Построение графических образов. Построение графиков функций, содержащих знак модуля.
Автор: Воробьева Ольга Алексеевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ "Лицей №6" Населённый пункт: город Бердск Новосибирская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Построение графических образов. Построение графиков функций, содержащих знак модуля. Раздел: полное образование
Математическое моделирование
Тема: Построение графических образов. Построение графиков функций,
содержащих знак модуля.
Цель урока:
-
обучающая:
повторить
методы
построения
графиков
функций,
со д е рж а щ и х
з н а к
м о д у л я :
y
=
f
(
|
x
|
)
, y
=
|
f
(
x
)
|
, y
=
|
f
(
|
x
|
)
|
.
Н ау ч и т ь
распознавать
графики
основных
видов
функции
и
графиков,
аналитическая запись которых содержит знак абсолютной величины.
-развивающая :развивать математические способности у обучающихся ,
продолжить формирование умений логически мыслить и отыскивать
математические
закономерности,
совершенствовать
графическую
культуру.
-
воспитательная:
воспитывать
навыки
работы
в
нестандартной
ситуации,
создавать
положительную
мотивацию,
развивать
у
обучающихся
культуру
общения,
умения
работать
в
группах,
способствовать развитию творческой деятельности обучающихся.
Задачи:
отработать навыки в изображении графиков функций, содержащих
знак модуля;
развивать общеучебные навыки и умения;
формировать коммуникативную и информационную компетентности
об учащихся;
научить использовать полученные знания при решении задач;
развивать навыки исследовательской работы;
систематизировать полученные знания.
Ход урока:
1.
Организационный момент: сообщить тему, план работы.
2.
Актуализация знаний обучающихся:
1)
Теоретический опрос: сформулировать правила построения графиков
функций,
содержащих
знак
модуля.
Один
ученик
рассказывает
методы
построения
графиков
функций,
сод ержащих
знак
м о д ул я :
y
=
f
(
|
x
|
)
, y
=
|
f
(
x
)
|
, y
=
|
f
(
|
x
|
)
|
.
2
2)
Учитель: Построение графиков функций, содержащих знак модуля,
есть частичный случай построения графиков сложных функций.
Графики с модулями кажутся сложными и непонятными. Разобравшись с
графиками основных функций, содержащих абсолютную величину, можно
решить различные интересные задачи, в том числе задачи из ЕГЭ.
Особенно интересны квадратичные функции с модулем, графики которых
получаются очень красивыми. Рассмотри квадратичные функции. Выполним
практическую работу.
Практическая работа.
Один ученик работает у доски,. остальные самостоятельно в тетради.
Постройте графики функций
y
=
|
x
2
−
2 x
−
3
|
, y
=
x
2
−
2
|
x
|
−
3, y
=
|
x
2
−
2
|
x
|
−
3
|
с
помощью преобразования графика функции
y
=
x
2
−
2 x
−
3
.
Решение:
1.
y
=
x
2
−
2 x
−
3
=
x
2
−
2 x
+
1
−
1
−
3
=
(
x
−
1
)
2
−
4
.
y
=
(
x
−
1
)
2
−
4
y
=
|
x
2
−
2 x
−
3
|
рис.1.
3
2.
y
=
x
2
−
2
|
x
|
−
3
=
(
|
x
|
−
1
)
2
−
4
рис 2
3.
y
=
|
x
2
−
2
|
x
|
−
3
|
рис 3
4
Ученик у доски комментирует выполнение задания.
Учитель: разберем задания , которые встречается на ЕГЭ в части С.
Задача 1 (ЕГЭ часть С)
Сколько
корней
имеет
уравнение
|
x
2
−
2 x
−
3
|
=
a
в
зависимости
от
значений параметра a?
Решение (совместный разбор):
y
=
|
x
2
−
2 x
−
3
|
a<0 – решений нет
a=0 – 2 решения
a
∈
(
0 ; 4
)
- 4 решения
a=4 – 3 решения
a
∈
(
4 ;
+
∞
)
- 2 решения
Задача 2 (ЕГЭ часть С)
5
При каких значениях k уравнение
|
x
2
−
6
|
x
|
+
8
|
=
k
имеет 4 корня?
