Напоминание

"Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет"


Автор: Свинобоева Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Чуораанчык"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, с.Майя
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район МБДОУ №6 “Чуораанчык” Методическая разработка
“Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет”
Автор: воспитатель МБДОУ №6 “Чуораанчык”, Свинобоева Н.П. с.Майя 2016 год
Оглавление Введение.................................................................................................................................................... 2 Основная часть...........................................................................................................................................4 Заключение.............................................................................................................................................. 13 Список литературы.................................................................................................................................. 14 2
Введение Наблюдая за деятельностью детей в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною было выявлено, что многие дети с трудом пользуются ложкой, неуверенно держат карандаш, непростая задача для многих – скатать «колбаску» из пластилина. Также мною было проведено педагогическое исследование с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук детей в группе. Для проведения исследования были выбраны упражнения, предложенные Ивановой Ю.В. в сборнике: Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008. По результатам исследования выявлено, что при выполнении предложенных упражнений только 19 % детей не испытывали затруднений и выполнили их правильно. Остальные дети выполняли упражнения либо с небольшими затруднениями, либо испытывали значительные трудности. Это выразилось в неточном выполнении движений, с усиленным зрительным контролем, с напряжением, в недостаточной координации рук. Пальцы рук дети сгибали и разгибали синхронно. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребёнок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 3-4 лет через использование игр с предметами, пальчиковых игр. 3

Задачи:
 улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;  улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;  улучшить общую двигательную активность;  содействовать нормализации речевой функции;  развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;  создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук могут служить следующие показатели: • у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений; • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; • ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; 4
Основная часть При составлении комплекса игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук я использовала следующие методические пособия: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: Детство- Пресс, 2014; Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения : пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014; Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005; Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014; Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. 5

«Я и моя семья»
Цель: формирование умения разгибать по очереди пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках; учить подражать движениям взрослого; укрепление и развитие мышц кисти, указательного и большого пальцев; нормализация мышечного тонуса; обогащение представлений о семье Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения Самомассаж пальчиков «Мышиная семья» Воспитатель рассказывает потешку и демонстрирует детям массажные движения, дети повторяют их за воспитателем. Выполняется самомассаж обеих рук поочерёдно. Раз гостила у меня Вся мышиная семья: (круговые движения одной ладошки по другой) Папа-мышка, Мама-мышка, Мышь-дочурка, Мышь-сынишка И ещё сынок-мышонок – Самый маленький ребёнок. (растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к кончику, начиная с большого) Вот такая у меня Раз в гостях была семья! (круговые движения одной ладошки по другой) 6
Е. Савельева Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я. (Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого) Вот и вся семья! (Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно) Игра проводится сначала на одной руке, затем на другой. При успешном выполнении можно предложить детям поиграть пальчиками двух рук одновременно. Игра с бумагой: «Выгладим платочки для мамы и для дочки» Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Детям, у которых уже не возникает затруднений при выполнении упражнения, можно предложить сделать тоже самое одной рукой или пользуясь двумя большими пальцами (указательными). Игра с прищепками «Маленькие помощники» Воспитатель предлагает детям помочь маме (бабушке) развесить на верёвочку разноцветные салфетки, прикрепив их прищепками соответствующих цветов. 7

Тема: «Осень»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в умении загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию; формирование умения застёгивать/расстёгивать кнопки на одежде, брать мелкие предметы щепотью; формирование произвольных, координированных движений обеих рук; расширение представлений детей об осени Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения Самомассаж грецким орехом Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая: Я катаю мой орех, Чтобы был круглее всех. О.И. Крупенчук Пальчиковая гимнастика «Осень» Ветер по лесу летал, (плавные, волнообразные движения ладонями) Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой. Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (Укладывают ладони на коленки) Н. Нищева 8
9
Игра-тренажёр «Запасливый ёжик» Познакомьтесь - это ёжик, Он знаток лесных дорожек. Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр «Ёжик» с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки. 10

Тема: «Домашние животные»
Цель: нормализация мышечного тонуса; формирование умения выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; развитие целенаправленность действий; расширение представлений о домашних животных. Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения Самомассаж шестигранным карандашом Карандаш качу, качу, Карандаш не уроню (ребёнок катает карандаш на весу между ладошек) Ладошка правая, (катает карандаш на весу, правая ладонь сверху), Ладошка левая, Катаю ловко и умело я! (катает карандаш на весу, левая ладонь сверху) С.В. Ихсанова Пальчиковая гимнастика «Наши уточки» Наши уточки с утра — Кря-кря, кря-кря. Наши гуси у пруда — Га-га, га-га. (сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными — получится раскрытый клюв) Наши гуленьки вверху — Гу-гу, гу-гу. (поднять руки вверх и помашите кистями) 11
Наши курочки в окно — Ко-ко, ко-ко. (постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом) А как Петя-петушок Рано-рано поутру Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» (выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать) Игра «Шаловливый котёнок» Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок. Игра «Разрезные картинки» Предложить детям собрать разрезные картинки «Домашние животные» из 6 частей, предложив для образца изображение животного целиком. Для игры дети могут объединяться в пары.
Тема: «Мамин день»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; формирование умения брать мелкие предметы щепотью; развитие целенаправленности действий. Название игры / упражнения Содержание игры 12
13
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка» Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу) В миску молока налью, (наливаем молоко) Положу туда крупу (насыпать крупу) И поставлю на плиту. (поставить на плиту) Будет каша хороша! (поднять большой палец вверх) Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком) Игра «Накорми колобка» Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с крышками с изображением Колобка (отверстие на месте рта), крупную крупу (фасоль, горох). Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине, чтобы «Колобок не подавился». Игра «Собери бусы» Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовлен- ных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнур ки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус. 14
- в играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу регулярной, используя следующие формы работы: - совместная деятельность воспитателя с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная самостоятельная деятельность самих детей. 15
Заключение Я предлагаю пример комплексов игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет, объединённых определённой темой. В комплекс включены игры и упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей ребёнка. В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит: - самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них; - пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек; - дидактические игры с использованием различных предметов. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, включая её в разные виды деятельности детей в течение дня. Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков. 16
Список литературы. 1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с. 2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 96с. 3. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 45 с. – (Школа развития). 4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с. 5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 151 с. 6. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: младшая группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с. 7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика- Синтез, 2009. – 56 с. 17


В раздел образования