Роль технологии критического мышления в образовательном процессе
Автор: Кунгурцев Андрей Вадимович Должность: учитель обществознания и обж Учебное заведение: МБОУ "СШ № 8" Населённый пункт: г. Иваново Наименование материала: статья Тема: Роль технологии критического мышления в образовательном процессе Раздел: полное образование
Среди
инновационных
подходов
в
современном
образовании
можно
выделить
интерактивное обучение – обучение, основанное на взаимодействии с областью осваиваемого
опыта,
с
учителем,
друг
с
другом.
Одним
из
способов
интерактивного
обучения
является
технология критического мышления.
Результатом информационного взрыва является то, что общество становится огромным
обучающимся сообществом, а профессиональное владение знаниями – основным критерием
социального и профессионального продвижения. В то же время, потребление информации само
по
себе
не
гарантирует
повышения
уровня
образованности.
Человеку
необходимо
научиться
грамотно использовать получаемую информацию и это умение рассматривается как один из
критериев образованности и непременное условие превращения имеющихся представлений в
знания.
Учить
учиться
–
вот
одна
из
главных
задач
современного
образования.
Учить
самостоятельно добывать знания, выбирать главное, анализировать, критически относиться к
предлагаемой массе сведений. Но научить учиться можно лишь в том случае, если решение
данной задачи имманентно другой – задаче формирования мышления. По мнению философов,
психологов,
педагогов
именно критическое
мышление ,
благодаря
целому
ряду
своих
особенностей,
выступает
той
формой
интеллектуальной
деятельности,
которая
наиболее
адекватна настоящему времени, так как критическое
мышление – это:
-мышление теоретическое;
-мышление проблемное;
-мышление рефлексивное.
Основные характеристики критического мышления можно представить в виде схемы:
интеллектуальные умения умение видеть проблемы
готовность к их решению
умение умение умение умение найти
анализировать аргументировать отказаться нестандартное
проблему свою позицию от стереотипов решение
умение рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность
анализ положительных и
отрицательных последствий обнаружение ошибок
своего решения_____________________________________________________
готовность отказаться от принятого решения
открытость для новых идей
умение делать объективные выводы
понимание неоднозначности мира
Данное мышление представляет ценность не только в силу его творческой продуктивности. В не
меньшей
мере
ценность
его
определяется
нравственными
характеристиками
личности,
обладающей означенным интеллектом. Такой личности должна быть свойственна готовность жить
в неоднозначном мире, проявляющаяся в способности отказаться от стереотипов, в умении найти
нестандартное
решение,
в
способности
рефлексировать
на
собственную
интеллектуальную
деятельность.
нравственные качества
рефлексия на собственную умение брать на себя
нравственную позицию ответственность
понимание ответственности за
принятое решение
уважение к чужому мнению
признание права другого человека на свою точку зрения
признание права другого человека на ошибку
толерантность
Все вышесказанное подчеркивает актуальность данной технологии для современного
образовательного процесса, а реализация различных способов и методов технологии способствует
решению
задач
школьного
экспериментального
проекта
по
созданию
адаптивной
школы
разноуровневого развития на основе концепции личностно-ориентированного образования.
Специалисты выделяют в познавательной деятельности учащихся три взаимосвязанные и
взаимообусловленные
стадии,
адекватные
психологической
модели
любой
познавательной
деятельности, осуществляемой человеком в реальности. На этом основании была разработана
базовая модель организации учебной деятельности школьников, представляющая технологию
критического мышления.
1.
Стадия
вызова
позволяет
сформировать
интерес
учащихся
к
изучаемой
теме,
актуализировать
имеющиеся
знания,
представления
и
личный
опыт,
активизировать
интеллектуальную деятельность. Это достигается путем применения различных методов и
заданий:
- выстроить ассоциативный ряд, связанный с тем или иным понятием;
- сформулировать вопросф по отношению к понятиям урока;
- проанализировать одно-два высказывания по данной проблематике.
2.
Стадия осмысления – это основная часть урока. Она посвящена задаче усвоения нового
знания. Это смысловая стадия как для учителя, так и для учащегося. На данном этапе
происходит осмысленное восприятие информации, ее анализ, систематизация. Возможны
различные способы реализации поставленных задач:
- работа с документами, в том числе используя информационные ресурсы интернета;
- инсерт (пометки на полях) – самостоятельная работа с текстом с заполнением таблицы ЗХУ
(знаю, хочу, умею);
-краткая лекция с последующим обсуждением и ответами на вопросы;
-учебный
фильм
с
последующим
обсуждением
и
ответами
на
заранее
поставленные
вопросы;
-использование
электронных
изданий
учебного
назначения
для
иллюстрации
информативного материала;
-систематизация
материала
в
виде кластера
(гроздь,
пучок)
–
схема
без
учета
иерархической зависимости составляющих элементов.
3.
Стадия рефлексии (размышления) должна обеспечить достижение максимально полной
осознанности
полученной
информации.
Это
достигается
в
том
случае,
если
создаются
условия
для
соотнесения
своих
знаний
со
знаниями
других
учащихся,
с
теми
представлениями, которые имелись ранее. Кроме того, немаловажной задачей последнего
этапа выступает выявление самими учащимися ошибок, совершенных в процессе усвоения,
и
их
анализ
с
целью
самостоятельного
нахождения
причин
неверного
решения
познавательной
задачи,
проблемы.
Реализация
третьей
стадии
способствует
снятию
напряжения,
развитию
речи
и
эмоционального
творчества.
Учащиеся
могут
получить
следующие задания:
-написать мини-сочинение;
-составить кластер;
-заполнить схему-ловушку;
-нарисовать изучаемое явление, понятие;
-составить синквейн (стихотворение, состоящее из пяти строк);
-решить задачи…
Следует
иметь
ввиду,
что
при
подобной
организации
учебной
деятельности
все
психологические
элементы,
свойственные
познанию
(вызов,
осмысление,
рефлексия)
присутствуют
на
всех
стадиях.
Речь
идет
лишь
о
том,
что
выступает
доминантой,
на
что
направлены усилия, какие приемы и методы надо использовать, чтобы вызвать необходимую на
данном этапе доминантную деятельность.
Таким образом, реализация перечисленных методов и приемов технологии критического
мышления позволяет:
1.
Научить мыслить, то есть дать такие знания, которые были бы продуктом