Автор: Медведева Елена Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ д/с "Теремок" Населённый пункт: г. Светлогорск Наименование материала: конспект Тема: Страна Жужжандия. Звук 3. Буква 3. Раздел: дошкольное образование
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: «Страна Жужжандия. Звук 3. Буква 3.».
/старшая логопедическая группа/
Выполнила:
Медведева Елена
Александровна
Фамилия Имя Отчество
учитель-логопед____
Должность
СВЕТЛОГОРСК
2015
Занятие. Страна Жужжандия. Звук 3. Буква 3.
/старшая логопедическая группа/
Интегрированное занятие: развитие фонетико-фонематической стороны
речи +ознакомление окружающей среды
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
-учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артику-
ляционные признаки,
-учить
детей
преобразованию
глаголов
единственного
числа
в
множест-
венное число.
Коррекционно- развивающие:
-упражнять детей в звуковом анализе слога;
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей,
-упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям;
-развивать
умение
употреблять
существительные
в
форме
родительного
падежа множественного числа;
-закреплять употребление предлогов при составлении предложений.
Коррекционно-воспитательная:
-учить
детей
самостоятельно
контролировать
правильное
произношение
вновь поставленных звуков в спонтанной речи,
-воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их
обитателям.
Оборудование:
1 часть: зеркала, картинка для звукоподражания; буква 3, цветные фишки для
выкладывания звуковой схемы, наборы для выкладывания слоговой схемы.
2 часть: плакат с изображением лесной полянки; предметные картинки с
изображением насекомых; картинка с изображением цветка.
Ход занятия:
1часть
1.Организационный момент.
Логопед:
- Игра «Назови одним словом». Бабочка, стрекоза, муравей, комар, муха.
(Насекомые.)
Логопед: Вы хотите совершить путешествие? Сегодня мы отправимся в
страну Жужжандия.
2. Развитие артикуляционной моторики .
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
«Улыбка» - «Окошечко». -5 раз.
«Чашечка». Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!"/ удержать под счет до5 /
«Варенье». Бабочка-красавица.
Кушайте варенье! / 5раз/
«Мостик» . А кузнечик, а кузнечик
Под мосток и молчок! /удержать под счет до 5/
3. Развитие мимических мышц.
- Все жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися./испуг/
-А злодей паук молчит,
Ухмыляется. /злость/
-Вдруг откуда-то летит
Храбрый наш Комарик /улыбка/.
4.Развитие общей моторики.
- « Силач». Покажите сильного комарика –расслабились./3 раза/
5.Работа над развитием дыхания и голоса.
На вдох руки поднять и развести в стороны, на выдохе — опустить вниз с
длительным произношением звука: а-а-а . /затем -о,-у,-и, -ы./
-Какие мы звуки пропели?/ответы детей-гласные/.
6. Объявление темы занятия.
Логопед:
-К нам в гости прилетела оса. Какой звук она издает, когда летит?
Правильно, звук 3. С этим звуком мы сегодня познакомимся.
7. Акустико-артикуляционный образ звука ./работа с зеркалом/
Произнесение звука 3 хором и индивидуально. Наблюдение за артикуляцией,
с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного
контроля. Характеристика артикуляции звука 3:
-губы в улыбке;
-зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
-кончик языка упирается в нижние зубы;
-посередине языка идёт сильная, холодная, плавная воздушная струя.
-голосовые складки работают.
Звук 3 — согласный, твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета, звонкий.
8. Связь звука и буквы. «Фантазеры»
Выкладывание буквы 3 из веревочек.
На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3.
9. Развитие фонематического слуха.
Из четырех названных слогов выделить лишний (отличающийся звучанием):
за — зо — за — за зу — зу — зу — за зы — зы — зо — зы.
