
Согласно
проекту
профессионального
стандарта
педагог
дошкольного
образования
должен:
Знать
специфику
дошкольного
образования
и
особенности
организации
образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве;
особенности
становления
и
развития
детских
деятельностей
в
раннем
и
дошкольном возрасте.
Уметь
организовывать
ведущие
в
дошкольном
возрасте
виды
деятельности:
предметно-манипулятивную
и
игровую,
обеспечивая
развитие
детей.
Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Уметь
планировать,
реализовывать
и
анализировать
образовательную
работу
с
детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного
образования (ФГТ).
Уметь
планировать
и
корректировать
образовательные
задачи
(совместно
с
психологом
и
другими
специалистами)
по
результатам
мониторинга,
с
учетом
индивидуальных
особенностей
развития
каждого
ребенка
раннего
и/или
дошкольного возраста.
Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда,
дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении
программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной
среды,
обеспечивая
безопасность
жизни
детей,
сохранение
и
укрепление
их
здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания
в образовательной организации.
Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга,
позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ,
степень
сформированности
у
них
необходимых
интегративных
качеств
детей
дошкольного
возраста,
необходимых
для
дальнейшего
обучения
и
развития
в
начальной школе.
Владеть
методами
и
средствами
психолого-педагогического
просвещения
родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь
выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных
задач.
Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования,
реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного
возраста.
Современный,
творческий
педагог
должен
в
полной
мере
владеть
вышеперечисленными компетенциями. Для этого он должен внутренне перестроиться и
быть готовым к освоению этих важных для педагога компетенций.
Какими качествами должен обладать воспитатель?
Специфика
профессиональной
деятельности
предъявляет
к
воспитателю
дошкольного
образования
определённые
требования.
И,
чтобы
выполнять
свои
профессиональные
обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из
них:
Профессиональная направленность.
В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к
профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-
педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению
овладеть
педагогическими
знаниями
и
постоянно
совершенствовать
свой
профессиональный уровень.
Эмпатия.
Это
чувство
характеризуется
умением
сопереживать
и
сочувствовать,
эмоционально
отзываться
на
переживания
ребёнка.
Воспитатель
дошкольного
образования,
зная
возрастные
особенности
дошкольников,
должен
внимательно
замечать
малейшие
изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность,
тактичность во взаимоотношениях.
Педагогический такт.
Тактичность
–
это
чувство
меры,
которое
проявляется
в
умении
соблюдать
правила
приличия
и
вести
себя
должным
образом.
Когда
в
действиях
воспитателя
находят
оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль,
шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о
тактичности воспитателя.
Наравне с требовательностью к участникам воспитательного процесса (детям, родителям,
коллегам) воспитатель дошкольного образования остаётся к ним доброжелательным, верит
в их силы и возможности.
Педагогический оптимизм.
Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности
каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен
на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей
каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника.
Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться
на
него
родителям.
Воспитатель-оптимист
характеризуется
умением
вдохновлять,
жизнерадостностью, чувством юмора.
Культура профессионального общения.
Воспитатель
дошкольного
образования
должен
уметь
строить
правильные
взаимоотношения
с
детьми,
родителями,
коллегами,
то
есть
со
всеми
участникам
педагогического процесса.
Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением.
Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить
и разрешить конфликтные ситуации.
В-третьих,
с
уважением
и
вниманием
относиться
к
коллегам,
обмениваться
опытом,
воспринимать критику.
Педагогическая рефлексия.
От
способности
к
педагогической
рефлексии
во
многом
зависит
успешность
профессиональной
деятельности
воспитателя.
Рефлексия
подразумевает
умение
анализировать
проделанные
шаги,
оценить
полученные
результаты
и
сравнить
их
с
запланированной
целью.
На
основе
полученных
выводов
воспитатель
дошкольного
образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие
результаты.
Авторитетность.
Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться
авторитетом
у
детей,
родителей
и
коллег
–
это
значит
получить
оценку
своим
нравственным
качествам, культуре,
эрудиции,
преданности
профессии.
Способность
бороться за свой авторитет, дорожить им, поддерживать авторитет родителей и коллег,
дана только воспитателю, преданному своему делу.
Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить:
добросовестность,
требовательность
к
себе,
инициативность,
терпение
и
выдержку.
Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо
петь,
имеет
актёрские
навыки.
В
этом
случае
он
всегда
будет
интересен
своим
воспитанникам.
Не
последняя
роль
принадлежит
и
внешности
воспитателя.
Детям
нравятся обаятельные, опрятные воспитатели, имеющие модную причёску и стильно
одевающиеся.
Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо
наличие специальной профессиональной подготовки.
Воспитатель дошкольного образования должен владеть новейшими технологиями в
области
обучения
и
воспитания
детей,
а
также
обладать
широкой
эрудицией,
педагогической
интуицией,
высокоразвитым
интеллектом
и
высоким
уровнем
нравственной культуры.
В целях создания необходимых условий для достижения современного качества
дошкольного
образования
необходимо
разработать
технологии,
направленные
на
изменение внутренней позиции воспитателя, его ценностно-смыслового определения как
необходимого
условия
для
принятия
и
развития
новых
педагогических
идей.
Необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, внедрения
различных моделей неизбежно приводит к обновлению функционала воспитателя детей
дошкольного возраста. Именно эта большая и сложная задача будет осуществляться в
учреждении в связи с введением ФГОС ДО и принятием профессионального стандарта
педагогических работников.