Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию в старшей группе Тема:"Труд пчеловодов Башкортостана"
Автор: Хазиева Айсылу Анасовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №36 Населённый пункт: г.Нефтекамск,Республика Башкортостан Наименование материала: конспект Тема: Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию в старшей группе Тема:"Труд пчеловодов Башкортостана" Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познанию в старшей группе
Тема:«Труд пчеловодов Башкортостана»
Провела: Хазиева Айсылу
Цель : дать детям понятие о профессии пчеловода
Интегрированные области: познание, коммуникация, социализация, чтение
художественной литературы, музыка.
Интегрированные
задачи: Продолжать знакомить детей с традиционной в
Башкортостане профессией пчеловода. Расширить знание детей о насекомых
- о пчёлах, их повадках, о том, как пчёлы добывают мёд; познакомить детей с
лечебными
свойствами
мёда.
Обогащать
словарь
детей
в
процессе
познавательной
деятельности:
улей,
соты,
нектар,
дымарь,
омшаник,
медогонка,
пчеловод.
Развивать
память,
внимательность,
умение
видеть
главное
в
содержании
видеоролика.
Воспитывать
любовь
и
бережное
отношение к природе родного края, уважение к труду пчеловода.
Виды
детской
деятельности: познавательно-исследовательская,
игровая,
музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
Планируемый
результат: имеет представление о повадках пчелы, в игре
использует
название
и
назначение
инструмента
для
пчеловода,
умеет
выражать свой знания о том, что бережно нужно относиться к природе.
Предварительная работа:
беседа: "Мед – источник здоровья и красоты" - о полезных свойствах
меда;
чтение и обсуждение башкирской сказки: "Медведь и пчелы", рассказа
Г.Зайцева "Цветы и пчелы", рассматривание иллюстрации Ф. Гумерова
"Медведь и пчелы";
дидактические
игры:
"Медоносные
растения",
"Пчеловод
и
его
инструменты".
Материалы и оборудование: макеты ульев, нарисованные луговые цветы,
одежда для пчеловода, инструменты пчеловода (дымарь, соты, посуда для
меда), маски "пчел", CD диск с видеороликом работы пчеловода.
Под музыку курая дети заходят в группу украшенный луговыми цветами.
-Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в зелёный луг. Посмотрите как
красиво кругом, везде растут красивые, полезные луговые цветы. Отгадайте
загадку:
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом ?
-Как вы догадались, что это загадка об улей (обобщить ответы детей) Улей -
это дом для пчел. Один улей-улей, а много пасека. Отгадайте другую загадку,
о ком она?
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Она поделится медком .
-А как вы догадались что это загадка о пчеле (обобщить ответы детей).
Правильно летают над лужайкой и собирают для нас мед.
-Ребята, а кто знает, кто ухаживает за пчелами (выслушать ответы детей). Кто
из вас видел пчел?
-Правильно
за
пчелами
ухаживает
пчеловод.
Что
вы
знаете
об
этой
профессии? (ответы детей). Слово пчеловод происходить от слов "пчела" и
"ведет" - ухаживает.
-Я, свободное от работы время ухаживаю за пчелами на пасеке. Хочу, что бы
вы тоже видели и послушали мой интересный рассказ о труде пчеловода
(включаю видеоролик).
Рассказ о труде пчеловода.
Пчелы просыпаются рано и, если день солнечный, летят в лес или луга за
нектаром. Пчеловод ходит по пасеке в белом халате, как доктор, и в белой
сетке, потому что белое пчел не раздражает, и на человека, одетого в белую
одежду, пчелы не бросаются и не жалят. Пчеловода пчелы не трогают, знают,
что он им зла не сделает, он добрый и ухаживает за ними. Пчеловод чистит
ульи, устраивает поилки с подсоленной водой, следит, чтобы пчелам в их
домиках
не
было
холодно
-
утепляет.
Главная
забота
пчеловода,
чтобы
пчелиные семьи были сильными, тогда и мед будет, и болезни таких пчел не
берут.
Пасеки с ульями располагаются около цветущих лип в лесу, и около
полей с гречихой, и на лугах, где растут разные луговые цветы. Пчёлы садятся
на цветы, растений, запускают свои хоботки в каждую тычинку и собирают
сладкий сок- нектар. В природе меда в готовом виде нет, его вырабатывает
сама пчела из нектара, собранного с цветков. Все эти растения, с которых
пчела
берёт
нектар
-
называются
медоносами.
Пчёлы
вырабатывают
из
нектара мёд и откладывают его в соты. Когда приходит время откачивания
мёда из сот - посмотрите, что делает пчеловод. Он открывает ульи, аккуратно
достает соты, полные меда, отгоняет пчел с помощью дымаря, помещает
соты в медогонку. Медогонка- это емкость, сделанная из металла, в ней есть
приспособление,
куда
ставятся
соты
и
ручка
для
вращения.
На
высокой
скорости мед стекает на дно медогонки. Когда весь мед из сот стечет, на дно
емкости пчеловод сливает мед в разные емкости-ведра банки. На зиму ульи
убирают в специальное помещение - омшаник. Омшаник - это сарай без окон
и низкой дверью. Там темно, чтобы пчелы не вылетали из ульев. Зимой
пчеловод проверяет ульи. Если пчелы болеют, он их лечит и заботится о них.
Нужно
много
знать,
чтобы
правильно
ухаживать
за
пчелами.
Есть
специальные учебные заведения, где учат на пчеловодов. Поэтому в нашей
республике Башкортостан хорошо развито пчеловодство.
