Напоминание

Повышение эффективности методической работы с педагогами ДОУ в рамках территориальных методических объединений


Автор: Козловская Елена Васильевна
Должность: заместитель заведующей по ВМР
Учебное заведение: МБДОУ № 9 "Березка"
Населённый пункт: г. Снежногорск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Повышение эффективности методической работы с педагогами ДОУ в рамках территориальных методических объединений
Раздел: дошкольное образование





Назад





Повышение эффективности методической работы с педагогами ДОУ в рамках

территориальных методических объединений
Реформирование системы образования и ее дошкольной ступени в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», введение в действие ФГОС ДО,профессионального стандарта педагога дошкольного образования требуют сегодня от учреждений переосмысления основных направлений своей деятельности, в том числе и методической, представленной в виде методической работы по следующим причинам. Во-первых, роль методической работы значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно совершенствовать качество содержания образования, посредством инноваций в программно-методическом обеспечении, в методиках воспитания и обучения детей дошкольного возраста; совершенствовать качество организации педагогической деятельности, используя более эффективные методы, приемы и формы работы с детьми. Во-вторых, становится более актуальным участие педагогов в управлении ДОУ, в управлении познавательным процессом группы детей, в совершенствовании образовательной среды, в организации образовательного процесса и реализации образовательных программ нового поколения, что предъявляет более высокие требования к повышению и развитию профессиональной компетентности педагога. В-третьих, гуманистический, социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, способствует посредством методической работы становлению нового стиля взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса: реализация личностно-ориентированного воспитания и обучения, переход от групповых форм работы к индивидуальным, эмоциональная окрашенность педагогических отношений, оказание помощи педагогу, ребенку в их саморазвитии и т.д. Как видим, современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Отсюда усложняются и задачи методической службы ДОУ и муниципальной методической службы как структурных элементов системы непрерывного образования. От методической службы на всех уровнях требуется качественное решение возникающих проблем, только тогда она сможет влиять на профессиональное развитие педагога, обеспечивая достаточно быстрые темпы его профессионального роста. Структура методической службы ДОУ зависит от типа, вида учреждения, задач, которые оно решает. На уровне муниципального объединения наиболее распространенной формой системы повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в межкурсовой период и важным структурным звеном муниципальной службы остаются территориальные методические объединения. Методическая служба ДОУ и муниципалитета направлена на обеспечение профессионального роста педагогов, повышение квалификации в межкурсовой период, развитие их творческого потенциала, социальную защиту воспитателей через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств. Задачи ТМО: - изучение нормативной и методической документации по вопросам образования; - обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов; - освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности; - изучение и анализ состояния воспитательной работы; - выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового
педагогического опыта, создание банка данных с использованием различных носителей; - активизация инновационной деятельности; - диагностика профессиональных затруднений педагогов. Заседания методических объединений проходят в разной форме, но, как правило, имеют общую структуру: 1 часть - организационная 2 часть - основная 3 часть – заключительная. Имея опыт руководства методическими объединениями города более 10 лет, мы выбрали наиболее эффективные формы и методы проведения каждой смысловой части заседания в соответствии с ее целями и задачами, которые предлагаем использовать руководителям при проведении методических объединений. Первая часть любого заседания – организационная. Цель: введение в тему, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологической готовности к взаимообщению. Содержание деятельности: регистрация участников профессионального объединения; сообщение темы и плана предстоящего заседания; игра с педагогами социально-эмоционального содержания; представление материалов, наработанных членами творческой группы; диагностическая деятельность (анкетирование, тестирование, направленное на выявление затруднений или на выявление степени сформированности тех или иных качеств). Предлагаем некоторые методы и приемы, используемые в первой части заседания:
1.Психологическое упражнение «Свеча»
Цель упражнения. Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению. Ведущий: «Начать встречу мне поможет свеча. Свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это». Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплименты и пожелания.
2. Упражнение «Мне кажется, что ты …».
Участники бросают мяч друг другу с фразой «Мне кажется, что ты…(называется качество, которое, на их взгляд, присуще этому человеку в профессиональной деятельности)». В ответ каждый может либо согласиться, либо опровергнуть данное утверждение.
3. Упражнение «Приветствие».
Основное назначение данного упражнения – создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс. Ведущий встает в центр круга и предлагает каждому участнику по очереди назвать свое имя и одним словом охарактеризовать себя. (Например: «Я - Катя. Я - общительная».)
4. Упражнение «Порядковый счет».
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Ход игры: Все стоят в кругу, ведущий говорит «один» и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на следующего.
5.