Решение(совместно разбирается план решения , один ученик у доски)
Построим график функции
y
=
|
x
2
−
6
|
x
|
+
8
|
|
x
2
−
6
|
x
|
+
8
|
=
|
|
x
|
2
−
6
|
x
|
+
9
−
9
+
8
|
=
|
(
|
x
|
−
3
)
2
−
1
|
y
=
|
(
|
x
|
−
3
)
2
−
1
|
Ответ:к=0, к
∈
(
1 ;8
)
- 4 корня.
Задача 3 (ЕГЭ)
Найти все значения a, при которых уравнение
|
|
x
|
−
5
+
a
|
=
6
имеет ровно
3 корня.
Решение:
|
|
x
|
−
5
+
a
|
=
6
≤¿
[
|
x
|
−
5
+
a
=
6
|
x
|
−
5
+
a
=−
6
≤¿
[
|
x
|
−
11
=−
a
|
x
|
+
1
=−
a
≤¿
[
a
=
11
−
|
x
|
a
=−
1
−
|
x
|
Построим графики функций
y
=
11
−
|
x
|
и
y
=−
1
−
|
x
|
6
Уравнение имеет три корня при а=-1.
Ответ: -1.
Работаем в парах, обсуждаем решение следующей задачи.
Задача 4 (устно)
График какой функции изображен на рисунке?
А)
y
=−
x
2
+
4
|
x
|
Б)
y
=
|
−
x
2
+
2
|
x
|
|
В)
y
=−
x
2
−
4
|
x
|
Г)
y
=
|
−
x
2
−
2
|
x
|
|
y
=
(
|
x
|
−
2
)
2
+
4
=−
|
x
|
2
+
4
|
x
|
−
4
+
4
=−
x
2
+
4
|
x
|
7
Ответ: А).
Рассматриваем тригонометрические функции и преобразования с ними
Практическая работа.
Построить график функции
(
|
x
|
−
π
6
)
, y
=¿
|
sin
(
x
−
π
6
)
|
, y
=
|
sin
(
|
x
|
−
π
6
)
|
y
=
sin
¿
с
помощью преобразования графика функции
y
=
sin x
После выполнения работы учитель предлагает ее проверить (графики
изображены заранее на крыльях доски).
Задача 5
Решить уравнение
|
sin х
|
=
|
х
−
π
2
|
+
1
Решение:
Построим графики функции у=
|
sin х
|
и у=
|
х
−
π
2
|
+
1
8
х=
π
2
–
это
абсцисса
точки
пересечения
графиков,
проверкой
убеждаемся, что
π
2
корень уравнения.
Ответ:
π
2
Решить самостоятельно, взаимопроверка.
Задача 6
Решить неравенство
|
cos x
|
≥
|
x
|
+
1
Ответ: 0.
3.
Подведение итогов.
Итоги урока, рефлексия, домашнее задание.
Домашняя работа
1.
Сколько решений имеет уравнение
√
4
−
x
2
=
|
x
|
+
2
2.
Решить уравнение
|
cos x
|
=
|
x
|
+
1
3.
Решить неравенство
|
sin x
|
≥1
+
|
x
−
π
2
|
4. Построить график функции
y
=
|
|
|
x
−
2
|
−
1
|
−
2
|
5. Построить график функции
y
=
|
x
+
1
|
+
|
x
−
1
|
9
6. Решить уравнение
|
sin х
|
=
|
х
+
π
2
|
+
1
7.
Сколько
корней
имеет
уравнение
|
x
2
−
6 x
+
5
|
=
a
в зависимости от
параметра a?
10
Учебно-методическое обеспечение.
1.
Еженедельная
учебно-методическая
газета
«Математика»
(приложение к газете «Первое сентября» ). №45, 2002. №8, 2003.
2.
Локоть В.В. Задачи с параметрами в курсе 8-9 классов с углубленным
изучением математики. – Мурманск, 1996.
3.
Гайдуков И.И. Абсолютная величина. – М.: Просвещение, 1987.
4.
Колесникова, С.И. Математика. Решение сложных задач ЕГЭ / С.И.
Колесникова. – 3-е изд. – М.: Айрис - пресс, 2009. – 272 с. – (Домашний
репетитор: Подготовка к ЕГЭ).
5.
Лысенко
Ф.Ф.
Математика.
Тематические
тсты.
Часть II.
Подготовка к ЕГЭ – 2010. 10-11 классы / Под редакцией Ф,Ф, Лысенко.
– Ростов – на Дону: Легион, 2010. – 176 с..
11