Напоминание

Роль технологии критического мышления в образовательном процессе


Автор: Кунгурцев Андрей Вадимович
Должность: учитель обществознания и обж
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 8"
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Роль технологии критического мышления в образовательном процессе
Раздел: полное образование





Назад




Среди инновационных подходов в современном образовании можно выделить
интерактивное обучение
– обучение, основанное на взаимодействии с областью осваиваемого опыта, с учителем, друг с другом. Одним из способов интерактивного обучения является
технология критического мышления.
Результатом информационного взрыва является то, что общество становится огромным обучающимся сообществом, а профессиональное владение знаниями – основным критерием социального и профессионального продвижения. В то же время, потребление информации само по себе не гарантирует повышения уровня образованности. Человеку необходимо научиться грамотно использовать получаемую информацию и это умение рассматривается как один из критериев образованности и непременное условие превращения имеющихся представлений в знания. Учить учиться – вот одна из главных задач современного образования. Учить самостоятельно добывать знания, выбирать главное, анализировать, критически относиться к предлагаемой массе сведений. Но научить учиться можно лишь в том случае, если решение данной задачи имманентно другой – задаче формирования мышления. По мнению философов, психологов, педагогов именно
критическое

мышление
, благодаря целому ряду своих особенностей, выступает той формой интеллектуальной деятельности, которая наиболее адекватна настоящему времени, так как
критическое

мышление
– это: -мышление теоретическое; -мышление проблемное; -мышление рефлексивное. Основные характеристики
критического мышления
можно представить в виде схемы: интеллектуальные умения умение видеть проблемы готовность к их решению умение умение умение умение найти анализировать аргументировать отказаться нестандартное проблему свою позицию от стереотипов решение умение рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность анализ положительных и отрицательных последствий обнаружение ошибок своего решения_____________________________________________________
готовность отказаться от принятого решения открытость для новых идей умение делать объективные выводы понимание неоднозначности мира Данное мышление представляет ценность не только в силу его творческой продуктивности. В не меньшей мере ценность его определяется нравственными характеристиками личности, обладающей означенным интеллектом. Такой личности должна быть свойственна готовность жить в неоднозначном мире, проявляющаяся в способности отказаться от стереотипов, в умении найти нестандартное решение, в способности рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность. нравственные качества рефлексия на собственную умение брать на себя нравственную позицию ответственность понимание ответственности за принятое решение уважение к чужому мнению признание права другого человека на свою точку зрения признание права другого человека на ошибку толерантность Все вышесказанное подчеркивает актуальность данной технологии для современного образовательного процесса, а реализация различных способов и методов технологии способствует решению задач школьного экспериментального проекта по созданию адаптивной школы разноуровневого развития на основе концепции личностно-ориентированного образования.
Специалисты выделяют в познавательной деятельности учащихся три взаимосвязанные и взаимообусловленные стадии, адекватные психологической модели любой познавательной деятельности, осуществляемой человеком в реальности. На этом основании была разработана базовая модель организации учебной деятельности школьников, представляющая
технологию

критического мышления.

1.

Стадия

вызова
позволяет сформировать интерес учащихся к изучаемой теме, актуализировать имеющиеся знания, представления и личный опыт, активизировать интеллектуальную деятельность. Это достигается путем применения различных методов и заданий: - выстроить ассоциативный ряд, связанный с тем или иным понятием; - сформулировать вопросф по отношению к понятиям урока; - проанализировать одно-два высказывания по данной проблематике.
2.

Стадия осмысления
– это основная часть урока. Она посвящена задаче усвоения нового знания. Это смысловая стадия как для учителя, так и для учащегося. На данном этапе происходит осмысленное восприятие информации, ее анализ, систематизация. Возможны различные способы реализации поставленных задач: - работа с документами, в том числе используя информационные ресурсы интернета; -
инсерт
(пометки на полях) – самостоятельная работа с текстом с заполнением таблицы ЗХУ (знаю, хочу, умею); -краткая лекция с последующим обсуждением и ответами на вопросы; -учебный фильм с последующим обсуждением и ответами на заранее поставленные вопросы; -использование электронных изданий учебного назначения для иллюстрации информативного материала; -систематизация материала в виде
кластера
(гроздь, пучок) – схема без учета иерархической зависимости составляющих элементов.
3.

Стадия рефлексии
(размышления) должна обеспечить достижение максимально полной осознанности полученной информации. Это достигается в том случае, если создаются условия для соотнесения своих знаний со знаниями других учащихся, с теми представлениями, которые имелись ранее. Кроме того, немаловажной задачей последнего этапа выступает выявление самими учащимися ошибок, совершенных в процессе усвоения, и их анализ с целью самостоятельного нахождения причин неверного решения познавательной задачи, проблемы. Реализация третьей стадии способствует снятию напряжения, развитию речи и эмоционального творчества. Учащиеся могут получить следующие задания: -написать мини-сочинение; -составить кластер; -заполнить схему-ловушку; -нарисовать изучаемое явление, понятие; -составить
синквейн
(стихотворение, состоящее из пяти строк); -решить задачи… Следует иметь ввиду, что при подобной организации учебной деятельности все психологические элементы, свойственные познанию (вызов, осмысление, рефлексия) присутствуют на всех стадиях. Речь идет лишь о том, что выступает доминантой, на что
направлены усилия, какие приемы и методы надо использовать, чтобы вызвать необходимую на данном этапе доминантную деятельность. Таким образом, реализация перечисленных методов и приемов
технологии критического

мышления
позволяет:
1.

Научить мыслить, то есть дать такие знания, которые были бы продуктом

мыслительной деятельности учащегося.

2.

Сформировать мотивационную готовность добывать знания.

3.

Активизировать интеллектуальную, творческую деятельность учащегося.


В раздел образования