Упражнение

«Свободный

стул».
Мы разработали несколько вариантов использования этого приема. 1 вариант можно использовать, когда ТМО вновь созданное, участники незнакомы (или малознакомы) друг с другом: Участники сидят на стульях по кругу. Один стул свободный. Один участник сообщает о себе некоторую информацию (имя, стаж, № своего д/с, и т.п.) для коллег и пересаживается на свободный стул. И так, пока все участники не познакомятся.
2 вариант пригодится, когда нужно создать соответствующий настрой, расположить участников друг к другу: Один из участников называет своё имя, и рассказывает что-то о себе, пересаживается на свободный стул. Следующий участник, услышав что-то, что характерно и для него, так же называет своё имя, говорит, что тоже обладает этими качествами и рассказывает что- то новое о себе, не забыв пересесть на освободившийся стул. Третий участник аналогично продолжает игру. Вывод делается ведущим: Все мы разные, но, несмотря на это, у двух разных людей всегда найдётся что-то общее, что поможет найти точки соприкосновения, прийти к компромиссу в решении даже очень сложной проблемы. 3 вариант используется как разминка при проведении тематического заседания. Участники сидят на стульях по кругу. Один стул свободный. Один из участников сообщает любой факт по теме заседания и пересаживается. Эстафету принимает следующий.
6. Упражнение “Мы рады вас видеть”.
Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умению принимать помощь крута. Ведущий: «Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом: встаем в круг, каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: “Добрый день!”, “Желаю всем узнать много нового и интересного”. Следующий участник повторяет жест приветствия всех участников, а затем представляет себя (по принципу “снежного кома”). Так по цепочке каждый из нас поприветствует всех участников нашей группы». Итог: «Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми». Использование подобных упражнений во вводной части позволяет формировать чувство принадлежности к группе. Позитивное отношение к своему «Я», развивать чувство эмпатии. Вторая часть заседания - основная часть. Цель: совершенствование профессиональных умений по взаимодействию со всеми участниками педагогического процесса. Содержание деятельности: наблюдение и анализ педагогического процесса, условий по теме; теоретический обзор рассматриваемого вопроса через использование интерактивных методов обучения педагогических кадров; практические методы. На смену традиционным формам организации методических мероприятий приходят новые методы обучения. Интерактивные методы обучения побуждают к мыслительной и практической деятельности, так как направлены не на изложение готовых знаний, не на их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе познавательной деятельности. Активные методы обучения направлены на формирование творческого мышления. Использование игровых моментов на МО позволяет не только задать положительный эмоциональный фон всему мероприятию, но и поделиться опытом во время увлекательной деятельности. Формы проведения заседания: просмотр открытого мероприятия; доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с практическим показом, мультимедийной презентацией; семинар-практикум; теоретический, проблемно-проектный, психолого-педагогический, диагностико-аналитический семинары; круглый стол; пресс-конференция; деловая игра; мастер-класс; брифинг; тренинг; педагогическая гостиная; совместное заседание 2-х
ТМО; творческий отчет; ОДИ (организационно-деятельностная игра), рефлексивно- ролевые игры. Методы, используемые в основной части: диалог-дискуссия (проводится двумя педагогами, отстаивающими разные точки зрения. Каждый излагает свои доводы. Затем слушатели выбирают ту точку зрения, которая соответствует их позиции.); отчеты по темам самообразования; разработка рекомендаций, памяток, инструкций, наглядных пособий и других подобных материалов; выставки (конспектов, тематических разработок, дидактических материалов, памяток, наглядных пособий); организация наставничества в работе с молодыми специалистами; организация методической «копилки»; минуты