Автор: Шикаева Ольга Анатольевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко" Населённый пункт: п. Ромоданово, Республика Мордовия Наименование материала: Модель организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию Тема: "Шагаем по лесенке в поиске песенки" Раздел: дошкольное образование
Музыкальное НОД в подготовительной группе
«Шагаем по лесенке в поиске песенки»
Цели:
Формировать ритмические способности детей старшего дошкольного
возраста.
Образовательные задачи:
1.
Знакомить с особенностью музыкальной речи(фразировкой),
ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной
фразы.
2.
Учить детей вступать в музыкальное сопровождение, используя
опорный сигнал.
3.
Способствовать формированию умения придумывать слова и
воспроизводить ритмослоги.
4.
Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить
звуки по высоте.
Развивающие задачи:
1.Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие
способности детей.
2. Развивать у детей ритмическое, темповое, и звуковысотное восприя-
тие.
3. Развивать координацию, переключаемость движений.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное
отношение друг к другу.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, задания ,словесное объяснение.
Практические :
Музыкальные игры, творческие задания.
Материал:
Лесенка из семи ступенек;
детские музыкальные инструменты(Ложки, маракасы, кастаньеты, бубен,
треугольник;
бабочки, бумажные цветы по количеству детей;
ритмический кубик;
Ход НОД
Дети входят в зал под ритмическую музыку и встают полукругом. (Т. Суворова
«Танцевальная ритмика» выпуск 2 № 1)
М.р: (говорит) Здравствуйте ребята!
Дети: (отвечают) Здравствуйте!
М.р. Скажите пожалуйста с каким настроением вы пришли сегодня в
музыкальный зал? (Ответы детей )
М.р: Вот с таким хорошим и веселым настроением давайте поздороваемся с
нашими гостями.
Дети поют: Музыкальная игра «Здравствуйте»
Здравствуйте ладошки -хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают)
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ. (топают)
Здравствуйте щечки- плюх, плюх, плюх. (гладят щеки)
Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх. (круговые движения кулачками)
Здравствуйте губки –чмок, чмок, чмок . (качают головой чмокают)
Здравствуйте зубки-щелк, щелк, щелк. (щелкают зубами)
Здравствуй мой носик -би, би,би. (гладят носик)
Здравствуйте гости- Привет! ( машут руками)
М.р: Сегодня мы отправимся с вами в необыкновенную музыкальную страну.
Она называется страна волшебных звуков. Нас ждет удивительное
приключение и 7 музыкальных заданий, которые помогут нам познакомиться
и подружиться с веселой песенкой.
(Гости звонят в колокольчики).
Слышите дети хрустальный звон? Это звенят колокольчики. Своим дивным
перезвоном они подсказывают нам, что мы уже в этой удивительной стране.
А утро там начинается с доброй песенкой.
Пальчиковая речевая игра: «Утром рано я встаю» ( муз. И. Бодраченко)
М.р.: (поет) Утром рано я встаю
Свою песенку пою.
И со мною дружно в ряд
Подпевают…
Дети: Сто ребят.
Подпевают сто ежей,
Подпевают сто ужей.
И поют ее зайчата
И поют ее лисята,
А в берлоге –медвежата,
А в болоте лягушата,
Даже страшный крокодил эту песню разучил.
Утром рано мы встаем,
Хором песенку поем.
М.р: А о чем же в ней поется?
Дети: Как нам весело живется.
М.р:
Мне
понравилась
ваша
песенка.
Вы
своими
веселыми
голосами
заполнили все пространство. ( показать)
Чтобы
слова
превратились
в
песенку
их
нужно
записать
специальными
знаками, нотами, которые находятся на музыкальной лесенке. (показать)
М.р: (подходит к нотному стану и читает стихотворение Н. Лазаревой)
На веселой лесенке
Есть все для доброй песенки.
Очень важные значки,
И кружочки и крючки.
А на них задание
Готовы к испытаниям?
Дети: Да, готовы!
М.р: (снимает первую ноту)
Вот первое заданье.
(читает) Песню надо спеть со словами
А какими придумаете сами.
М.р: Подобрать эти слова нам помогут загадки. Вернее ответы на них. А
помогут мне в этом ……..(называть имена детей)
Загадки:
1.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце
А зовут тебя все….(солнце)
2.
Если ты ее подаришь
То счастливей каплю станешь
Она мигом обернется
И к тебе скорей вернется.
И на праздник на большой
Поважней любой.
Хоть конфетки, хоть открытки
Говорим мы об….(улыбки).
3.
Мы в беде друг другу помогаем.
Вместе мы с тобой играем .Вместе ходим в садик, в магазин
Когда нет тебя , то я один.
Мне общение с тобою очень нужно.
Ведь всего важнее – это….(дружба).
(Ответы показать картинками- солнце, улыбка, друзья)
М.р: Молодцы, загадки вы отгадали. Но песенку из этих слов можно не
только пропеть, но и прохлопать. Если мы справимся с этим заданием, то
зазвучит музыка.
Речевая игра «Слово на ладошке» (Н.Лазаревой)
Дети проговаривают слова и хлопают ритмический рисунок.
Мы слова как лесенку
Собираем в песенку.
Солнце, дружба , доброта
Нам нужны всегда, всегда.
Мир, улыбка, добрый друг
Развиваем ритм и слух.
И конечно без сомненья
Поднимает настроенье.
(Прохлопали – звучит фрагмент из передачи «Угадай мелодию»)
М.р: Молодцы ребята, с первым заданием мы справились.( взять ноту и
поставить ее на музыкальную лесенку)
Занимай нотка свое почетное место на музыкальной лесенке.
М.р: Снова нотку я беру
Удивляя детвору. (читает задание)
Нужен аккомпанемент
Но чтобы песня зазвучала.
