Планирование работы по ознакомлению дошкольников с родным краем
Автор: Иванова Ирина Васильевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 22 Населённый пункт: п. Приютово Республика Башкортостан Наименование материала: методическая разработка Тема: Планирование работы по ознакомлению дошкольников с родным краем Раздел: дошкольное образование
Ч т о
т а к о е
Б а ш к о р т о с т а н ?
Может, это непокорный робкий стан?!
З а п а х
м ё д а ,
т ы с я ч и
к о н е й , -
В с ё
е с т ь
у
Б а ш к и р и и
м о е й !
Как
великий,
благородный
муж
-
Так
раскинулся
большой
Нугуш...
Здесь
Уральских
гор
кайма
лежит,
А г и д е л ь
-
к р а с а в и ц а
б е ж и т .
Меж
густых
л есов
курай
п о ё т ,
Звуком чистым, хрупким за собой зовёт,
А
п о т ом
у в о д и т
д а л е ко
т у д а ,
Где
стучит
ключом
Усольская
вода.
Вечность,
мудрость,
вера
и
добро
-
Все тебе, Башкортостан, дано...
Родина... Как вы представляете ее? Это, конечно, место, где мы родились,
впервые увидели мир и начали познавать его. Сначала это был наш дом, потом
улица, поле, лес... Мы растем, и наши знания о Родине постепенно расширяются: от
родного очага, родного отцовского порога до необъятной Отчизны – России. Чтобы
лучше узнать Родину, необходимо изучить свою республику, свой край. Только с
осознанием
Родины
в
большом
и
малом,
в
единстве
–
Россия
и
Республика
Башкортостан, мы воспитаем настоящего гражданина своей страны.
Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к его традициям начинается,
прежде
всего,
с
воспитания
у
детей
уважения
к
культуре
народов
разных
национальностей. Понять и принять других может лишь тот человек, который
уважает и понимает самобытность своего народа, знаком с историей родного края.
В последние годы в обществе очень возросло внимание к духовному богатству
культурного
наследия.
Это
является
стремлением
народа
к
национальному
возрождению.
Но, к сожалению, стоит признать, что современные дети испытывают дефицит
знаний о родном городе, стране, о национальной культуре, традициях, промыслах.
Современные социально-экономические условия актуализировали проблему
включения
национально-регионального
компонента
в
образовательный
процесс,
ведь спрятавшись за
высокие технологии, мы практически потеряли ту нить,
которая связывает нас с прошлым, обеспечивает настоящие и ведёт в будущее.
Время показывает необходимость укрепления этой нити, как можно раньше, за счёт
внедрения национально-регионального компонента в ДОУ.
Следуя Закону Российской Федерации «Об образовании», где подчеркивается
необходимость
единства
федерального
культурного
и
образовательного
пространства,
провозглашается
важность
защиты
и
развития
региональных,
культурных традиций в условиях многонационального государства; Конституции
Республики
Башкортостан,
в
которой
отмечено,
что
Республика
Башкортостан
устанавливает
национально-региональный
компонент
государственных
образовательных
стандартов,
поддерживает
различные
формы
образования
и
самообразования
и
«Концепции
дошкольного
образования
Республики
Башкортостан»,
где
определены
цели
и
задачи
регионального
дошкольного
образования, такие как:
- формирование базиса личностной культуры на основе ознакомления с
национальной культурой народов Республики Башкортостан;
- формирование основ духовности личности.
Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на
воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать
духовные и культурные ценности своего народа, гордиться и восхищаться ими.
В нашем ДОУ сформировалась единая система реализации регионального
компонента,
которая
гармонично
объединяет
инновационные технологии
с
традиционными.
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального
компонента :
- изучение национальных традиций и обычаев;
- воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
- уважения к прошлому своего народа;
- любви к родному слову, речи;
- преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к
другим.
Цель:
-
Способствовать воспитанию гуманной, социально активной, самостоятельной,
интеллектуально
развитой
творческой
личности,
обладающей
чувством
национальной гордости, любви к Отечеству, родному краю, своему народу.
Задачи: Формирование
основ
гражданско
-
патриотической
позиции
личности
ребёнка.
1.
Освоение наиболее значимых культурных традиций и традиций родного края.
2.
Получение и расширение доступных знаний о стране и родном крае: его
истории,
культуре,
традициях,
достопримечательностях,
народных
промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д.
3.
Воспитание чувства гордости за людей своего края.
4.
Формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими
людьми.
5.
Воспитание
нравственных
качеств
личности
ребёнка:
толерантности,
доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к малой родине,
Отечеству, гордости за неё.
