ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Автор: Татаринова Алла Николаевна Должность: учитель изо, мхк, черчения Учебное заведение: ГБОУ СОШ пгт.Рощинский Населённый пункт: Самарская область Волжский район пгт. Рощинский Наименование материала: статья Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» п.г.т. Рощинский
муниципального района Волжский Самарской области
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Татаринова Алла Николаевна
учитель изобразительного искусства, МХК, черчения
конкурса методических разработок «Педагогический калейдоскоп»
Номинация «Страница моего портфолио
стаж работы 30 лет
2016 год
Содержание
1. Введение.
1.1. Актуальность.
1.2.Психолого- педагогическое обоснование.
2.Основная часть.
2.1. Цель модульного обучения.
2.2. Система действий учителя и ученика.
2.3. Структура модульного урока.
2
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ООБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Скажи мне - я забуду,
Покажи - я запомню,
Дай действовать самому, и я пойму.
ВВЕДЕНИЕ
В концепции модернизации Российского образования к системе образования
предъявляются
особые
требования;
образовательные
учреждения
должны
формировать человека не только образованного, но и способного самостоя-
тельно принимать решения.
Сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые обеспечива-
ли бы повышение качества учебного процесса, способствовали бы активиза-
ции
познавательной
деятельности
учащихся,
развитию их
умственных
способностей, готовили бы к самостоятельному овладению необходимой ин-
формацией.
Введение ФГОС в образование даёт новые возможности учителю. Современ-
ный учитель ищет новые подходы, методы и приёмы для организации каче-
ственного процесса обучения, в результате которого ученик должен научить-
ся максимально, продуктивно работать самостоятельно. Такую возможность,
на мой взгляд, предоставляет технология модульного обучения
3
Очевидно, настало время по-другому взглянуть и на изучение предмета «Ис-
кусство» в школе.
Изобразительное искусство – особый предмет и его нельзя преподавать, как
другие предметы. Ребенка мало научить техникам изображения и приемам;
его надо научить, чтобы он через искусство приобретал опыт, необходимый
ему для жизни.
Базовый уровень стандарта по искусству ориентирован на формирование об-
щей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспита-
тельными и развивающими задачами общего образования, задачами социали-
зации. Поэтому перед школьной практикой давно встала проблема поиска
технологий индивидуального обучения, позволяющих обеспечить ученику
развитие его интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей,
осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИ
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению,
интегрируя в себе все- то прогрессивное, что накоплено в педагогической
теории и практики нашего времени.
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик
самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуа-
лизированной программе, достигает конкретных целей учения в процессе ра-
боты с модулем.
Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей.
Основная цель технологии - создание оптимальных психолого-педагогиче-
ских условий для развития и саморазвития индивидуальных способностей
каждого ребёнка. Важнейшая из них - сознание комфортного темпа работы
для каждого ученика.
Модуль – это целевой «функциональный узел», в котором учебное содержа-
ние и технология овладения им, объединены в единый самостоятельный
комплекс.
4
Модульное обучение имеет несколько преимуществ:
личностно ориентированную направленность.
обеспечивает дифференцированный подход в обучении каждого ученика.
осуществляет пошаговое решение учащимися поставленных заданий.
помогает сохранять высокую продуктивность урока.
позволяет отследить уровень усвоения материала учащимися, оказать по-
мощь, дать консультацию допускает включение различных форм и методов
работы (беседы, работа в парах, мини группах и т.д.)
В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает учащего-
ся объективно оценивать свои способности, результаты своего труда.
У учащихся происходит развитие таких психических феноменов, как память,
воля, эмоциональная сфера, а также развитие коммуникативных умений и
самостоятельности.
Учащийся максимальное время работает самостоятельно. Это дает возмож-
ность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, поз-
воляет каждому учащемуся видеть уровень усвоения умений.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем состоят в
следующем:
содержание обучение представляется в законченных самостоятельных
комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставлен-
ной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только
указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.
Кроме того, ученик получает от учителя совет.
меняется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через
модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения;
ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполога-
нию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
Именно такой является технология модульного обучения.
