"Формирование математических представлений дошкольников через экспериментирование" ( из опыта работы)
Автор: Лучанинова Ольга Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №15 комбинированного вида Населённый пункт: г. Одинцово Наименование материала: Выступление Тема: "Формирование математических представлений дошкольников через экспериментирование" ( из опыта работы) Раздел: дошкольное образование
Выступление на тему:
«Формирование математических представлений
дошкольников через экспериментирование»
( из опыта работы)
При формировании основ математических представлений дошкольников
именно
экспериментирование
рассматривают
как
метод,
близкий
к
идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно,
всегда являются осознанными, а значит, более прочными.
Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на
активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию
выдвинутой
гипотезы
в
действии
и
построение
доступных
выводов.
В
процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные
процессы,
так
как
постоянно
возникает
необходимость
совершать
операции
анализа
и
синтеза,
сравнения,
классификации
и
обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи
окружающего
мира,
поэтому
организация
детского
экспериментирования,
которая
понимается
нами
как
особый
способ
духовно
—
практического
освоения
действительности,
направлена
на
создание
таких
условий,
в
которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в
обычных
ситуациях.
Поисковая
активность,
выраженная
в
потребности
исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из
главных и естественных проявлений детской психики.
Важным в использовании метода экспериментирования в работе с
дошкольниками является то, что в процессе эксперимента:
- дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его
взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;
- у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются
вследствие
того,
что
необходимо
постоянно
анализировать,
сравнивать
и
обобщать полученные знания;
- у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из
увиденного;
- происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);
- формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не
сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления
для достижения определенного результата.
При правильном построении деятельности у детей дошкольного возраста
формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на
них ответы. Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников.
Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению
эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика.
Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать
разные варианты и сам попросить помощь воспитателя, но воспитатель на
просьбу
о
помощи
должен
побудить
детей
мыслить
самостоятельно
и
с
помощью наводящих вопросов направить детей в нужное русло.
В своей работе по формированию математических представлений я
стараюсь использовать метод экспериментирования.
Например, при закреплении умений детей измерять длину предметов я
использую не только сантиметровую ленту и линейку, а предлагаю детям
поэкспериментировать с такой условной мерой как карандаш, ладонь. После
чего мы сравниваем полученные результаты, делаем выводы: почему в одном
случае результаты измерений у всех совпадают (например, при измерении
предмета
линейкой
или
карандашом),
а
в
другом
(например,
ладонью)
результаты у всех разные.
Также экспериментируем, сравнивая предметы по величине на глаз,
например, предлагаю такие задания:
1) измерить длину дорожки шагами;
2) сложить дощечки, начиная с самой длинной;
3) собираясь на прогулку, предлагаю детям сравнить свои шарфики.
В данном случае, ребята отвечали на такие вопросы:
- Как вы считаете, у кого шарф длиннее?
- Почему?
- А как вы это определили?
- А что нужно сделать, чтобы узнать у кого шарф длиннее?
Затем
ребята
высказывают
свои
предположения
и
выбирают
наиболее
простой способ проверки: разложить шарфики на полу рядом друг с другом и
сравнить.
Изучая
понятие
«величина»,
я
предлагаю
детям
провести
такие
эксперименты:
1) по переливанию воды из бутылок разной формы (широкая, узкая, высокая,
низкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем жидкости и сравнить
результаты;
2) по измерению объема сыпучих веществ (например, гречневой крупы или
гороха) с помощью условной мерки – стакана. Наполняем стакан крупой и
считаем количество наполненных стаканов;
3) на сравнение твердых тел по весу и объему: например, беру камень
небольшого
размера
и
вату
(упаковка
50
г.)
Спрашиваю
у
детей:
«Что
тяжелее?» Чаще всего отвечают: камень, потому что он всегда тяжелый.
Предлагаю
проверить:
взвесить
сначала
на
руках,
затем
на
весах.
В
результате дети увидели, что вата тяжелее. Подошли к выводу о том, что вата
тяжелее за счет большого объема.
