Напоминание

"Путь становления таланта в современном детском саду"


Автор: Литвинова Маргарита Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 15 комбинированного вида
Населённый пункт: г.Одинцово
Наименование материала: Статья
Тема: "Путь становления таланта в современном детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Путь становления таланта в современном детском саду»
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед педагогами поставлена основная и главная задача – способствовать развитию личности ребенка, создав особую среду, необходимую для развития одаренности. Надо отметить, что количество трудов, посвященных работе с одаренными детьми, достигло небывалых масштабов, однако, при этом никак не уменьшается их противоречивость. Именно поэтому многие исследователи и практики пристальное внимание обратили к проблемам диагностики: как выявить одаренных детей, и как развивать у них одаренность. Однако, по нашему мнению, важно дать ответ – зачем вести целенаправленную работу с одаренными детьми и как сделать так, чтобы о них заговорили – вот вопрос, с которого надо начинать свою работу. Важно точно сформулировать перед собой цель, так как неверная или неточно выбранная цель, может погубить все начинания, даже не смотря на хорошую организацию работы. Сегодня большинство психологов утверждает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. В свою очередь, государство должно создать систему поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых детей, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Именно поэтому Федеральные Государственные образовательные стандарты делают акцент на деятельностный подход в воспитательно- образовательном процессе, то есть способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы
её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Следовательно, задача взрослого состоит в том, чтобы направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. И тут возникает ещё одна проблема – это возможность. Не секрет, что дети, живущие далеко от столицы, имеют гораздо меньше шансов для самореализации, чем живущие в мегаполисе. Не всегда в провинции находятся средства и возможности для полноценного развития таланта ребенка. И так получается, что о юном даровании просто никто не узнает, потому, что круг его общения и окружения, круг материальных возможностей слишком мал. Хотим напомнить, что всем известная Мэрилин Монро, покорившая мир своей красотой, до того, как стать известной киноактрисой и иконой стиля, работала на военном заводе. Свою популярность она получила после того, как один фотограф поместил ее фото на обложку журнала, целью которого было «увеличить боевой дух войск за границей». Но это было много лет назад. А сегодня? Сегодня, в век информационно коммуникационных технологий, возможностей заявить о себе стало гораздо больше. Интернет – вот та благоприятная среда, вот та взлетная площадка для самореализации. Более того, появляются специальные проекты, нацеленные именно на развитие юных талантов. Всероссийские и международные дистанционные конкурсы, где общение с людьми, близкими по духу, и настоящими профессионалами – все это не только поможет развить талант, но и даст возможность заявить о себе всей стране. Именно таким способом «раскручивания» одаренных детей с помощью видео и дистанционных интернет - конкурсов мы успешно и воспользовались. Это позволило ребятам занять призовые места: Всероссийский заочный музыкальный конкурс «Мелодинка» - Дипломанты II степени, Конкурсы для детей и педагогов «Рассударики» - Победитель III место. Интернет – это место, где каждый ребенок – звездочка, которая внезапно засветилась, и неважно, откуда он – из Москвы, Владивостока или из маленькой деревни на самом краю России: у него есть шанс быть увиденным, услышанным и покорившим сердца зрителей. Талант – это драгоценный камень. Без тщательной и аккуратной огранки, он не засияет и не превратится в настоящее сокровище-украшение, вызывающее восхищение. Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в
отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития. У нас есть определенный опыт в работе с одаренными детьми, в частности по развитию музыкальной деятельности (вокальное пение). Как правило, опытный педагог из общей массы детей способен выделить одаренного ребенка, так и мы, на обыкновенном музыкальном занятии услышали их чистое интонирование, как одно из показателей талантливости. Поэтому работа с Мельниковым Алешей и Фурсовой Анастасией проходила поэтапно: - первое, знакомство родителей и воспитанников с основами музыкальной деятельности детей дошкольного возраста; - второе, индивидуальные занятия с воспитанниками в детском саду в игровой интерактивной форме; - третье, музыкальные домашние задания, способствующие укреплению связи всех участников творческого и развивающего процесса. И у нас получилось, дети неоднократно участвовали в международных и региональных конкурсах, где становились лауреатами и победителями. Мы показали лишь маленький фрагмент работы с одаренными детьми в нашем образовательном учреждении. Ведь каждый ребенок талантлив по- своему. Важно только вовремя увидеть и открыть в нем задатки одаренности, которые в результате совместного труда педагога, ребенка и семьи позволят ему в дальнейшем стать творческой личностью. Процесс воспитания и обучения ребенка, развитие его одаренности никогда не может быть успешным без терпения взрослых и их любви к ребенку, так как в нашем стремительном темпе современной жизни, стараясь сделать для ребенка как можно больше, мы, педагоги, часто не успеваем дать ему самого главного - любви. А ведь только тот ребенок развивается нормально, который чувствует, что его любят.


В раздел образования