10. Игра «Поймай звук» /хлопнуть в ладоши/. Выделение звука [З] на слух:
а) из ряда слогов: за, са, жа, ас, зо, жо, со, су, жу, зу, ыс, зна…;
б) из ряда слов: жук, суп, сук, зуб, везу, вяжу, весы, здоровье, лоза, зал,
усы, ложка, узы, ужи, зоопарк, ужин, забота, этажерка…;
11. Закрепление звука в слогах.
Игра «Добавь слог –за» и получится:
Ко — ... ( за ). Ро-….
Ва — ... ( за). До-….
12.
Игра «Где звук спрятался?». Закрепление звука в словах ./работа с
звуковой дорожкой/.
Определить место звука 3 в словах: зонт, коза, зубр.
Подвижная игра « Найди свой цветок». /Музыка Римского-Корсакова
«Полет шмеля»/
2 часть занятия.
1. Беседа. /дети сидят на стульчиках / «Насекомые».
У
насекомых
шесть
ног.
Их
тела
покрыты
твердой
оболочкой,
которая
называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить
на три части: голова, грудь и брюшко. Большинство насекомых может летать.
Обычно у них две пары крыльев. Одна пара крыльев только у мух.Яркая
окраска многих насекомых предупреждает других животных о том, что они
несъедобны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от
врагов. А вот и лесная полянка. (Логопед вывешивает плакат с изображением
полянки.)
2.Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Но что-то я не вижу насекомых. Они появятся на полянке, когда вы
их отгадаете.
-Игра
«Угадай,
кто?».
Подбор
к
глаголу
имени
существительного,
подходящего по смыслу.
Проводится с помощью картинного материала, выставленного на доске: муха,
бабочка, комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.
Порхает
(кто?)
—... (Бабочка.)
Жужжит, звенит… собирает мед, жалит,
ползает, прыгает.
После каждой отгадки логопед вручает ребенку картинку с изображением
насекомого. Ребенок прикрепляет насекомое на «полянку».
Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых.
Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду
называть одно насекомое, а вы будете отвечать так, как будто их много.
-Игра
«Один
— много».
Образование
существительных
в
форме
множественного числа.
Муха, а много... (Мух.) Бабочка, а много... (Ба бочек.) Комар, пчела, стрекоза,
муравей, кузнечик, шмель, жук.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Веселая оса проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
/На цветке остановилась
И тихонько закружилась./
- Больше всего на лесной полянке насекомым нравятся цветы. Они кружат
возле них со всех сторон. Вот как эта бабочка.
Логопед
перемещает
вырезанную
по
контуру
из
картона
бабочку
около
цветка. Дети должны рассказать, где сейчас находится бабочка. Для образца
логопед дает следующее предложение:
- Игра
«Бабочка сидит …….под цветком». Должны быть использованы
предлоги: над, под, за, на; наречия: справа, слева.
Логопед: А чем же занимаются насекомые на полянке? Сейчас мы об этом
узнаем.
Игра
«Что
делает,
что
делают?».
Образование
формы
множественного
числа глаголов.
Бабочка порхает, а бабочки... (Порхают.)
Пчела мёд собирает, а пчёлы мёд... (Собирают.)
Оса жалит, а осы... (Жалят.)
Жук жужжит, а жуки... (Жужжат.)
Комар звенит, а комары... (Звенят.)
Стрекоза стрекочет, а стрекозы... (Стрекочут.)
Муха в дом залетает, а мухи... (Залетают.)
Кузнечик прыгает, а кузнечики... (Прыгают.)
Паук паутину ткёт, а пауки... (Ткут.)
Муравей муравейник строит, а муравьи... (Строят.)
Логопед: Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают с полянки.
Логопед снимает с плаката по одному насекомому, а дети рассказывают, кто
улетел с полянки. (С лесной полянки улетела пчела. И т.д
Итог занятия.
Логопед: Куда мы сегодня совершили путешествие? Каких насекомых можно
встретить на лесной полянке? Как нужно относиться к таким красивым
местам, как лесная полянка?
Логопед: Назовите звук, который произносит оса ? Какой это звук? Почему он
согласный? Почему он звонкий?
Оценка работы детей.