5
ЦЕЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Модульная технология конструируется на основе целого комплекса це-
лей:
-включить каждого ученика в осознанную учебную деятельность;
-создать комфортный темп работы для каждого школьника;
-формировать у каждого ребёнка навыки самоорганизации, самоуправления,
самообучения и самоконтроля;
-дифференцировать учебный процесс, как по объёму учебной работы, так и
по методам (способам и приёмам ) приложения теории к практике.
Главным является содействие развитию самостоятельности учащихся, их
умению работать с учетом индивидуальных способов проработки
учебного
материала.
.
6
СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
Важная проблема заложена в предмете преподавания изобразительного ис-
кусства, то, что время обучения ограниченно, а объем знаний, которые учи-
тель должен дать ученику, достаточно велик. Содержание образования по
курсу изобразительное искусство в средней школе, в отличие от других пред-
метов, имеет небольшую теоретическую составляющую, что побуждает отка-
зываться
от некоторых форм проведения урока, и побуждает искать новые, более
компактные и продуктивные формы. Использование, которых позволит со-
здать благоприятные условия для выполнения творческих заданий.
На сегодняшний день написаны и выпущены прекрасные учебники по изоб-
разительному искусствупо стандартам нового поколения авторов Т.Я.Шпика-
ловой, Б.М.Неменского,Н.В.Кузиной, Т.М.Горяевой, но урок, то всего один в
неделю. И поэтому многие учителя задумываются, как совместить теорети-
ческий материал с практикой исполнения, чему отдать предпочтение. Надо
очень гибко рассматривать каждый урок и каждую тему. Необходимо по-
мнить, что урок «Изобразительное искусство» также включен в систему об-
разования, как и все другие предметы, и какими бы особенностями он не об-
ладал, должен соответствовать всем современным требованиям, предъявляе-
мым к уроку в школе.
За время работы в школе, попробовав и применив многиетехнологии, реши-
ла, что обеспечить образовательные возможности каждого ученика в соответ-
ствии с современными требованиями способно модульноеобучение.
Анализируя соответствие стандартов и программ по «Изобразительному ис-
кусству» с особенностями модульной технологии мною была выдвинута ги-
потеза.
Если на уроках изобразительного искусства активно внедрять в образователь-
ный процесс модульное обучение, то это позволит создать условия для более
7
качественного обучения, гарантирующего достижение более высоких ре-
зультатов.
СТРУКТУРА МОДУЛЬНОГО УРОКА
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятель-
ности в процессе работы над учебными модулями. Модуль выступает как
средство и программа обучения, индивидуализирован по содержанию, мето-
дам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной дея-
тельности. В настоящее время существуют разработки методик построения
модульных блоков, к сожалению, по курсу «Изобразительное искусство» та-
ких разработок в практике почти нет, хотя многие педагоги, наверняка, ис-
пользуют в работе модульное обучение.
Используя опыт других учителей, статей из Интернета по применению мо-
дульной технологии в разных дисциплинах, методики составления тестов,
разноуровневые задания,были разработаны дидактические материалы для ор-
ганизации самостоятельной деятельности учащихся на уроках изобразитель-
ного искусства.
Хотелось бы поделиться опытом модульного урока и применение его на
уроках изобразительного искусства.
Урок состоит из отдельных учебных элементов (УЭ), каждый из которых име-
ет частную дидактическую цель. Совокупность решения этих целей и обеспе-
чивает достижение комплексной дидактической цели. Типы учебных элемен-
тов
:
УЭ-0. Определение целей деятельности учащихся – чему они научатся на
уроке.
8
УЭ-1. Мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность (интел-
лектуальные разминки, понятийные диктанты, небольшие тесты, упражнения
и т.п.).
УЭ -2. Иллюстративный- используется для того, чтобы составить образное
представление об объекте или процессе.
УЭ-3. Словесный – это вербальная установка на выполнение задания.
УЭ-n. Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей
цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.
Учебных элементов не должно быть много, максимальное количество семь.
ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
-помощь ученикам при включении в работу;
-организация живого диалога самих учащихся с целью уточнения общего
уровня усвоенных знаний;
-создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.