-Дети, посмотрите, какие красивые луговые цветы. Вы можете их назвать?
(одуванчик, ромашка, мать-мачеха, клевер).
С колокольчиком, ромашкою
Клевер весело цветет
И его "пчелиной кадкою"
Называет наш народ.
Где не глянешь - ульи новые
На лужайках у села,
А над кашками пунцовыми
Тихо кружится пчела.
-Дети, представьте, что это у нас луг, на котором растут эти цветы. А вы, дети,
все превратитесь в пчёлок, наденьте на головы маски и вылетайте из своих
ульев на лужок (включают башкирскую мелодию, берёт в руки мать-пчелу).
Физкультминутка "Пчел детей учила мать"
1. Пчёл детей учила мать как на крылышках летать,
Жу-жу-жу как на крылышках летать.
2.Пчёл детей учила мать как в полях цветы искать ,
Жу-жу-жу как в полях цветы искать.
3. Пчёл детей учила мать мёд цветочный собирать,
Жу-жу-жу мёд цветочный собирать.
4.Пчел детей учила мать смело улей охранять,
Жу-жу-жу смело улей охранять.
-Сейчас мы поиграем в игру "Что нужно пчеловоду?" (играют в игру). На
столе
расположены
предметы
для
работы
пчеловода.
Нужно
взять
один
предмет
и
рассказать
о
нем.
Например,
это
-
белый
халат.
Он
нужен
пчеловоду для того, чтобы пчелы не жалили пчеловода. Кто из вас хочет
поиграть в игру? (если ребенок затрудняется или отвечает одним словом, то
привлекают других детей или задают дополнительные вопросы). Предметы:
дымарь, маска, ложка, посуда для меда.
-Молодцы, дети! Вы назвали все предметы, которые необходимы для работы
пчеловода. А теперь поиграем в игру "Кто быстрее оденется пчеловодом ".
Нужно
одеть
на
себя
халат,
маску
и
застегнуть
пуговицы
(дети
играют).
Славно мы поиграли, а я вам принесла в подарок со своей пасеки мед. Моя
пасека расположена ближе к лесу, в котором растут липы и рядом луга.
Красавица-липа цвела-расцветала
И пчел на медок зазывала-звала.
-Эй пчелки, летите на завязь соцветий
Берите по капельке сладкий нектар,
Несите на пасеку, лучший на свете
Не липовый просто, а солнечный дар.
Пусть пасечник знает, что липа цветет,
Пусть медом наполняются ульи и соты-
Такой замечательный липовый мед!
Посмотрите, одинаковый ли по цвету мед в банках? (выслушать ответы
детей). Правильно, вы заметили, что мед в банках разного цвета. А как вы
думаете, почему мед разный по цвету? (выслушать ответы). Мед различается
по цвету, потому что пчелки собрали нектар с разных медоносов - или с
цветов луга, или с цветов липы. Липовый мед (показывает банку с липовым
медом) более светлый, чем мед цветочный.
Как
вы
думаете,
как
называется
мед,
собранный
с
цветов
липы?
(липовый). А мед, собранный с цветов - цветочный. Что вы еще можете
сказать о меде? Какой мед? (полезный, душистый, ароматный, целебный и
др.)
Гречишный мед (показываю банку с гречишным медом) коричневатого
цвета, пчелы собирали нектар на гречишном поле.
Пчелиный мед применяется башкирами с древних времён в разных
целях. В домах мед символизировал благополучие и счастье. Чем полезен
мед? Какие лечебные свойства меда вы знаете?(помогает при простудах,
кашле,
болезнях
сердца).
Правильно,
дети,
мед
используют
как
лекарственное
средство.
Мед
очень
вкусный
и
полезный.
Национальное
блюдо чак-чак обливают медом, чтобы придать форму (показываю чак-чак).
Много приходится потрудиться и пчелкам и пчеловоду.
-Послушайте диалог комара и пчелки, под музыку курая.
Села пчелка на цветок.
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар
-Что ты ищешь там?
-Нектар.
-А тебе не надоело?
-Нет.
Ведь тому, кто занят делом
Просто некогда скучать.
Недаром говорится в пословице:
-Работящая,
как
пчела.
Эта
пословица
подходит
ко
всем
людям
разных
профессий,
в
том
числе
и
к
пчеловоду.
Понравилось
ли
вам
наше
путешествие? (ответы детей).
-С человеком какой профессии мы сегодня познакомились?
-Кто из вас хочет научиться этой профессии?
-Кто из вас хотел бы стать пчеловодом?
-Для чего нужно беречь растения, луга? (чтобы пчелы могли собирать нектар
с цветов, растений).
Да,
ребята,
труд
пчеловода
почетен
и
полезен,
надо
с
уважением
относится
и
к
этой
профессии,
потому
что
он
приносит
пользу
людям,
добывая мед - очень полезный для всех людей - продукт.
Список литературы.
Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан. Учебная хрестоматия. – Уфа, 2006.
Агишева
Р.Л.
Я
–
башкортостанец:
Программа-руководство
по
работе
с
детьми старшего дошкольного возраста. – Уфа, 2003
Акимушин И.И. Невидимые нити природы.
Гасанова Р.Х. Я родину свою хочу познать! Методическое пособие. – Уфа,
2007.
Гасанова Л.Н., Гасанова Р.Х. Словесное творчество старших дошкольников на
основе национальной культуры башкирского народа. – Уфа, 2012.