Автор: Елисеева Яна Александровна Должность: педагог Учебное заведение: ГАПОУ ТО "Тюменский педагогический колледж" Населённый пункт: г.Тюмень Наименование материала: методическая разработка Тема: Культура межнационального общения Раздел: среднее профессиональное
Цель: рассмотреть этническую идентичность как основу национализма и толерантности.
Задачи:
1.
Сформировать у обучающихся конкретизированного представления об этнической
идентичности.
2.
Показать специфику формирования этнической идентичности.
3.
Способствовать формированию толерантного отношения к народам других культур.
Тип занятия: развивающее
Целевая аудитория: школьники старших классов и обучающиеся 1-4 курс.
Методическое обеспечение:
1.
Канцелярские принадлежности (ватманы, стикеры, маркеры).
2.
Мультимедийная презентация.
План проведения развивающего занятия
1.
Организационный этап:
-приветствие обучающихся;
-сообщение темы занятия, цели, задач, актуальности и его значение в практической жизни.
2. Практический этап:
- сказка «Маленький котенок»
- выполнение упражнения «Исключение»
- выполнение упражнения «Кто Я?»
- работа в группах
- выполнение упражнения «Стереотипы»
- выполнение упражнения «Что у нас общего»
3. Завершающий этап:
- проведение рефлексии «Незаконченные предложения».
Ход развивающего занятия
Организационный этап
Рекомендации по ведению этапа: поприветствуйте обучающихся. Начинайте работу с проверки
того, что обучающиеся сидят в полукруге.
Практический этап
1.Сказка «Маленький котенок»
2.
Зачитайте обучающимся сказку «Маленький котенок».
3.
Задайте обучающиеся вопросы для обсуждения:
- «Что значит быть не таким как все?»
- «С вами когда-нибудь случалось что-то похожее?»
- «Чем хорошо быть не таким как все? Для чего это может пригодиться?»
3.
Попросите обучающихся самостоятельно сформулировать тему занятия.
4.
Озвучьте студентам цель, задачи занятия, его актуальность.
2. Упражнение «Кто я?»
1.
Раздайте обучающимся чистые листы бумаги.
2.
Объясните студентам, что на листе необходимо написать не менее 10 и не более 20 ответов
на вопрос: Кто я?
3.
После выполнения задания попросите желающих назвать свое имя и не более трех
определений из своего списка (например, я Лена, я студентка и член молодежного клуба).
4.
Интерпретируйте полученные результаты: на трех первых местах стоят наиболее значимые
стороны идентичности, на трех последних – те, которые развиваются недостаточно, но могут стать
личностным ресурсом.
5.
На слайде представьте определения: идентичность, социальная идентичность, этническая
идентичность.
6.
Задайте обучающиеся вопросы для обсуждения:
- Какие стороны социальной идентичности оказались для вас наиболее значимыми?
- Есть ли у кого-то в списке понятия, относящиеся к этнической идентичности?
- Если есть, то на каком месте? Задумывались ли когда-нибудь о том, что это значит? Если да, то в
каких ситуациях?
3. Работа в группах
1.Каждой группе раздайте карточки с вопросом для обсуждения:
- Зачем нужна человеку этническая идентичность?
- Может ли меняться этническая идентичность?
- Связаны ли между собой этническая идентичность и гражданство? Как?
2. Дайте время для обсуждения вопросов в мини-группах, затем проведите общее обсуждение:
сначала группа называет свой вопрос, рассказывает о результатах своей работы, затем
представители других групп могут высказать свое мнение или задать вопрос группе или педагогу.
4. Упражнение «Исключение»
Цель - помочь участникам осознать наличие предрассудков и дискриминации. Поощрить
сопереживание через понимание опыта отторжения и исключения из общества.
1.
Приготовьте цветные стикеры. Например, на группу в 16 человек понадобится 4 голубых, 4
красных, 4 желтых, 3 зеленых и один оранжевый стикеры.
2.
Приклейте стикер на спины/лоб каждому участнику (при этом они не должны знать, какого
цвета стикер у них).
3.
Объясните обучающимся инструкцию выполнения упражнения: те, у кого стикеры
одинакового цвета, объединились в группы. При этом никто не должен ничего говорить, т.е.
участники не могут обмениваться словами.
4.
Проведите обсуждение упражнения:
- Что вы ощутили, когда вы встретили первое лицо, имеющее стикер того же цвета, что и у вас?
-Что почувствовал человек, у которого оказался единственный кружок белого цвета?
- С какими трудностями может столкнуться человек, который, по нашему мнению, отличается от
всех остальных?
Примечание: подведите обучающихся к мысли, что нужно проявлять эмпатию, к людям, которые
отличаются от нас по каким-либо характеристикам.
5. Упражнение «Стереотипы»
Цели:
повышение
способности
к
эмпатии,
коррекция
интолернатных
и
конфликтогенных
стереотипов.
1.
Расскажите обучающимся, что у всех людей есть стереотипы. Это мнения о конкретных
людях или группе людей (профессии, нации и пр.), которые не связаны с вашим реальным опытом,
а
существуют
как
бы
сами
по
себе.
Причем
чаще
всего
это
негативные
или
унизительные
представления, которые часто мешают нормальному общению.
2.
Выберите
вместе
с
группой
одного
персонажа,
по
поводу
которых
у
обучающихся
присутствует больше всего стереотипов (хулиган, мигрант, ботаник и пр.).
3.
Предложите каждому из группы задумать свой стереотип по отношению к персонажу
(например к мигранту из стан ближнего востока или хулигану). Этот стереотип должен быть в
форме «ты-высказывания», произнесенного от первого лица.
4.
Затем в круг поставьте пустой стул – на него «садится» задуманный персонаж (желающий
исполнить роль). Каждый участник, по кругу произносит, обращаясь к этому персонажу свой
стереотип.
5.
Объясните «персонажу», что его задача в нескольких предложениях ответить на свое
собственное обращение, объяснить причину того, что он «такой» или дать другой ответ.
6.
Проведите обсуждение с группой:
-
Было ли трудно «оправдывать»? Что вы в результате этого узнали для себя нового?
-
Не кажется ли вам, что своими стереотипами мы поощряем людей вести себя так, как мы о
них заранее думаем?
Упражнение «Что у нас общего»
1.
Попросите учащихся сесть по кругу, лицом друг к другу.
2.
Педагог дает инструкцию:
-Пересядьте все, кто любит мороженое
-Кто любит плавать в реке и т.д.
3.
Задача обучающихся, те кто согласны с утверждением, поменяться местами.
4.
После завершения упражнения попросите обучающихся озвучить смысл данного
упражнения, исходя из темы занятия.
5.
Подведите обучающихся к мысли, что хоть мы все и разные, но у нас есть много общего,
что нужно с пониманием относится к людям, которые в чем-то не такие как мы.
Завершающий этап
Проведение рефлексии «Незаконченные предложения».
1.
Предложите обучающимся высказать свои впечатления о занятии, используя
незаконченные фразы:
Меня поразило…
Меня удивило…
Я узнал…
Мне больше всего удалось…
Я чувствовал…
Я думал…
Я приобрел…
Я получил от этого урока…
Мне показалось важным…
Было трудно…
Мои ощущения…
Я научился…
Урок взволновал…
Урок заставил задуматься…
Урок навел меня на размышление…
Над этим мне надо еще поработать…
Я недоволен потому, что…