Инструменты нужно взять
И сказку ими обыграть.
Какое интересное задание!
(Показать на музыкальные инструменты)
Я хочу вам рассказать зимнюю сказку.
Элементарное
музицирование
«Зимнее
рондо»
Т.
Тютюнникова.(озвучить
музыкальными инструментами)
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней, гладкой.
Скок, скок, скок, скок, скок, скок - ложки
Санки скрипят, бубенчики звенят – бубен
Дятел стучит- коробочка
Вьюга свистит.
Белка на дереве орешки грызет – кастаньеты
Рыжая лисичка ,зайчишку стережет- маракасы
Холод, холод ,стужа, стужа – хрустальные фужеры
Снег пушистый кружит , кружит –колокольчики
Ехали , мы ехали, наконец приехали.- ложки
А
теперь
вы
должны
вспомнить
подобное
задание
с
музыкальными
инструментами. Возьмите музыкальные инструменты.
«Пиццекато» муз. А. Делиб
(Звучит фрагмент из передачи «Угадай мелодию»)
М.р: Слышите , снова зазвучала наша мелодия. Значит и с этим заданием мы
справились! Какие вы молодцы!
Снова к ноке обращаюсь,
Что справитесь не сомневаюсь.(берет нотку читает)
Долгий звук и звук короткий
Есть у песни непременно.
Их нам кубике найдите
По рисунку простучите.
(Взять кубик) Вот кубик . На нем нарисованы полоски различной длины и
разные по цвету. Давайте с вами вспомним, что означают красные и черные
полоски.
(Ответы детей) Красные полоски – это долгий звук и мы его проговариваем
ТА. Черные полоски – это короткий звук и мы их проговариваем ТИ,ТИ.
Сейчас мы с вами поиграем в знакомую игру
Музыкально-дидактическая игра «Ритмический кубик»
Дети передают кубик друг, другу и поют.
Ты беги веселый кубик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого остался кубик-
Тот прохлопает ритм сам.
(Звучит фрагмент из передачи «Угадай мелодию»)
М.р: Слышите снова зазвучала знакомая мелодия. Значит и с этим заданием
мы справились. (Взять ноту и поставить на третью ступеньку).
Нотка, нотка помогай,
Вновь задание давай.
М.р: (берет 4 ноту и читает)
Есть слов,
Есть инструменты.
Ну, а где мелодия.
Вы на схемы посмотрите
И мелодию найдите.
Все мы можем петь. И люди и животные, но каждый поет на своем языке. Те
животные , которые поют тоненьким (или высоким) голосом, присели на
верхнюю
линейку.
А
кто
поет
низким
голосом
,то
остались
на
нижней
линейке.
Давайте с вами поиграем?
(Имя)- будет коровой, (Имя)- будет щенком,(Имя)-будет котенком.
Изобрази (Имя)- как мычит корова.
А как лает(Имя)- собака.
А как мяукает (Имя) –котенок.
(Звучит фрагмент «Угадай мелодию»)
И с этим заданием мы справились успешно.
М.р: Нотка , нотка выручай
Для нас задание давай.
(Берет нотку и читает)
Начало есть у песни.
Начало есть у фразы.
Услышать вы сумеете
Начало и конец.
Обратить
внимание
детей
на
цветы,
которые
находятся
в
середине
музыкального зала.
Ой
какая
красивая
поляна,
а
бабочек
сколько?
Давайте
подойдем
и
полюбуемся. Присаживайтесь. Цветочки не рвите, на цветочки вы смотрите.
Ребята, а как вы думаете чем бабочки похожи на мелодию. Я вам сейчас
подскажу. (Взять бабочку) .Так же как и бабочка мелодия может взлетать
когда начинается музыкальная фраза и опускаться, когда музыкальная фраза
заканчивается.
Возьмите
в
руки
бабочки
и
слушая
внимательно
музыку
повторяйте за мной полет бабочек.
Игровое
упражнение
«Музыкальный
полет»
Муз.
П.
Чайковского
«Вальс
цветов»
Мне кажется всем ясно , что с этим необычным заданием мы справились. И
что 5 нотка занимает свое почетное место.
М.р: (Снимает нотку и читает)
В нотке этой говорится
Чтона месте не сидится.
Коли музыка звучит
Ложки в руки вы берите
Танцевать скорей бегите.
«Танец с ложками» р.н.м. «На горе-то калина»
И ты танцевальная нотка занимай свое почетное место.
Итог дети читают стихи.
1р. Да мы без устали старались
Ничему не удивлялись.
Знали, чтобы песенку найти
Долго нужно нам идти.
2р. К верху ввысь всегда стремиться
Песенка, она как птица.
В небеса с собой зовет,
В удивительный полет.
3р. Мы по лесенке шагали
И для песенки собрали
Все слова –(показать 1 ноту)
Аккомпанемент - (показать 2 ноту)
Звуки-(показать 3 ноту)
Голос зазвучал-(показать 4 ноту)
Музыкой наполнен зал .
А как весело плясали –(показать 6 ноту)
Ножки устали не знали
И в итоге лесенка превратилась в песенку.
Звучит фонограмма песни «Светит солнышко с небес»
М.р:( Берет 7 нотку ) Вот и это нотка нашла свое место на нотном стане.
М.р: Песня славно прозвучала,
Четкий ритм, слова и звуки,
Всем нам было не до скуки.
Песня дарит вам сюрприз,
В награду получите приз.
(Подарить нотки).
М.Р: На этом наше НОД закончилась. Благодарим за внимание.
Дети под музыку выходят из музыкального зала.
«Танцевальная ритмики» С. Суворовой выпуск 3 №1.