"Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет"
Автор: Свинобоева Наталья Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Чуораанчык" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, с.Майя Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет" Раздел: дошкольное образование
Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район
МБДОУ №6 “Чуораанчык”
Методическая разработка
“Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет”
Автор:
воспитатель МБДОУ №6 “Чуораанчык”, Свинобоева Н.П.
с.Майя
2016 год
Оглавление
Введение.................................................................................................................................................... 2
Основная часть...........................................................................................................................................4
Заключение.............................................................................................................................................. 13
Список литературы.................................................................................................................................. 14
2
Введение
Наблюдая за деятельностью детей в непосредственно-образовательной
и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною было выявлено, что
многие дети с трудом пользуются ложкой, неуверенно держат карандаш,
непростая задача для многих – скатать «колбаску» из пластилина. Также
мною было проведено педагогическое исследование с целью выявления
уровня развития мелкой моторики рук детей в группе.
Для проведения исследования были выбраны упражнения,
предложенные Ивановой Ю.В. в сборнике: Дошкольный логопункт:
документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.
По результатам исследования выявлено, что при выполнении
предложенных упражнений только 19 % детей не испытывали затруднений и
выполнили их правильно. Остальные дети выполняли упражнения либо с
небольшими затруднениями, либо испытывали значительные трудности. Это
выразилось в неточном выполнении движений, с усиленным зрительным
контролем, с напряжением, в недостаточной координации рук. Пальцы рук
дети сгибали и разгибали синхронно. Движения пальцев слабо
дифференцированы, поэтому, когда ребёнок сгибал один палец, остальные
пальцы выполняли аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда
движений и быстрая утомляемость.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 3-4
лет через использование игр с предметами, пальчиковых игр.
3
Задачи:
улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость
рук, ритмичность;
улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
улучшить общую двигательную активность;
содействовать нормализации речевой функции;
развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое
восприятие, творческую активность;
создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со
сверстниками и взрослыми.
Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук могут
служить следующие показатели:
• у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и
мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в
процессе игр и упражнений;
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними
– ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на
развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий;
• ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится
проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
4
Основная часть
При составлении комплекса игр и игровых упражнений, направленных
на развитие мелкой моторики рук я использовала следующие методические
пособия: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием
нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: Детство-
Пресс, 2014; Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые
превращения : пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д:
Феникс, 2014; Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: пособие
по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера»,
2005; Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В.
Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014; Янушко Е. А.
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез,
2009.
5
«Я и моя семья»
Цель: формирование умения разгибать по очереди пальцы из кулачка, начиная с большого,
на одной или обеих руках; учить подражать движениям взрослого; укрепление и развитие
мышц кисти, указательного и большого пальцев; нормализация мышечного тонуса;
обогащение представлений о семье
Название игры /
упражнения
Содержание игры / упражнения
Самомассаж пальчиков
«Мышиная семья»
Воспитатель рассказывает потешку и демонстрирует детям
массажные движения, дети повторяют их за воспитателем.
Выполняется самомассаж обеих рук поочерёдно.
Раз гостила у меня
Вся мышиная семья:
(круговые движения одной ладошки по другой)
Папа-мышка,
Мама-мышка,
Мышь-дочурка,
Мышь-сынишка
И ещё сынок-мышонок –
Самый маленький ребёнок.
(растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к
кончику, начиная с большого)
Вот такая у меня
Раз в гостях была семья!
(круговые движения одной ладошки по другой)
6
Е. Савельева
Пальчиковая гимнастика
«Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная
с большого)
Вот и вся семья!
(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)
Игра проводится сначала на одной руке, затем на другой.
При успешном выполнении можно предложить детям
поиграть пальчиками двух рук одновременно.
Игра с бумагой: «Выгладим
платочки для мамы и для
дочки»
Перед каждым играющим положен скомканный лист
писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих
рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни
один его край не остался загнутым. Детям, у которых уже
не возникает затруднений при выполнении упражнения,
можно предложить сделать тоже самое одной рукой или
пользуясь двумя большими пальцами (указательными).
Игра с прищепками
«Маленькие помощники»
Воспитатель предлагает детям помочь маме (бабушке)
развесить на верёвочку разноцветные салфетки, прикрепив
их прищепками соответствующих цветов.