общения под рубрикой «Знаешь сам, поделись…» (педагоги кратко делятся новыми интересными наработками, новинками литературы, интересными результатами системной работы и практическими выводами); «Ярмарка идей» (каждый педагог может рассказать о своих достижениях, или сенсационных выводах, интересных находках в работе с детьми, родителями, сотрудниками. Представить свои разработанные циклы занятий, разработанные перспективные планы, диагностический мониторинг, авторские методические разработки); анкетирование; мозговой штурм; блиц-турнир, блиц-опрос; метод «Шесть шляп», «Шесть пар обуви»; выпуск методических бюллетеней; метод имитации рабочего дня; клубы по интересам; творческие группы; школы молодого педагога и т.д. (создаются внутри ТМО); консультация-парадокс (или консультация с запланированными ошибками: докладчик сообщает, какое количество ошибок он сделает во время своего выступления. Цель слушателей – найти эти ошибки); КМН (конкурсы методических находок). Даже самые неинтересные моменты заседания могут стать незабываемыми, если проявить творчество и фантазию. Предлагаем вашему вниманию один из вариантов ознакомления участников с новинками методической литературы – ролевая игра «Первое впечатление». Ход игры: каждому участнику предлагается книга (пособие) и лист с заданием, в соответствии с которым он должен подготовить двухминутное сообщение. Примеры заданий: 1.Вы – воспитатель. Вам удалось приобрести редкую книгу по дошкольному воспитанию. Расскажите о ней коллегам. 2.Вы – телеведущий. Сделайте рекламу этой книги в телемагазине. 3.Вы – продавец. Посоветуйте книгу покупателю, воспитателю ДОУ, расскажите о ней так, чтобы ему захотелось ее приобрести. 4.Вы – покупатель. Вам навязывают книгу, которая вам не нужна. Аргументируйте, почему Вы отказываетесь ее купить. 5.Вы – преподаватель. Порекомендуйте студентам познакомиться с этой книгой. 6.Вы – воспитатель. Вы приобрели хорошую и нужную книгу об интеллектуальном развитии ребенка-дошкольника. Расскажите о ней родителям. 7.Вы – журналист. Составьте для газеты небольшую заметку об этой книге. 8.Вы – рецензент. Напишите краткую рецензию на какую-либо работу по дошкольному воспитанию. Третья часть любого заседания - заключительная. Цель: подведение итогов заседания профессионального объединения, мотивация участников к самообразованию. Содержание деятельности: заполнение листа рефлексии участниками профессионального объединения; домашнее задание поисково- творческого характера; оценка деятельности профессионального объединения, выработка решений и рекомендаций. Рефлексия - слово происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как
самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Предлагаем вашему вниманию наиболее распространенные методы рефлексии: 1. Метод «Солнышко» (участник рисует солнышко и на каждом лучике пишет свое впечатление от заседания). 2. Оценочная анкета. 3. «Ладошка» (похоже на «солнышко», на каждый пальчик – вывод). 4. «Цветок» (участники по одному пишет на лепестках свои впечатления). 5. Метод «Эмоциональное письмо». Участники выберают из предложенных эмоций картинку, соответствующую их настроению, вкладывают её в конверт и оставляют свои комментарии. 6. Метод «Рефлексивный экран». Педагоги по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске («сегодня я узнал…», «было интересно…», «было трудно…», «я выполнял задания…», «я понял, что…», «теперь я могу…», «я почувствовал, что…», «я приобрел…», «я научился…», «у меня получилось …», «я смог…», «я попробую…», «меня удивило…», «урок дал мне для жизни…», «мне захотелось…». 7. Методика «Закончи предложение»: педагогам предлагается дописать фразы в оценочном листе («Я увидела, что …», «Я была удивлена тем, что…», «Я была встревожена…», «Мне понравилось…», «У меня возник вопрос…»). 8. Методика «Синквейн». 9. «Плюс, минус, интересно» методика Эдварда де Боно. 10. Метод «Шесть шляп Эдварда де Боно». В организации методической работы нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как их эффективность зависит от индивидуальных, групповых или коллективных потребностей и возможностей участников.


В раздел образования