Напоминание

"Формирование математических представлений дошкольников через экспериментирование" ( из опыта работы)


Автор: Лучанинова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №15 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Одинцово
Наименование материала: Выступление
Тема: "Формирование математических представлений дошкольников через экспериментирование" ( из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление на тему: «Формирование математических представлений дошкольников через экспериментирование» ( из опыта работы) При формировании основ математических представлений дошкольников именно экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными, а значит, более прочными.
Экспериментирование
— это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно — практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Важным в использовании метода экспериментирования в работе с дошкольниками является то, что в процессе эксперимента: - дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой; - у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; - у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного; - происходит обогащение умственных умений (приемов и операций); - формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. При правильном построении деятельности у детей дошкольного возраста формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на
них ответы. Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика. Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать разные варианты и сам попросить помощь воспитателя, но воспитатель на просьбу о помощи должен побудить детей мыслить самостоятельно и с помощью наводящих вопросов направить детей в нужное русло. В своей работе по формированию математических представлений я стараюсь использовать метод экспериментирования. Например, при закреплении умений детей измерять длину предметов я использую не только сантиметровую ленту и линейку, а предлагаю детям поэкспериментировать с такой условной мерой как карандаш, ладонь. После чего мы сравниваем полученные результаты, делаем выводы: почему в одном случае результаты измерений у всех совпадают (например, при измерении предмета линейкой или карандашом), а в другом (например, ладонью) результаты у всех разные. Также экспериментируем, сравнивая предметы по величине на глаз, например, предлагаю такие задания: 1) измерить длину дорожки шагами; 2) сложить дощечки, начиная с самой длинной; 3) собираясь на прогулку, предлагаю детям сравнить свои шарфики. В данном случае, ребята отвечали на такие вопросы: - Как вы считаете, у кого шарф длиннее? - Почему? - А как вы это определили? - А что нужно сделать, чтобы узнать у кого шарф длиннее? Затем ребята высказывают свои предположения и выбирают наиболее простой способ проверки: разложить шарфики на полу рядом друг с другом и сравнить. Изучая понятие «величина», я предлагаю детям провести такие эксперименты: 1) по переливанию воды из бутылок разной формы (широкая, узкая, высокая, низкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем жидкости и сравнить результаты; 2) по измерению объема сыпучих веществ (например, гречневой крупы или гороха) с помощью условной мерки – стакана. Наполняем стакан крупой и считаем количество наполненных стаканов; 3) на сравнение твердых тел по весу и объему: например, беру камень небольшого размера и вату (упаковка 50 г.) Спрашиваю у детей: «Что
тяжелее?» Чаще всего отвечают: камень, потому что он всегда тяжелый. Предлагаю проверить: взвесить сначала на руках, затем на весах. В результате дети увидели, что вата тяжелее. Подошли к выводу о том, что вата тяжелее за счет большого объема. 4) проводим эксперимент на основе принципа сохранения количества объектов при изменении их формы. Например, я попросила детей насыпать по три ложки риса в две темные коробки разной формы и размера. Дети не видят, как разместился рис в этих коробках. Спрашиваю: «Где риса больше?» дети отвечают, что риса в коробках - поровну, так как в каждую насыпали по три ложки. После этого я попросила детей насыпать по три ложки риса в узкий стеклянный стаканчик и в широкую прозрачную кружку; рис заполнил почти весь стаканчик - получился высокий столбик; то же количество риса распределилось по всей поверхности дна кружки. В этом случае некоторые дети говорят, что риса больше в стаканчике, чем в кружке, потому что «там много, а здесь мало». Однако многие сразу же определяют, что риса поровну, «потому, что я насыпал по три ложки». Знакомясь с понятиями блока «ориентировка в пространстве» я предлагаю детям следующие эксперименты: 1)Выкладываю два ряда ягод клубники, с одинаковым количеством в каждом ряду. Задаю детям вопрос: «Одинаково ли количество клубники в обоих рядах?». Дети отвечают: «Да, одинаково». Затем на глазах детей один ряд ягод расставляю на некоторое расстояние друг от друга, а второй ряд не меняю. После этого снова спрашиваю: «Одинаково ли количество клубники в двух рядах?» И хотя все дети внимательно наблюдали за изменением, некоторые из них отвечали, что в первом ряду ягод меньше, чем во втором. Затем возвращаю ягоды клубники в первоначальный вид, и дети убеждаются, что количество ягод одинаково и в первом и во втором ряду. Приходим к выводу, что расположение предметов в пространстве не зависит от количества предметов. 2) знакомясь с пространственными отношениями между объектами в виде рисунка (плана, схемы), предлагаю детям в пространстве групповой комнаты пройти маршрут согласно предложенной им схемы, опираясь на условные обозначения в виде знаков и символов. Передвижение проходит в виде игры «Найди клад». Правильно пройденный путь гарантирует сюрприз (клад). Закрепление знаний о временных промежутках и времени я предлагаю ребятам «Измерение времени делами». Например, сколько приседаний можно сделать за 1 минуту; сколько шагов можно сделать; сколько букв написать и др.
При закреплении знаний о геометрических фигурах я предлагаю детям несколько одинаковых по длине полосок бумаги, несколько равнобедренных треугольников, несколько маленьких квадратов и предлагаю составить из них фигуры: прямоугольник – из полосок, многоугольник – из треугольников, большой прямоугольник – из нескольких квадратов и т.д. Завершить своё выступление хочется словами доктора психологических наук, профессора В. Кудрявцева: «В известном смысле вся человеческая жизнь – большой эксперимент. Эксперимент человека над миром и собой. Хотя, конечно, главный экспериментатор – сама жизнь. Именно она постоянно проверяет каждого из нас на прочность в непредсказуемых обстоятельствах. Руками нам подобных – таких же «испытуемых». Но порой только такая проверка позволяет нам проявиться в собственно человеческих качествах, раскрыться в них, а иногда сформировать их заново. И открыть перед собой мир».

Список используемой литературы
1. Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 – 2006. – с. 27 2. Кудрявцев В.Т. Кто над кем экспериментирует? / Владимир Кудрявцев // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2010. N 4. С. 35 3. Малкова М. С. Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста / М. С. Малкова // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 169- 171. 4. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности.// Дошкольное воспитание. - №6 – 2007. – с. 13


В раздел образования