Взаимодействие ДОУ и семьи в экологическом воспитании детей
Автор: Саетова Анастасия Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 325 городского округа город Уфа РБ Населённый пункт: город Уфа Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи в экологическом воспитании детей Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие ДОУ с семьей по приобщению детей к природе.
Экологическое
воспитание
в
настоящее
время
не
только
одно
из
наиболее
сложных
направлений
в
работе
ДОУ,
но
и
важный
процесс
непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья
играет главную роль в жизни ребенка.
Для
формирования
основ
экологической
культуры
у
дошкольников
необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с
семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы
работы,
а
также
созданий
условий
для
постоянного
общения
детей
с
природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания
у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое
воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и
вовлекать их в совместную деятельность. Сотрудничество и взаимодействие
представляют
собой
способ
организации
целенаправленной,
совместной
деятельности «на равных» по экологическому воспитанию дошкольников.
Будет
ли
опыт
общения
ребенка
с
родителями
в
системе
отношений
«родители – дети – природа» положительным, зависит от того, какое место
ребенку отведено в семье.
Для реализации донной цели необходимо решить следующие задачи:
- разработать серию консультаций для родителей, разработать перспективные
планы, рекомендации для занятий родителей с детьми, подобрать игры.
- оснастить экологические уголки в группах, в которые входят комнатные
растения, выращенные детьми, а также средства, необходимые для ухода за
ними.
- оформить уголок природного материала, подобрать фотографии.
При составлении консультаций для родителей необходимо, что бы они
проходили
в
форме
живой
дискуссии
и
сопровождались
доказательными
факторами.
Из всего спектра средств приобщения детей к природе (изобразительное
искусство, графика, художественная литература, эстетические беседы и т.д.)
эмоционально
–
положительное
общение
с
родителями,
несущее
информацию
о
самых
разных
явлениях
природы,
имеет
уникальные
возможности по созданию истинных представлений о природе.
Наиболее интересные и эффективные формы работы с родителями:
Наглядная
агитация
–
листовка,
в
которой
лаконично
описываются
правила
поведения
в
природе.
Для
изготовления
таких
листовок
целесообразно
приобщать
детей.
Листовки
выполнять
в
соответствии
со
временем
года
и
важными
явлениями
природы.
Эффективность
данной
формы можно подтвердить в конкурсе листовок «Берегите природу».
Внимание родителей привлекает наглядное пособие «Ромашка» — банк»
идеи и рекомендации для родителей. Еще одна форма работы – экологические
газеты
на
темы:
«Здоровый
образ
жизни»,
«Юный
исследователь»,
«Интересное рядом». Газета должна содержать интересные факты из жизни
растений, животных, о явлениях природы, ребусы, кроссворды, викторины,
описание опытов.
Также
интересны
кружки
изобразительной
деятельности
«Творцы
чудес». В них дети совместно с родителями могут не только делать поделки
из природного и бросового материала, но и вносить новые идеи.
Эффективность данной формы выражается не в числе участников, а в
продуктах совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Можно привлекать родителей к участию в природоохранных акциях,
изготовление плакатов «Новокузнецк – любимый город», «Зеленая елочка –
живая иголочка», «Здоровье детей на чистой планете».
Экологические плакаты – серьезная вещь. Ребенка нельзя изолировать
от проблем жизни. Маленький человек глядит в мир и часто видит то, что его
воображение даже не может принять. Одним из способов освобождения от
такого нервного стресса и могут быть экологические рисунки – плакаты, в
которых ребенок призывает к действенной помощи окружающей среды, а
значит, и сам делает попытку не навредить своему дому и тем, кто живет и
растет рядом с ним.
Возникает
вопрос:
как
же
сочетать
тему
экологии
с
программными
темами
по
ИЗО?
Очень
просто.
Нет
такой
программы,
в
которой
не
предусмотрено рисование человека, животных, птиц и вообще природы. При
этом надо делать упор не на знание, умения и навыки, а на индивидуальные
особенности и возможности каждого. Конечно, у немногих из детей все
получится в экологическом плакате, но зато каждый задумается о том, что его
окружает.
Простые и незамысловатые изображения людей и животных, птиц и
насекомых близки и понятны ребенку. Сильное и чистое чувство ребенка, его
художественная наивность позволяют ему создавать выразительные образы.
Ведь дети рисуют то, что знают и любят, к чему «прикипели душой», что
впитали в себя при помощи детских книг, мультфильмов. В своих рисунках
дети могут отражать проблемы, касающиеся не только мира природы, но и
отношений в семье, между собой.
Так, шаг за шагом, крепнет и воплощается на плакате идея содружества
дошкольного
учреждения
и
семьи.
Это
приносит
свои
плоды
и
новые
интересные открытия, а также помогает духовному обогащению, как детей,
так и педагогов, и родителей.
Воспитателю в работе приходится использовать целый ряд понятий, к
которым
относится:
природа,
забота,
ответственность,
сопереживание,
сочувствие, щедрость, бережливость, любовь, доброта, счастье, красота и т.д.
они должны быть понятны ребенку. Необходимо обсуждать с детьми, что они
считают красивым и как воспринимают красоту. Постоянно обращаясь к
наблюдениям и опыту детей, обсуждать, насколько красиво то, что они видят.
Предлагайте
описывать
объекты,
которые
показались
им
красивыми,
проследите, чтобы в их рассказах была эстетическая оценка происходящего.
Расскажите,
как
с
помощью
зрения,
слуха
и
обоняния
человек
может
воспринимать
красоту.
Таким
образом,
система
сотрудниче ства
педагогического коллектива ДОУ и родителей способствует воспитанию у
детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему
миру, что составляет основу экологической культуры.