"Развитие игровой деятельности детей раннего возраста в контексте с современными требованиями ФГОС ДО".
Автор: Фёдорова Ирина Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад"Малышок" Населённый пункт: город Лихославль Тверская обл. Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста в контексте с современными требованиями ФГОС ДО". Раздел: дошкольное образование
Тема « Развитие игровой деятельности детей
раннего возраста в контексте с современными
требованиями ФГОС ДО»
Подготовила воспитатель
МДОУ «Детский сад «Малышок»
г. Лихославль
Федорова Ирина Борисовна.
2016 г.
В дошкольном возрасте игра- основной вид деятельности детей. Большую
часть своего времени ребенок проводит в игре. Она является важнейшим
условием полноценного психического развития детей. В раннем возрасте она
обеспечивает
его
развитие
по
трем
основным
направлениям.
Во-первых,
игра – открывает большие возможности для становления целенаправленной
деятельности. Во-вторых, в игре ребенок усваивает назначение предметов и
овладевает
обобщенными
действиями
с
ними.
В-третьих,
игра
создает
благоприятные условия для развития самосознания.
Каждый год в нашу группу приходят новые малыши. Для большинства
ребят группа д./с. является первым детским обществом, где они приобретают
первоначальные
навыки
коллективных
отношений,
игровой
опыт
у
них
только складывается. Поэтому основная цель моей работы – научить детей
играть. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с
каждым ребенком.
Перед собой ставила следующие задачи: учить ребенка играть,
содействовать
объединению
детей
в
игре,
руководить
выбором
игры,
приучать
детей
соблюдать
во-время
игр
правила,
воспитывать
чувство
доброжелательности, взаимопомощи.
Работа по развитию сюжетно-ролевой игры осуществляется в двух
направлениях:
1)
создание необходимой игровой среды;
2)
непосредственное руководство играми детей.
При
создании
условий
для
игровой
деятельности
мы
руководствуемся
требованиями ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде.
Которые гласят, что развивающая предметно – пространственная
среда
должна
обеспечивать
возможность
общения
и
совместной
деятельности
детей и взрослых, двигательную активность детей. У нас в группе играм я
отвела
достаточное время, организовала предметно - развивающая среду,
отвечающую
4
принципам:
доступность,
разнообразие,
зонирование,
змоциональная
привлекательность,
выбрала
методы
работы
с
детьми.
Групповая
комната
разделена
на
игровые
зоны.
Чтобы
развивать
доброжелательные отношения друг к другу в игре, организовала в группе
центр семьи, который содержит уголок ряжения, кухню, спальню, где учу их
формировать
игровые
действия,
объединять
их
несложным
сюжетом
(«Уложим куклу спать», «Напоим мишку чаем» т.д.). В кукольном уголке
поставили
мебель,
кукольная
кроватка
с
комплектом
постельного
белья,
детская кухня, оснащенная плитой, различной детской посудой. В группе
есть ванночки для купания кукол, наборы для стирки и глажения белья,
игрушечный телефон. Кукол одеваем так же как детей: в платьице –девочки, в
штанишки и рубашки –мальчики.
Приобщая детей к новым игровым целям, в качестве первого шага
большой эффект дало совершенствование игровых действий относительно
самого ребенка, а не игрушки. Ребенок при этом узнает, что есть, мытья,
ездить
на
автомобиле
можно
«понарошку»,
используя
разнообразные
предметы-
заместители.
Вторым
шагом
является
смена
ролей.
Теперь
я
предлагаю детям самим осуществить те же самые действия. В этом случае
ребенок получает более интересного партнера, чем кукла или мишка, т.к. я
восхищаюсь
едой,
которую
приготовил
малыш,
хвалю
его
за
умение
управлять автомобилем. Положительные эмоции, которые ребенок получил в
игре
со
взрослыми,
побуждают
его
повторять
игровые
действия
по
отношению к игрушкам. Чтобы игра перешла на более высокий уровень,
расширяем кругозор детей: организовываем наблюдения за трудом взрослых,
за играми старших детей, чтение художественной литературы.
На первом этапе становления игры дети просто манипулируют игрушками.
Мною
разработаны
методические
приемы,
используя
которые,
можно
научить
ребенка
сделать
несколько
взаимосвязанных
последовательных
игровых действий. Некоторые дети просто возят пустую машинку. Вместе с
ними нагружаем машину кубиками и везем на ковер, где построим гараж или
домик.
В
игре
даже
самую
обыденную
цель
можно
достичь,
используя
дополнительный материал. Однако, это дается ребенку не просто. Поэтому я
сначала
раскрываю
перед
малышом
саму
возможность
использовать
предметы – заместители, и учу совершать с ними условные действия. Позже
малыш
самостоятельно
охотно
ищет
и
применяет
новые
оригинальные
способы достижения игровых целей.
Формирование интереса к игре во многом способствует игровая среда,
поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек вызывает у
детей интерес к игровой деятельности.
В нашей группе мы стараемся создать все условия для полноценного
физического и психологического развития ребенка, продумываем размещение
игр,
пособий,
игрушек
в
игровой
комнате.
Чтобы
достичь
высоких
результатов
в
развитии
игровой
деятельности
детей
раннего
возраста,
запланирована работа с родителями. На собраниях и консультациях знакомлю
родителей
с
задачами,
которые
мы
ставим
в
обучении
детей
игровым
действиям. В ежедневных беседах с родителями рассказываем о том, как дети
играют в группе, с кем играют, в какие игры. Большую помощь родители
оказывают в оформлении группы.