7
Тема: «Осень»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в умении загибать пальцы по
одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию;
формирование умения застёгивать/расстёгивать кнопки на одежде, брать мелкие предметы
щепотью; формирование произвольных, координированных движений обеих рук;
расширение представлений детей об осени
Название игры /
упражнения
Содержание игры / упражнения
Самомассаж грецким
орехом
Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу),
приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы был круглее всех.
О.И. Крупенчук
Пальчиковая гимнастика
«Осень»
Ветер по лесу летал,
(плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой.
Вот последний лист
с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Укладывают ладони на коленки)
Н. Нищева
8
9
Игра-тренажёр
«Запасливый ёжик»
Познакомьтесь - это ёжик,
Он знаток лесных дорожек.
Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр
«Ёжик»
с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки
разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые
нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки.
10
Тема: «Домашние животные»
Цель: нормализация мышечного тонуса; формирование умения выполнять
определенные действия пальцами с речевым сопровождением; развитие
соотносящих движений рук; развитие целенаправленность действий;
расширение представлений о домашних животных.
Название игры /
упражнения
Содержание игры / упражнения
Самомассаж
шестигранным
карандашом
Карандаш качу, качу,
Карандаш не уроню
(ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)
Ладошка правая,
(катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),
Ладошка левая,
Катаю ловко и умело я!
(катает карандаш на весу, левая ладонь сверху)
С.В. Ихсанова
Пальчиковая
гимнастика «Наши
уточки»
Наши уточки с утра —
Кря-кря, кря-кря.
Наши гуси у пруда —
Га-га, га-га.
(сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой
палец не соприкасается с остальными — получится
раскрытый клюв)
Наши гуленьки вверху —
Гу-гу, гу-гу.
(поднять руки вверх и помашите кистями)
11
Наши курочки в окно —
Ко-ко, ко-ко.
(постучать указательными пальцами по столу,
словно курочка клювом)
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»
(выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны,
взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать)
Игра «Шаловливый
котёнок»
Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит
играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок.
Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на
катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать
нитку в клубок.
Игра «Разрезные
картинки»
Предложить детям собрать разрезные картинки
«Домашние животные» из 6 частей, предложив для образца
изображение животного целиком. Для игры дети могут
объединяться в пары.
Тема: «Мамин день»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных
действий пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук;
формирование умения брать мелкие предметы щепотью; развитие целенаправленности
действий.
Название игры /
упражнения
Содержание игры
12
13
Пальчиковая гимнастика
«Хозяйка»
Кукле кашу я сварю:
(мешаем кашу)
В миску молока налью,
(наливаем молоко)
Положу туда крупу
(насыпать крупу)
И поставлю на плиту.
(поставить на плиту)
Будет каша хороша!
(поднять большой палец вверх)
Кушай, кукла, не спеша.
(пригрозить пальчиком)
Игра «Накорми колобка»
Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые
баночки с крышками с изображением Колобка (отверстие на
месте рта), крупную крупу (фасоль, горох).
Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок
проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки
крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной
горошине, чтобы «Колобок не подавился».
Игра «Собери бусы»
Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых
(деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовлен-
ных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнур
ки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре,
детям следует предложить различные цветовые схемы бус.
14
- в играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов
и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и
действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу
регулярной, используя следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
15
Заключение
Я предлагаю пример комплексов игр и упражнений для развития
мелкой моторики рук детей 3-4 лет, объединённых определённой темой. В
комплекс включены игры и упражнения на сжатие, расслабление и
растяжение кистей ребёнка.
В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит:
- самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них;
- пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек;
- дидактические игры с использованием различных предметов.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить
систематически, включая её в разные виды деятельности детей в течение дня.
Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании
комплексов упражнений для пальчиков.
16
Список литературы.
1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и
организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.
2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного
оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
– 96с.
3. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения:
пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. –
45 с. – (Школа развития).
4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: Пособие по логопедии
для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с.
5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и
др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 151 с.
6. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От
рождения до школы»: младшая группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В.
Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3
года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-
Синтез, 2009. – 56 с.
17