итоговая образовательная деятельность "Путешествие по сказам П.П. Бажова
Автор: Субботина Ольга Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад № 378 Населённый пункт: г.Челябинск Наименование материала: методическая разработка Тема: итоговая образовательная деятельность "Путешествие по сказам П.П. Бажова Раздел: дошкольное образование
Субботина Ольга Александровна
МАДОУ ЦРР детский сад № 378
г. Челябинск
"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗАМ БАЖОВА"
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Программное содержание:
1. продолжить знакомство детей с историей Урала через произведения
П. П. Бажова; продолжать знакомить с красотой и богатствами Уральского края,
с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом.
2. активизировать мышление и речь в ходе выполнения заданий;
3. обобщить и систематизировать знания детей об Уральских мастерах;
4. побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы и учить
высказывать свои предположения и суждения;
Развивающие:
1. развивать мелкую моторику рук;
2. развивать речевую активность, коммуникативные навыки,
внимание, память;Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию
произведения. Развитие образного представления, чувства цвета и композиции.
3. развивать навыки коллективной работы;
Воспитательные:
1. воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам;
2. воспитывать аккуратность;
вызвать положительные эмоции, связанные с новыми
впечатлениями.
3.воспитывать любовь к родному краю, желание узнать о нём больше, любовь к
людям, воспевающим Урал.
Предварительная работа:
Ознакомление с легендами об Урале. Прослушивание стихов уральских поэтов о
родном крае.
Ознакомление с биографией П. Бажова. Ознакомление со сказами П. Бажова.
Словарная работа:
Уточнение понятий «сказ», «самоцвет».
Оборудование:
Макет пещеры, кукла «Хозяйкой Медной горы» и «малахитовая шкатулка»;
презентация "Сказы Бажова", презентация "Когда говорят о России, я вижу свой
синий Урал" и слайды по сказам Бажова. Экспозиция краеведческого музея
детского сада.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Звучит спокойная музыка и дети, одетые в Уральские народные костюмы, входят
в зал и садятся .
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на
Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Россия). Правильно, у
нашей страны удивительное, красивое, звучное имя — Россия!
В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенная природа,
красивые города, удивительные люди.
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия.
- А, кто знает, как называется то место в России, где мы живем? (Урал)
- С севера на юг: от берегов Северного Ледовитого океана на юг на тысячи
километров протянулись Уральские горы... (Дети показывают указкой на карте
расположение Уральских гор.)
Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по родному
краю.
Итак, живем мы с вами на Урале, в очень богатом и щедром краю.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что мы с вами живём почти в самом
центре России, на Урале. Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли
Русской», а как вы думаете почему?
Дети: Потому что он перепоясывает Россию.
Воспитатель: Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две
части.
Давным-давно жил на свете великан, который носил пояс с глубокими
карманами. В этих карманах великан прятал все свое богатство. Пояс был
огромный, такой огромный, что однажды, когда великан расстегнул его, пояс лег
через всю землю от холодных северных морей, до теплых южных! Так
образовался Уральский хребет с его несметными богатствами: лесами, озерами,
животными, полезными ископаемыми.
По-башкирски Урал – это пояс. Скажите, любите ли вы свой край? А за что?
- За голубые озера, реки, в них можно купаться летом.
- За то, что в лесах много грибов, цветов и ягод.
- За то, что мы родились и живем здесь со своими родителями, бабушками и
дедушками.
- За то, что у нас здесь много друзей.
(Видео-презентация «Путешествие по Уралу»)
Дети читают стихи уральских поэтов:
Л.Татьяничева
«Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах, на ковровых просторах,
Среди плодоносных полей
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей».
“ Ах, как прекрасен ты Урал
В короне грозных серых скал,
Как хороши леса и горы,
И их воздушные узоры.
Там, где спустились небеса
На эти горы и леса!”
Показ презентации «Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал»
Воспитатель: Да, красив наш Урал, богата его природа, но главное богатство –
трудолюбивые, добрые, умные, честные люди, которые дружно живут и
работают. Но уральцы умеют не только хорошо трудиться, но и весело
отдыхать . А сейчас, хоровод заведём, про Урал мы споем………..
« УРАЛЬСКИЙ ХОРОВОД »
Дети встали в хоровод “Уральский”.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся на выставку изделий, которые делают на
Урале. Наш маленький экскурсовод проведет небольшую экскурсию и загадает
вам загадки, а вы попробуете отгадать, о каких изделиях в них говорится.
Ребенок:
Очень тяжелые эти фигурки:
Девочки, мальчики, кони-скульптурки.
Есть и подсвечники, блюда резные.
Ну, догадайтесь, откуда такие? (правильно, каслинское литье )
Железная пластинка
На ней простой пейзаж
Березки и рябинка,
Горы далекой кряж. ( Златоустовская гравюра )
(дети возвращаются в музыкальный зал)
Воспитатель: А теперь послушайте мою сказку-загадку.
В некотором царстве, в некотором государстве, жил был добрый волшебник. У
него была белая пушистая борода и живые, необыкновенно добрые глаза. И
когда он ходил по городу, его сразу все узнавали. Кто это?