Формирование
у
детей
основ
культурно-исторического
наследия
в
ДОУ
осуществляется при соблюдении следующих факторов:
Использование вариативной части основной образовательной программы
ДОУ и парциальных программ:
- «Оскон», под редакцией Ф.Г. Азнабаева, З.Г. Нафикова;
- «Земля отцов» Р.Х. Гасанова;
- «Мой край - Башкортостан» Ф.Ф. Фазлыева;
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
О.М. Князева, М.Д. Маханева;
Комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
Создание
условий
для
самореализации
каждого
ребенка
с
учетом
накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
Учет специфики организации и построения педагогического процесса;
Использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Для
эффективной
реализации
культурной
направленности
регионального
компонента в ДОУ созданы следующие педагогические условия :
- профессиональное совершенствование педагогов в сфере реализации культурной
направленности регионального компонента;
- создание культурно-развивающей среды ДОУ и групп;
- организация эффективного взаимодействия ДОУ и семьи;
- обобщение опыта педагогической деятельности на каждом образовательном этапе,
изучение
эффективности
инновационной
деятельности
и
ее
результатов
по
основным направлениям и со всеми субъектами деятельности (детьми, педагогами,
родителями).
Ознакомление
детей
с
народной
культурой
происходит
во
всех
видах
деятельности,
затрагивает
все
образовательные
области:
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Художественно
–
эстетическое
развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Одна из основных форм работы с детьми по данному направлению является
кружковая
работа .
Руководителем
кружка
по
изучению
башкирского
языка
и
культуры
–
«Нур»,
разработана
программа
на
учебный
год
и
комплексно-
тематическое планирование по ознакомлению с родным краем. Занятия проводятся
в подготовительных группах два раза в неделю. На них дети знакомятся с историей
родного края, достопримечательностями и выдающимися людьми нашей страны и
нашего региона, обогащают знания о животном и растительном мире родного края,
организуют выставки детских рисунков и поделок на тему «Моя Родина», «Мой
край - Башкортостан», «Любимый посёлок».
С детьми проводятся различные праздники и развлечения «Гусиные помощи»,
«Грачиная каша», «Наречение имени», «Масленица», «Сабантуй», «Цвети мой край
– Башкортостан» и многие др.
Этнокультурное образование в ДОУ не ограничивается кружковой работой.
В
группах
организована образовательно-культурная
среда :
мини-музеи,
региональные уголки.
В ознакомлении детей с народной культурой используются электронные
образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с
предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством
других народов. Через интернет посещают удалённые от нас музеи.
В нашем ДОУ функционирует собственный сайт, который оправдывает себя, как
средство взаимодействия ДОУ с семьёй и другими социальными институтами.
Семья является главным источником народных традиций. Поэтому педагоги
активно взаимодействуют с родителями, которые помогают собирать экспонаты,
для
мини-музеев,
предоставляют
фотоматериалы,
участвуют
в
народных
праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду.
С целью повышения этнокультурной компетентности педагогов:
- работает «Школа молодого воспитателя»;
- педагоги и дети участвуют в творческих и профессиональных конкурсах:
Республиканский конкурс рисунков «Наших дедов славные Победы!»;
Муниципальный конкурс песни «Апрельская капель»;
Всероссийский конкурс фотографий «Деревенские приключения»;
Муниципальный
фестиваль
военно-патриотической
песни
«Героям
войны
посвящается…»;
Всероссийский
конкурс
на
лучшую
разработку
конспекта
ООД
по
патриотическому воспитанию и др.
Единая
система
организации
работы
в
ДОУ
по
внедрению
регионального
компонента
позволяет
решать
поставленные
задачи
в
полном
объёме
и
даёт
эффективные результаты:
- по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному
наследию;
- осуществлению поиска нестандартных форм деятельности;
-даёт возможность гармонично развивать осваивать наиболее значимые культурные
традиции и традиции родного края.
Воспитание любви к родному краю, к родному городу, к родной культуре, к
родной
речи
–
задачи
первостепенной
важности,
и
нет
необходимости
это
доказывать…
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и
длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения.
Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во
всех группах, в разных видах деятельности и по разным
направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей с родным краем
№
Тема
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к
школе группа
1
Я, мои права и
обязанности
Знакомство со
значением имени,
кто, почему дал,
что оно
обозначает;
интересные
истории о разных
периодах жизни
ребенка
Знакомство с устройством
человеческого тела,
внутренними органами и
системами. Формировать
представление о том, что
ребенок является
полноправным членом
семьи, коллектива,
республики
Формировать представление
о том, что ребенок является
полноправным членом семьи,
коллектива, республики.
Познакомить со
свидетельством о рождении
ребенка.
В доступной форме
познакомить с документами
по защите прав человека
«Защита прав человека»,
Понятие о себе как о
личности.
2
Моя семья, моя
родня
Понятия «семья».
Члены семьи.
Место ребенка в
семье (сын, дочь,
брат, сестра, внук,
внучка).
Семейные
обязанности
Знакомить с работой
родителей, их
профессией, местом
работы (учебы) других
членов семьи.
Рассказывать о пользе
труда родителей для
семьи, общества.
Познакомить с близкими
родственниками со
стороны отца и матери.
Рассказать кем они им
приходятся, как их
называют у башкир,
русских. Выяснить как
поддерживаются
родственные отношения,
как ребенок ласково
Закрепить знания детей о
членах семьи. Продолжить
знакомство с укладом их
жизни, традициями, стиле
взаимоотношений,
привычках, правилах, о том,
как отмечают
знаменательные для семьи
даты, праздники, готовят
подарки и др.