Начало урока не связано с опросом в традиционном его понимании. В
основе повторение - живой диалог детей, в ходе которого школьники свобод-
но говорят, высказывают свою точку зрения, спорят. Они не боятся подверг-
нуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение. Учитель в
ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но
никого никогда не оценивает. Он имеет право использовать в работе с детьми
только три типа высказывания, каждое из которых позитивное:
похвалить ученика;
направить, уточнить;
заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.
Поскольку учитель не имеет права ни на одно негативное суждение, дети
не ждут от педагога неприятностей или наказаний. Они могут допускать
ошибки или неточности. Часто в таких классах школьники проявляют жела-
ние узнать больше того, что им предлагает программа или учебник, а в ходе
повторения они требуют от учителя дополнительных знаний.
9
На этом этапе работы необходимо исключить поверхностное оценивание и
сравнение, которые способны убить всякое желание детей быть включенны-
ми в учебный процесс. Безоценочное начало урока будет способствовать не
только готовности учащихся к включению в новые познавательные процеду-
ры, но и созданию общего позитивного доброжелательного ровного эмоцио-
нального фона в работе учителя и ученика.
Пример содержания учебных элементов урока изобразительное искусство в 7
классе «Быт и традиции русского дворянства 18-начало19 в. в жизни и искус-
стве»
УЭ 0- цели урока.
УЭ 1- проверка знаний «понятий».
УЭ 2- закрепление знаний о взаимосвязи изображения человека и историче-
ского развития общества – (диалог)
УЭ 3- знакомство с бытовым жанром,одежда дворянского сословия 18-19 вв.
Элементы женского и мужского костюма. Стилевое единство прически и ко-
стюма
.
(К.Брюллов «Всадница», «Портрет сестер Шишмаревых» и т.д.).
УЭ 4 - практическая работа
УЭ 5- подведение итогов урока. (Примечание)
Проводить модульные уроки, а главное –готовить их, конечно же, непросто.
Требуется большая предварительная работа. Темп работы на уроке зависит от
индивидуальных особенностей ученика. Чтобы работа не была монотонной,
задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроиз-
ведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Смена видов
деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня
сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку,
позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.Так же стоит от-
метить и тот момент, что любой учащийся может задать вопрос, если что-то
непонятно, а учитель ответить, обратить внимание учащихся на определен-
ные трудные моменты, на наиболее сложные понятия.
10
На уроке учащимся можно предоставить полную самостоятельность. Ско-
рость работы у всех разная, высвобождается время на поочередные индиви-
дуальные консультации во время выполнения творческой части урока (рисун-
ка, изделия).
Модульные уроки очень нравятся учащимся, каждый работает в своем инди-
видуальном ритме, каждый может вернуться к наиболее сложнымпонятиям,
просмотреть еще раз не совсем понятные моменты изучаемого
материала. А также не менее важным является и то, что по модулю работают
и учащиеся, которые при традиционных методах и формам, как правило,
стремятся либо отвлекаться, либо склонны нарушать дисциплину.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые воз-
можности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии централь-
ное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выпол-
няет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления
и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.-
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого уче-
ника исключает нарушения дисциплины.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения но-
вого материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.
Работу по освоению данной технологии я считаю незавершённой. Для того
чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно
дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диа-
гностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать
результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.
По урокам – модулям класс работал в течение 2-хлет (6-й класс). Результаты
этой работы таковы: увеличился объём работы, появились навыки само-
11
контроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, , увеличи-
лась накопляемость оценок.Думаю, что в этом направлении первые шаги сде-
ланы.
ПРИМЕЧАНИЕ
12
13
14
Литература
1.
Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические
основания образовательной технологии. М.: «Педагогический поиск», 2003.
2.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и
методического усовершенствования УВП. М.:НИИ школьных технологий,
2005.
3.
Шамова Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной
школе.М.: « Педагогический поиск», 2003.
4.
Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация мо-
дульного обучения, основанная на компетенциях: пособие для преподава-
телей. М.: Альфа-М, 2005. 96 с.
5.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное
образование, 1998. 256 с.
6.
Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред.
Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
7.
Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в
школе: практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 2001. 352 с.
8.
Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения
обучения. М.: Народное образование, 1996. 160 с.
15
16