Напоминание

Планирование работы по ознакомлению дошкольников с родным краем


Автор: Иванова Ирина Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 22
Населённый пункт: п. Приютово Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Планирование работы по ознакомлению дошкольников с родным краем
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ч т о т а к о е Б а ш к о р т о с т а н ? Может, это непокорный робкий стан?! З а п а х м ё д а , т ы с я ч и к о н е й , - В с ё е с т ь у Б а ш к и р и и м о е й ! Как великий, благородный муж - Так раскинулся большой Нугуш... Здесь Уральских гор кайма лежит, А г и д е л ь - к р а с а в и ц а б е ж и т . Меж густых л есов курай п о ё т , Звуком чистым, хрупким за собой зовёт, А п о т ом у в о д и т д а л е ко т у д а , Где стучит ключом Усольская вода. Вечность, мудрость, вера и добро - Все тебе, Башкортостан, дано... Родина... Как вы представляете ее? Это, конечно, место, где мы родились, впервые увидели мир и начали познавать его. Сначала это был наш дом, потом улица, поле, лес... Мы растем, и наши знания о Родине постепенно расширяются: от родного очага, родного отцовского порога до необъятной Отчизны – России. Чтобы лучше узнать Родину, необходимо изучить свою республику, свой край. Только с осознанием Родины в большом и малом, в единстве – Россия и Республика Башкортостан, мы воспитаем настоящего гражданина своей страны. Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к его традициям начинается, прежде всего, с воспитания у детей уважения к культуре народов разных национальностей. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность своего народа, знаком с историей родного края. В последние годы в обществе очень возросло внимание к духовному богатству культурного наследия. Это является стремлением народа к национальному возрождению. Но, к сожалению, стоит признать, что современные дети испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, о национальной культуре, традициях, промыслах. Современные социально-экономические условия актуализировали проблему включения национально-регионального компонента в образовательный процесс, ведь спрятавшись за высокие технологии, мы практически потеряли ту нить, которая связывает нас с прошлым, обеспечивает настоящие и ведёт в будущее. Время показывает необходимость укрепления этой нити, как можно раньше, за счёт внедрения национально-регионального компонента в ДОУ. Следуя Закону Российской Федерации «Об образовании», где подчеркивается необходимость единства федерального культурного и образовательного пространства, провозглашается важность защиты и развития региональных, культурных традиций в условиях многонационального государства; Конституции Республики Башкортостан, в которой отмечено, что Республика Башкортостан
устанавливает национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов, поддерживает различные формы образования и самообразования и «Концепции дошкольного образования Республики Башкортостан», где определены цели и задачи регионального дошкольного образования, такие как: - формирование базиса личностной культуры на основе ознакомления с национальной культурой народов Республики Башкортостан; - формирование основ духовности личности. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать духовные и культурные ценности своего народа, гордиться и восхищаться ими. В нашем ДОУ сформировалась единая система реализации регионального компонента, которая гармонично объединяет инновационные технологии с традиционными.
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального

компонента
: - изучение национальных традиций и обычаев; - воспитание любви к природе родного края и его обитателям; - уважения к прошлому своего народа; - любви к родному слову, речи; - преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.
Цель:
- Способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, родному краю, своему народу.
Задачи:
Формирование основ гражданско - патриотической позиции личности ребёнка. 1. Освоение наиболее значимых культурных традиций и традиций родного края. 2. Получение и расширение доступных знаний о стране и родном крае: его истории, культуре, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д. 3. Воспитание чувства гордости за людей своего края. 4. Формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми. 5. Воспитание нравственных качеств личности ребёнка: толерантности, доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к малой родине, Отечеству, гордости за неё. Формирование у детей основ культурно-исторического наследия в ДОУ осуществляется при соблюдении следующих
факторов:

