Напоминание

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию в старшей группе Тема:"Труд пчеловодов Башкортостана"


Автор: Хазиева Айсылу Анасовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №36
Населённый пункт: г.Нефтекамск,Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познанию в старшей группе Тема:"Труд пчеловодов Башкортостана"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по познанию в старшей группе

Тема:«Труд пчеловодов Башкортостана»

Провела:
Хазиева Айсылу
Цель :
дать детям понятие о профессии пчеловода
Интегрированные области:
познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Интегрированные

задачи:
Продолжать знакомить детей с традиционной в Башкортостане профессией пчеловода. Расширить знание детей о насекомых - о пчёлах, их повадках, о том, как пчёлы добывают мёд; познакомить детей с лечебными свойствами мёда. Обогащать словарь детей в процессе познавательной деятельности: улей, соты, нектар, дымарь, омшаник, медогонка, пчеловод. Развивать память, внимательность, умение видеть главное в содержании видеоролика. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, уважение к труду пчеловода.
Виды

детской

деятельности:
познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
Планируемый

результат:
имеет представление о повадках пчелы, в игре использует название и назначение инструмента для пчеловода, умеет выражать свой знания о том, что бережно нужно относиться к природе.
Предварительная работа:

беседа: "Мед – источник здоровья и красоты" - о полезных свойствах меда; чтение и обсуждение башкирской сказки: "Медведь и пчелы", рассказа Г.Зайцева "Цветы и пчелы", рассматривание иллюстрации Ф. Гумерова "Медведь и пчелы"; дидактические игры: "Медоносные растения", "Пчеловод и его инструменты".
Материалы и оборудование:
макеты ульев, нарисованные луговые цветы, одежда для пчеловода, инструменты пчеловода (дымарь, соты, посуда для меда), маски "пчел", CD диск с видеороликом работы пчеловода. Под музыку курая дети заходят в группу украшенный луговыми цветами. -Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в зелёный луг. Посмотрите как красиво кругом, везде растут красивые, полезные луговые цветы. Отгадайте загадку:
Есть на свете сладкий дом,

Садом пахнет в доме том.

А жильцы, жужжа от радости,

В домик свой приносят сладости,

Угощая нас потом.

Угадайте - что за дом
?
-Как вы догадались, что это загадка об улей (обобщить ответы детей) Улей - это дом для пчел. Один улей-улей, а много пасека. Отгадайте другую загадку, о ком она?
Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Она поделится медком
. -А как вы догадались что это загадка о пчеле (обобщить ответы детей). Правильно летают над лужайкой и собирают для нас мед. -Ребята, а кто знает, кто ухаживает за пчелами (выслушать ответы детей). Кто из вас видел пчел? -Правильно за пчелами ухаживает пчеловод. Что вы знаете об этой профессии? (ответы детей). Слово пчеловод происходить от слов "пчела" и "ведет" - ухаживает. -Я, свободное от работы время ухаживаю за пчелами на пасеке. Хочу, что бы вы тоже видели и послушали мой интересный рассказ о труде пчеловода (включаю видеоролик).
Рассказ о труде пчеловода.
Пчелы просыпаются рано и, если день солнечный, летят в лес или луга за нектаром. Пчеловод ходит по пасеке в белом халате, как доктор, и в белой сетке, потому что белое пчел не раздражает, и на человека, одетого в белую одежду, пчелы не бросаются и не жалят. Пчеловода пчелы не трогают, знают,
что он им зла не сделает, он добрый и ухаживает за ними. Пчеловод чистит ульи, устраивает поилки с подсоленной водой, следит, чтобы пчелам в их домиках не было холодно - утепляет. Главная забота пчеловода, чтобы пчелиные семьи были сильными, тогда и мед будет, и болезни таких пчел не берут. Пасеки с ульями располагаются около цветущих лип в лесу, и около полей с гречихой, и на лугах, где растут разные луговые цветы. Пчёлы садятся на цветы, растений, запускают свои хоботки в каждую тычинку и собирают сладкий сок- нектар. В природе меда в готовом виде нет, его вырабатывает сама пчела из нектара, собранного с цветков. Все эти растения, с которых пчела берёт нектар - называются медоносами. Пчёлы вырабатывают из нектара мёд и откладывают его в соты. Когда приходит время откачивания мёда из сот - посмотрите, что делает пчеловод. Он открывает ульи, аккуратно достает соты, полные меда, отгоняет пчел с помощью дымаря, помещает соты в медогонку. Медогонка- это емкость, сделанная из металла, в ней есть приспособление, куда ставятся соты и ручка для вращения. На высокой скорости мед стекает на дно медогонки. Когда весь мед из сот стечет, на дно емкости пчеловод сливает мед в разные емкости-ведра банки. На зиму ульи убирают в специальное помещение - омшаник. Омшаник - это сарай без окон и низкой дверью. Там темно, чтобы пчелы не вылетали из ульев. Зимой пчеловод проверяет ульи. Если пчелы болеют, он их лечит и заботится о них. Нужно много знать, чтобы правильно ухаживать за пчелами. Есть специальные учебные заведения, где учат на пчеловодов. Поэтому в нашей республике Башкортостан хорошо развито пчеловодство. -Дети, посмотрите, какие красивые луговые цветы. Вы можете их назвать? (одуванчик, ромашка, мать-мачеха, клевер).