(слайд 1)
Ответы детей: П.П.Бажов.
Воспитатель: Правильно, это наш любимый сказочник, волшебник П.П. Бажов.
Книги дедушки Бажова и рассказывают о мастерах, которые жили на Урале и
очень много работали. Давайте вспомним эти произведения.
Ответы детей: “Каменный цветок», “Хозяйка медной горы” и т.д.
Звучит музыка, появляется Хозяйка медной горы (можно куклу)
Хозяйка медной горы: Здравствуйте, люди добрые! Узнали меня? Вы не
пугайтесь, худого я вам не сделаю. Я добрым людям всегда рада помочь,
только злых , да жадных не люблю. Слыхали , наверное, про это? Вижу я у вас
здесь выставка изделий уральских мастеров! Догадалась, почему и обо мне
вспомнили, и о волшебнике Бажове. Спасибо вам за это! Принесла я вам
подарок из самого сердца гор Уральских: вот эту шкатулку. Да просто так не
отдам, сначала покажите, что хорошо сказы Бажова знаете. Ответите правильно
на вопросы, ваша будет шкатулка!
1. Как кукленка, девочка
Спляшет вам с
припевочкой.
Появляется в огне.
Как зовут? Скажи-ка мне.
(Огневушка-поскакушка)- слайд 1
2.На всю округу шла слава о чудесной шкатулке. Большие деньги за нее
давали….
( Малахитовая шкатулка) слайд 2
3. Ножкой сильно он стучит,
Камни рассыпая,
Рядом Мурка с ним сидит,
Будто подпевая.
(Серебряное копытце) слайд 3
4. О старушке одной
рассказ поведем,
Что сидела в колодце
и ночью, и днем,
Напускала туман
голубой и густой
И звала за богатством,
за славой с собой.
(Синюшка) слайд 4
5. На Урале парень жил,
Сиротой в деревне слыл.
Но Прокопыч, горный мастер,
Парня делу обучил.
Обучил, да вот беда,
Хозяйка в гору увела,
Чтоб смастерить он мог
Чудо Каменный …
(цветок) слайд 5
6. Смотрит Степан, глядит,
Девица на камушке сидит.
А сама-то красота,
У нее длинная да черная коса.
Оглянулся он, и в тот же миг
Ящерка на камне том сидит.
Угадайте-ка, друзья,
О ящерке какой
рассказываю я?
(Медной Горы Хозяйка) Слайд 6
- Как звали кошку Даренки? (Муренка
- Как звали девочку в сказе “Серебряное копытце”?
(Даренка).
- Сколько раз появлялась Огневушка-поскакушка?
(3раза).
- Как звали старика в сказе “Серебряное копытце”?
(Кокованя),
- Сколько перышек осталось Илье в наследство от бабки,в сказе Синюшкин
колодец?
(3 штуки )
Хозяйка медной горы: “ Молодцы, хорошо сказы знаете, а еще хочу проверить
силушку, да ловкость вашу.
В-ль: Давайте поиграем в игру:
«Заря»
Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих —
Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря–зарница, красная девица,
По - полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из
играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные
стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому
положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.
Хозяйка медной горы: - Слышала я, ребята, что вы очень много умеете.? За
много лет раскатились камешки самоцветные и ничего не осталось от горы!
Пусть каждый из вас придумает свой самоцвет и украсит гору. А охраняют гору
ящерицы – подружки мои, помощницы верные. Они-то и укажут вам путь-
дорогу к камням моим.
Руководитель изобразительной деятельности:
- А сейчас мы отправимся в путешествие: заглянем в подземные недра и
рассмотрим богатства там скрытые.
Воспитатель рассказывает и показывает, как создавать самоцветы с помощью
«фантиков»: нужно взять «фантик» понравившегося цвета, немножко его
скомкать, придав ему форму камня, намазать клеем то место, куда будем крепить
камень и приклеить его бледной стороной к фону.
Дети приступают к созданию самоцветов. В ходе работы педагог помогает
формировать бумажные камни, подсказывает, куда лучше приклеить камень,
чтобы получалась единая композиция.
Дети вместе с воспитателем рассматривают получившуюся композицию,
любуются полученным результатом .
Хозяйка медной горы : Спасибо, ребята, порадовали меня сегодня, удивили!
Как вы работаете быстро да умело, всех бы вас взяла к себе в мастера. Какие у
всех получились красивые, разные камни самоцветные! Вижу, что вы знаете и
любите свой родной край. Хочу подарить вам самоцветы в малахитовой
шкатулке. Как уйду, посмотрите, во что они обернутся. Коли у вас каменные
сердца, станут они простыми булыжниками, коли жадные сердца - пеплом, а
если чистые и добрые у вас помыслы, то обернутся - сладким подарком для вас.
До свиданья, до новых встреч!
В-ль: Ребята, посмотрите, открылась наша волшебная шкатулка. А в ней
подарки от Хозяйки Медной горы (раздает детям угощение) .