 Использование вариативной части основной образовательной программы ДОУ и парциальных программ: -
«Оскон»,
под редакцией Ф.Г. Азнабаева, З.Г. Нафикова; - «Земля отцов» Р.Х. Гасанова; - «Мой край - Башкортостан» Ф.Ф. Фазлыева; - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.М. Князева, М.Д. Маханева;  Комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;  Создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;  Учет специфики организации и построения педагогического процесса;  Использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств. Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента в ДОУ созданы следующие
педагогические условия
: - профессиональное совершенствование педагогов в сфере реализации культурной направленности регионального компонента; - создание культурно-развивающей среды ДОУ и групп; - организация эффективного взаимодействия ДОУ и семьи; - обобщение опыта педагогической деятельности на каждом образовательном этапе, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям и со всеми субъектами деятельности (детьми, педагогами, родителями). Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Одна из основных форм работы с детьми по данному направлению является
кружковая

работа
. Руководителем кружка по изучению башкирского языка и культуры – «Нур», разработана программа на учебный год и комплексно- тематическое планирование по ознакомлению с родным краем. Занятия проводятся в подготовительных группах два раза в неделю. На них дети знакомятся с историей родного края, достопримечательностями и выдающимися людьми нашей страны и нашего региона, обогащают знания о животном и растительном мире родного края, организуют выставки детских рисунков и поделок на тему «Моя Родина», «Мой край - Башкортостан», «Любимый посёлок». С детьми проводятся различные праздники и развлечения «Гусиные помощи», «Грачиная каша», «Наречение имени», «Масленица», «Сабантуй», «Цвети мой край – Башкортостан» и многие др. Этнокультурное образование в ДОУ не ограничивается кружковой работой. В группах организована
образовательно-культурная

среда
: мини-музеи, региональные уголки.
В ознакомлении детей с народной культурой используются
электронные

образовательные ресурсы.
В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов. Через интернет посещают удалённые от нас музеи. В нашем ДОУ функционирует собственный сайт, который оправдывает себя, как средство взаимодействия ДОУ с семьёй и другими социальными институтами.
Семья
является главным источником народных традиций. Поэтому педагоги активно взаимодействуют с родителями, которые помогают собирать экспонаты, для мини-музеев, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду. С целью повышения этнокультурной компетентности педагогов: - работает «Школа молодого воспитателя»; - педагоги и дети участвуют в творческих и профессиональных конкурсах:  Республиканский конкурс рисунков «Наших дедов славные Победы!»;  Муниципальный конкурс песни «Апрельская капель»;  Всероссийский конкурс фотографий «Деревенские приключения»;  Муниципальный фестиваль военно-патриотической песни «Героям войны посвящается…»;  Всероссийский конкурс на лучшую разработку конспекта ООД по патриотическому воспитанию и др. Единая система организации работы в ДОУ по внедрению регионального компонента позволяет решать поставленные задачи в полном объёме и даёт эффективные результаты: - по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию; - осуществлению поиска нестандартных форм деятельности; -даёт возможность гармонично развивать осваивать наиболее значимые культурные традиции и традиции родного края. Воспитание любви к родному краю, к родному городу, к родной культуре, к родной речи – задачи первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать… Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным
направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей с родным краем



Тема

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к

школе группа
1
Я, мои права и

обязанности
Знакомство со значением имени, кто, почему дал, что оно обозначает; интересные истории о разных периодах жизни ребенка Знакомство с устройством человеческого тела, внутренними органами и системами. Формировать представление о том, что ребенок является полноправным членом семьи, коллектива, республики Формировать представление о том, что ребенок является полноправным членом семьи, коллектива, республики. Познакомить со свидетельством о рождении ребенка. В доступной форме познакомить с документами по защите прав человека «Защита прав человека», Понятие о себе как о личности. 2
Моя семья, моя

родня
Понятия «семья». Члены семьи. Место ребенка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). Семейные обязанности Знакомить с работой родителей, их профессией, местом работы (учебы) других членов семьи. Рассказывать о пользе труда родителей для семьи, общества. Познакомить с близкими родственниками со стороны отца и матери. Рассказать кем они им приходятся, как их называют у башкир, русских. Выяснить как поддерживаются родственные отношения, как ребенок ласково Закрепить знания детей о членах семьи. Продолжить знакомство с укладом их жизни, традициями, стиле взаимоотношений, привычках, правилах, о том, как отмечают знаменательные для семьи даты, праздники, готовят подарки и др. Закреплять знания о семье, родне, их работе, укладе… У ч и т ь с х е м а т и ч н о о ф о р м л я т ь с в о ю родословную.
называет своих близких и др. 3
Мой детский