С колокольчиком, ромашкою

Клевер весело цветет

И его "пчелиной кадкою"

Называет наш народ.

Где не глянешь - ульи новые

На лужайках у села,

А над кашками пунцовыми

Тихо кружится пчела.
-Дети, представьте, что это у нас луг, на котором растут эти цветы. А вы, дети, все превратитесь в пчёлок, наденьте на головы маски и вылетайте из своих ульев на лужок (включают башкирскую мелодию, берёт в руки мать-пчелу).
Физкультминутка "Пчел детей учила мать"
1. Пчёл детей учила мать как на крылышках летать, Жу-жу-жу как на крылышках летать. 2.Пчёл детей учила мать как в полях цветы искать , Жу-жу-жу как в полях цветы искать. 3. Пчёл детей учила мать мёд цветочный собирать, Жу-жу-жу мёд цветочный собирать. 4.Пчел детей учила мать смело улей охранять,
Жу-жу-жу смело улей охранять. -Сейчас мы поиграем в игру
"Что нужно пчеловоду?"
(играют в игру). На столе расположены предметы для работы пчеловода. Нужно взять один предмет и рассказать о нем. Например, это - белый халат. Он нужен пчеловоду для того, чтобы пчелы не жалили пчеловода. Кто из вас хочет поиграть в игру? (если ребенок затрудняется или отвечает одним словом, то привлекают других детей или задают дополнительные вопросы). Предметы: дымарь, маска, ложка, посуда для меда. -Молодцы, дети! Вы назвали все предметы, которые необходимы для работы пчеловода. А теперь поиграем в игру
"Кто быстрее оденется пчеловодом
". Нужно одеть на себя халат, маску и застегнуть пуговицы (дети играют). Славно мы поиграли, а я вам принесла в подарок со своей пасеки мед. Моя пасека расположена ближе к лесу, в котором растут липы и рядом луга.
Красавица-липа цвела-расцветала

И пчел на медок зазывала-звала.

-Эй пчелки, летите на завязь соцветий

Берите по капельке сладкий нектар,

Несите на пасеку, лучший на свете

Не липовый просто, а солнечный дар.

Пусть пасечник знает, что липа цветет,

Пусть медом наполняются ульи и соты-


Такой замечательный липовый мед!
Посмотрите, одинаковый ли по цвету мед в банках? (выслушать ответы детей). Правильно, вы заметили, что мед в банках разного цвета. А как вы думаете, почему мед разный по цвету? (выслушать ответы). Мед различается по цвету, потому что пчелки собрали нектар с разных медоносов - или с цветов луга, или с цветов липы. Липовый мед (показывает банку с липовым медом) более светлый, чем мед цветочный. Как вы думаете, как называется мед, собранный с цветов липы? (липовый). А мед, собранный с цветов - цветочный. Что вы еще можете сказать о меде? Какой мед? (полезный, душистый, ароматный, целебный и др.) Гречишный мед (показываю банку с гречишным медом) коричневатого цвета, пчелы собирали нектар на гречишном поле. Пчелиный мед применяется башкирами с древних времён в разных целях. В домах мед символизировал благополучие и счастье. Чем полезен мед? Какие лечебные свойства меда вы знаете?(помогает при простудах, кашле, болезнях сердца). Правильно, дети, мед используют как лекарственное средство. Мед очень вкусный и полезный. Национальное блюдо чак-чак обливают медом, чтобы придать форму (показываю чак-чак). Много приходится потрудиться и пчелкам и пчеловоду. -Послушайте диалог комара и пчелки, под музыку курая.
Села пчелка на цветок.


Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар

-Что ты ищешь там?

-Нектар.

-А тебе не надоело?

-Нет.

Ведь тому, кто занят делом

Просто некогда скучать.
Недаром говорится в пословице: -Работящая, как пчела. Эта пословица подходит ко всем людям разных профессий, в том числе и к пчеловоду. Понравилось ли вам наше путешествие? (ответы детей). -С человеком какой профессии мы сегодня познакомились? -Кто из вас хочет научиться этой профессии? -Кто из вас хотел бы стать пчеловодом? -Для чего нужно беречь растения, луга? (чтобы пчелы могли собирать нектар с цветов, растений). Да, ребята, труд пчеловода почетен и полезен, надо с уважением относится и к этой профессии, потому что он приносит пользу людям, добывая мед - очень полезный для всех людей - продукт.

Список литературы.
Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан. Учебная хрестоматия. – Уфа, 2006. Агишева Р.Л. Я – башкортостанец: Программа-руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. – Уфа, 2003 Акимушин И.И. Невидимые нити природы. Гасанова Р.Х. Я родину свою хочу познать! Методическое пособие. – Уфа, 2007. Гасанова Л.Н., Гасанова Р.Х. Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа. – Уфа, 2012.


В раздел образования