Закреплять знания о семье,
родне, их работе, укладе…
У ч и т ь
с х е м а т и ч н о
о ф о р м л я т ь
с в о ю
родословную.
называет своих близких и
др.
3
Мой детский
сад
Название группы,
детского сада,
помещениями
группы, играми,
праздниками
Адрес местонахождения
детского сада, как
добраться до детского
сада, помещения детского
сада, Знакомство с
сотрудниками, их
именами, отчествами, их
работе. Цветы, растения и
деревья в группе и на
территории детского сада.
Праздники, игры. Цветы,
растения и деревья в группе и
на территории детского сада.
Учить составлять план
детского сада, группы,
улицы на которой
находится детский сад,
использовать его в играх и
других видах
деятельности.
4
Мой город(село)
Город, в котором
я живу. Улица, на
которой я живу.
Улица, на которой
находится детский сад.
Некоторые
достопримечательности
города. Традиции
местности проживания.
Исторические памятники
родного города. История
города, легенды и предания.
Традиции. Известные люди,
прославившие город…
Понятия «Родина», «малая
родина». Путешествие в
прошлое родного края.
Известные люди,
прославившие
город(поселок),
знакомство с картой
поселка, гербом…
5
Мой
Башкортостан
Знакомство с
названием
республики,
народах
Башкортостана.
Государственная
символика
Башкортостана, значение
символов. Народами
Башкортостана,
легендами о
происхождении этнонима
башкорт; знакомство со
средствами массовой
информации, познакомить
с образом Салавата
Юлаева как защитника
башкирского народа,
родного края
Продолжать знакомить с
историей становления
столицы Башкортостана, ее
достопримечательностями,
столицей – Уфа. Народный
календарь. Традиционные
обрядные праздники,
особенности их
празднования, традиционные
праздничные блюда.
Промышленность
Башкортостана,
населенные пункты, карта
Башкортостана, ее
границы, ближайшие
соседи
6
Природа родного
края
Растения сада,
Животный и
растительный мир
Большие известные реки,
озера.
Природные богатства: лес,
полезные ископаемые,
огорода, цветника,
характерные для
Башкортостана.
Домашние и
дикие животные,
среда их обитания
Башкортостана, Красная
книга РБ
Достопримечательностями
природы: заповедники,
заказники, пещеры.
полезные источники;
формировать
представление о том, что в
республике есть лесные,
степные и горные зоны;
экологическое состояние
республики
7
Славные сыны и
дочери
Башкортостана
Известные люди, герои разных воин, их подвиги; улицы, города… названные в честь известных людей,
памятники в честь героев. Воспитывать уважение к ним, желание больше узнать о них
8
Быт и традиции
башкирского
народа и народов
Башкортостана
Традиции выражения уважения к взрослым, гостеприимства, приветственного этикета башкирского народа
и других народов Башкортостана; традиционные народные праздники, игры; традиции быта; национальная
одежда народов Башкортостана, национальные блюда.
9
Мир
изобразительного
искуства
Башкортостана
Башкирское
народное
декоративно -
прикладное
искусство и
декоративно –
прикладное
искуство других
народов
Башкортостана
Башкирское народное
декоративно - прикладное
искусство и декоративно –
прикладное искусство
других народов
Башкортостана; Местные
мастера – умельцы;
художники иллюстраторы
республиканских детских
журналов и книг
Известные художники,
чеканщики, их произведения;
Местные мастера – умельцы
Архитектура столицы,
поселка; музеи,
выставочные залы где
представлены предметы
декоративно - прикладного
искусства; создать условия
для самостоятельной
изобразительной
деятельности детей
10
В мире детской
литературы
Башкортостана
Формировать представления о башкирском
устном народном творчестве и устном
творчестве народов Башкортостана.
Знакомить с творчеством детских писателей и
поэтов Башкортостана
Продолжать знакомство с устным народным творчеством
башкирского народа и народов населяющих Башкортостан.
Экскурсии в библиотеки, книжные магазины.
Условия для детского словотворчества и театрализованной
деятельности.
11
Мир детской
музыки
Башкортостана
Формировать представления о народном
песенном творчестве башкир и народов
населяющих республику: народные песни,
колыбельные, частушки.
Знакомить с народными музыкальными
Знакомить с народными и современными музыкальными
инструментами; композиторами; танцевальным
творчеством; народными, традиционными праздниками.
Создать условия для самостоятельной музыкальной
деятельности детей.
инструментами; композиторами
12
Моя родина -
Россия
Знакомить с названием
страны-
Россия(легенды…), с
государственной
символикой РФ: герб,
гимн, флаг. Природа
России, животный мир и
мир растений, литература
русского народа
Люди разных
национальностей; крупные
города, их
достопримечательности,
моря, океаны…культура,
искусство, литература
русского народа
Люди разных
национальностей; крупные
города, их
достопримечательности,
моря, океаны; культура,
искусство, литература
русского народа.