4)
проводим
эксперимент
на
основе
принципа
сохранения
количества
объектов при изменении их формы.
Например, я попросила детей насыпать по три ложки риса в две темные
коробки разной формы и размера. Дети не видят, как разместился рис в этих
коробках.
Спрашиваю:
«Где
риса
больше?»
дети
отвечают,
что
риса
в
коробках - поровну, так как в каждую насыпали по три ложки. После этого я
попросила детей насыпать по три ложки риса в узкий стеклянный стаканчик
и в широкую прозрачную кружку; рис заполнил почти весь стаканчик -
получился высокий столбик; то же количество риса распределилось по всей
поверхности дна кружки. В этом случае некоторые дети говорят, что риса
больше в стаканчике, чем в кружке, потому что «там много, а здесь мало».
Однако
многие
сразу
же
определяют,
что
риса
поровну,
«потому,
что
я
насыпал по три ложки».
Знакомясь с понятиями блока «ориентировка в пространстве» я предлагаю
детям следующие эксперименты:
1)Выкладываю два ряда ягод клубники, с одинаковым количеством в каждом
ряду. Задаю детям вопрос: «Одинаково ли количество клубники в обоих
рядах?». Дети отвечают: «Да, одинаково». Затем на глазах детей один ряд
ягод
расставляю на некоторое расстояние друг от друга, а второй ряд не
меняю. После этого снова спрашиваю: «Одинаково ли количество клубники в
двух
рядах?»
И
хотя
все
дети
внимательно
наблюдали
за
изменением,
некоторые из них отвечали, что в первом ряду ягод меньше, чем во втором.
Затем возвращаю ягоды клубники в первоначальный вид, и дети убеждаются,
что количество ягод одинаково и в первом и во втором ряду. Приходим к
выводу,
что
расположение
предметов
в
пространстве
не
зависит
от
количества предметов.
2) знакомясь с пространственными отношениями между объектами в виде
рисунка (плана, схемы), предлагаю детям в пространстве групповой комнаты
пройти маршрут согласно предложенной им схемы, опираясь на условные
обозначения в виде знаков и символов. Передвижение проходит в виде игры
«Найди клад». Правильно пройденный путь гарантирует сюрприз (клад).
Закрепление знаний о временных промежутках и времени я предлагаю
ребятам «Измерение времени делами». Например, сколько приседаний можно
сделать за 1 минуту; сколько шагов можно сделать; сколько букв написать и
др.
При закреплении знаний о геометрических фигурах я предлагаю детям
несколько одинаковых по длине полосок бумаги, несколько равнобедренных
треугольников, несколько маленьких квадратов и предлагаю составить из них
фигуры: прямоугольник – из полосок, многоугольник – из треугольников,
большой прямоугольник – из нескольких квадратов и т.д.
Завершить своё выступление хочется словами доктора психологических
наук, профессора В. Кудрявцева:
«В известном смысле вся человеческая жизнь – большой эксперимент.
Эксперимент
человека
над
миром
и
собой.
Хотя,
конечно,
главный
экспериментатор – сама жизнь. Именно она постоянно проверяет каждого из
нас на прочность в непредсказуемых обстоятельствах. Руками нам подобных
– таких же «испытуемых». Но порой только такая проверка позволяет нам
проявиться в собственно человеческих качествах, раскрыться в них, а иногда
сформировать их заново. И открыть перед собой мир».
Список используемой литературы
1.
Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 –
2006. – с. 27
2.
Кудрявцев В.Т. Кто над кем экспериментирует? / Владимир Кудрявцев //
Обруч: образование, ребенок, ученик. 2010. N 4. С. 35
3.
Малкова
М.
С.
Влияние
экспериментирования
на
развитие
познавательной
деятельности
детей
дошкольного
возраста
/
М.
С.
Малкова // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч.
конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 169-
171.
4.
Чехонина
О.
Экспериментирование
как
основной
вид
поисковой
деятельности.// Дошкольное воспитание. - №6 – 2007. – с. 13