сад
Название группы, детского сада, помещениями группы, играми, праздниками Адрес местонахождения детского сада, как добраться до детского сада, помещения детского сада, Знакомство с сотрудниками, их именами, отчествами, их работе. Цветы, растения и деревья в группе и на территории детского сада. Праздники, игры. Цветы, растения и деревья в группе и на территории детского сада. Учить составлять план детского сада, группы, улицы на которой находится детский сад, использовать его в играх и других видах деятельности. 4
Мой город(село)
Город, в котором я живу. Улица, на которой я живу. Улица, на которой находится детский сад. Некоторые достопримечательности города. Традиции местности проживания. Исторические памятники родного города. История города, легенды и предания. Традиции. Известные люди, прославившие город… Понятия «Родина», «малая родина». Путешествие в прошлое родного края. Известные люди, прославившие город(поселок), знакомство с картой поселка, гербом… 5 Мой Башкортостан Знакомство с названием республики, народах Башкортостана. Государственная символика Башкортостана, значение символов. Народами Башкортостана, легендами о происхождении этнонима башкорт; знакомство со средствами массовой информации, познакомить с образом Салавата Юлаева как защитника башкирского народа, родного края Продолжать знакомить с историей становления столицы Башкортостана, ее достопримечательностями, столицей – Уфа. Народный календарь. Традиционные обрядные праздники, особенности их празднования, традиционные праздничные блюда. Промышленность Башкортостана, населенные пункты, карта Башкортостана, ее границы, ближайшие соседи 6 Природа родного края Растения сада, Животный и растительный мир Большие известные реки, озера. Природные богатства: лес, полезные ископаемые,
огорода, цветника, характерные для Башкортостана. Домашние и дикие животные, среда их обитания Башкортостана, Красная книга РБ Достопримечательностями природы: заповедники, заказники, пещеры. полезные источники; формировать представление о том, что в республике есть лесные, степные и горные зоны; экологическое состояние республики 7 Славные сыны и дочери Башкортостана Известные люди, герои разных воин, их подвиги; улицы, города… названные в честь известных людей, памятники в честь героев. Воспитывать уважение к ним, желание больше узнать о них 8 Быт и традиции башкирского народа и народов Башкортостана Традиции выражения уважения к взрослым, гостеприимства, приветственного этикета башкирского народа и других народов Башкортостана; традиционные народные праздники, игры; традиции быта; национальная одежда народов Башкортостана, национальные блюда. 9 Мир изобразительного искуства Башкортостана Башкирское народное декоративно - прикладное искусство и декоративно – прикладное искуство других народов Башкортостана Башкирское народное декоративно - прикладное искусство и декоративно – прикладное искусство других народов Башкортостана; Местные мастера – умельцы; художники иллюстраторы республиканских детских журналов и книг Известные художники, чеканщики, их произведения; Местные мастера – умельцы Архитектура столицы, поселка; музеи, выставочные залы где представлены предметы декоративно - прикладного искусства; создать условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей 10 В мире детской литературы Башкортостана Формировать представления о башкирском устном народном творчестве и устном творчестве народов Башкортостана. Знакомить с творчеством детских писателей и поэтов Башкортостана Продолжать знакомство с устным народным творчеством башкирского народа и народов населяющих Башкортостан. Экскурсии в библиотеки, книжные магазины. Условия для детского словотворчества и театрализованной деятельности. 11 Мир детской музыки Башкортостана Формировать представления о народном песенном творчестве башкир и народов населяющих республику: народные песни, колыбельные, частушки. Знакомить с народными музыкальными Знакомить с народными и современными музыкальными инструментами; композиторами; танцевальным творчеством; народными, традиционными праздниками. Создать условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей.
инструментами; композиторами 12 Моя родина - Россия Знакомить с названием страны- Россия(легенды…), с государственной символикой РФ: герб, гимн, флаг. Природа России, животный мир и мир растений, литература русского народа Люди разных национальностей; крупные города, их достопримечательности, моря, океаны…культура, искусство, литература русского народа Люди разных национальностей; крупные города, их достопримечательности, моря, океаны; культура, искусство, литература русского народа.


В раздел образования