Формирование словаря антонимов посредством игровых упражнений и дидактических игр
Автор: Белоскурская Надежда Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОО ДС№14 Населённый пункт: г Нижневартовск Наименование материала: методическая разработка Тема: Формирование словаря антонимов посредством игровых упражнений и дидактических игр Раздел: дошкольное образование
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В
дошкольном
возрасте
ребенок
должен
овладеть
таким
словарем,
который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно
обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.
д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей
как одну из важных задач в дошкольном детстве.
В дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать у детей
словарь. А особенно обратить внимание на формирование и развитие, как
активного, так и пассивного словаря, включая словарь антонимов.
Анто́
нимы (греч. αντί- "против" + όνομα "имя") — это слова одной
части
речи,
различные
по
звучанию
и
написанию,
имеющие
прямо
противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой,
говорить — молчать.
В авторских методиках и рекомендациях Лалаевой Р.И, Серебряковой Н.В
приводятся
целые
системы
работ
по
формированию
словаря
антонимов.
Авторы берут разные части речи, стихи, чисто говорки , пословицы, на
основе
которых
можно
осуществляться
данная
работа
педагогами,
родителями.
Дети дошкольного возраста испытывают серьезные затруднения при
употреблении антонимов в речи.
Работая по данной теме, поставила перед собой следующие задачи:
1.Учить понимать смысл антонимов.
2. Формировать навык их употребление в речи детей.
3. Упражнять в подборе антонимов.
4. Количественное и качественное обогащение активного словаря
антонимов через игровые упражнения и дидактические игры.
2
Для
реализации
поставленных
задач
я
использовала
следующие
этапы
работы.
I этап специальные игровые упражнения речи, цель которых – расширение
лексикона
и
речевых
навыков
детей.
Их
полезно
проводить
с
детьми
дошкольного
возраста
при
условии
ведения
их
живо,
непринужденно,
с
учетом возрастных интересов и возможностей.
Вот некоторые из видов таких упражнений:
• «Найди другое слово»
Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать антонимы.
— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта
веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни
за
что
не
оборвется».
Какую
веревку
сначала
принес
Миша?
(Тонкую,
ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)
— Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным
смыслом:
длинный,
глубокий,
мягкий,
легкий,
тонкий,
густой,
сильный;
говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.
—
Придумайте
рассказ,
чтобы
в
нем
были
слова,
противоположные
по
смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.
•
Еще
при
работе
со
словами-антонимами
можно
использовать
стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. («пол»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. («конец»).
• Игровое упражнение «Закончи фразу»
Цель
—
развитие
умения
подбирать
противоположные
по
смыслу
слова
(слова-неприятели).
3
Педагог называет
детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен
сказать слово, которое пропустил логопед, т. е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон.
Луна видна ночью, а солнце.
Огонь горячий, а лед.
Река широкая, а ручей.
Камень тяжелый, а пух.
II
э т а п использование
дидактических
игр
целью
которых
является
количественное и качественное обогащение активного словаря антонимов.
«Найди место»
Цель: закрепить речевые обозначения «справа», «слева», «вверх», вниз»,
«большая», «маленькая».
развивать умение ориентироваться на плоскости.
Описание:
Из
ленты
выложи
прямоугольник.
Расскажи,
где
находится
большая, маленькая шишки.
В этой игре ребенок определяет пространственную ориентировку предмета,
закрепляет
понятия:
верхний
правый,
нижний
правый,
верхний
левый,
нижний левый, размер предмета, развивает моторику руки и т.д.
«Где что?»
Цель: закрепить речевые обозначения «длинная», «короткая», «большая»,
«маленькая»
Описание: Подлинной
дороге
нужно
проехать
большой
машине,
а
по
короткой дороге маленькой машине. Закрепляет понятие большая, маленькая,
длинная, короткая .
4
III этап создание альбомов для закрепления словаря антонимов совместно с
родителями.
По рекомендациям Г. Клименко мы с детьми завели альбом и записывали
туда уже известные детям антонимы. Дети узнавали их от родителей, из книг.
В результате каждый ребенок получил право взять альбом домой, с помощью
родителей записать новые антонимы , нарисовать картинки.
Родители тоже заинтересовались данным вопросом, просили альбом домой и
вместе со своими детьми записывали их.
На
заключительном IV
эт апе
закрепление
словаря
антонимов
самостоятельной речи детей итогом которого явилась подготовка и показ
спектакля с использованием слов антонимов «Лиса и журавль»
Таким образом:
1. Овладение словарем антонимов это процесс требующий многосторонней и
целенаправленной
работы
на
протяжении
всего
периода
дошкольного
детства.
2.Наличие системы работы по формированию словаря антонимов у старших
дошкольников
позволило
добиться
количественного
и
качественного
обогащения словаря.
3.
Апробация
системы
по
формированию
словаря
антонимов
у
старших
дошкольников
посредством
игровых
упражнений
и
дидактических
игр
показало, что результативность зависит от
-
создание
предметно
развивающей
среды
(игровые
упражнения
и
дидактические игры)
-
перспективное
планирование
дидактических
игр
и
упражнений
по
формированию словаря антонимов.
- создание и применение альбома по рекомендациям Г. Клименко.
- тесная взаимосвязь с родителями и педагогами.
4.
Дети
стали
использовать
слова
антонимы
в
повседневной
жизни
и
игровых ситуациях.
5
Положительная
динамика
по
формированию
словаря
антонимов
у
детей
показало эффективность проделанной мною работы.
Кроме того целенаправленная работа по формированию антонимов повлияло
на речевое развитие детей в целом.
Актуальность : Детей с нарушением речи увеличивается с каждым годом,
причин такого роста много: не все дети охвачены логопедической помощью,
многие
соматически
ослаблены,
во
многих
семьях,
родители
уделяют
недостаточное количество времени воспитанию и развитию своих детей и
т.д.
Новизна: Новизной является организация системной работы с
воспитанниками имеющими общее недоразвитие речи. В системе работы
используется разнообразный материал, способствующий развитию активного
словаря антонимов.
Цель: Формирование активного словаря антонимов.
Задачи: 1.Учить понимать смысл антонимов.
2. Формировать навык их употребление в речи детей.
3. Упражнять в подборе антонимов.
4. Количественное и качественное обогащение активного словаря
антонимов через математические игры.
6