Напоминание

Имя Существительное (Играй-город "Существительное")


Автор: Носкова Галина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ
Населённый пункт: село Новицкое, Приморский край
Наименование материала: Урок контрольного опроса по русскому языку в 6 классе
Тема: Имя Существительное (Играй-город "Существительное")
Раздел: среднее образование





Назад





Урок контрольного опроса по теме

«Имя Существительное» в 6 классе (Играй - город «Существительное»)
Урок контрольного опроса по теме «Имя существительное», проведенный в форме игры, сделает учебный материал увлекательным и необычным. В «играй-городе» есть мэр – Существительное. Он и начинает урок-игру (после краткого комментария учителя): МЭР: Вы на уроках уже познакомились с моим городом; узнали все ходы и выходы, все мои секреты. Вот сегодня я проверю ваши знания. Предлагаю вам следующий маршрут: 1. Улица Постоянных признаков. 2. Переулок Рода. 3. Дворец Склонения 4. Сквер Непостоянства. 5. Синтаксический проспект. 6. Кафе профессора Грамотейкина. 7. Пограничная таможня. На всех пунктах вас ждут мои представители, которые помогут мне проверить вас. Есть также счетная комиссия. Если вы достойно выдержите испытания, вам будет присуждено звание почетного гражданина города Существительное. Самые знающие будут посвящены профессором Грамотейкиным в звание магистров существительных наук и получат отличительные знаки – шапочки магистров. Класс делится на 7 команд. Команды тянут (по жребию) номера от 1 до 7. Выпавший номер указывает, с какого пункта команда начинает движение. Каждый член команды получает задание, выполняет его и сдает тут же консультантам. За отлично выполненное задание он получает красную фишку, за хорошее – зеленую, за удовлетворительное - синюю. Задания будут даны каждому на карточке. Тому, кто справился с работой быстро и без ошибок, может быть дана дополнительная карточка с заданием и выдана поощрительная фишка. Когда вся команда отчитывается на первом пункте, она переходит на следующий этап, получая там новые задания. В конце игры подводится итог как командный (какая команда первой прошла все пункты), так и личный (у кого больше всех красных фишек). Итак, в путь!
Пункт 1. Улица Постоянных признаков
На карточках написано по скороговорке: надо трижды повторить свою скороговорку; указать все существительные, определить, собственные они или нарицательные, одушевленные или неодушевленные. 1. На дворе – травушка, в сундуке – Савушка. 2. Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала. 3. У Аграфены и Ирины растут герань и георгины.
4. Щетина у чушки, чешуя у щучки. 5. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши. 6. Саша шапкой шишку сшиб. 7. Клим из Клина ехал в Крым, Ким из Крыма ехал в Клин. Дополнительные задания 1. Дать определение имени существительного. 2. Привести примеры собственных существительных, которые заключаются в кавычки. 3. Могут ли нарицательные существительные переходить в собственные и наоборот? Привести примеры.
Пункт 2. Переулок Рода
Прочитать данные на карточках слова, добавив к ним прилагательные; указать устно, к какому роду относятся эти существительные. 1. Жюри, тюль, шимпанзе, ЦУМ, ТЮЗ. 2. Консервы, метро, ГЭС, рояль, ДК. 3. Такси, повидло, кофе, ООН, ПТУ. 4. Пианино, Сочи, ОТК, фойе, забияка. 5. МГУ, УСФР, Тбилиси, депо, шампунь. Дополнительные задания 1. Что нового вы узнали о роде имен существительных в 6 классе? 2. Правильно ли выражение – «Существительные изменяются по родам, числам и падежам?». 3. Бывают ли в русском языке существительные, не имеющие рода? (Да, это существительные, имеющие только форму множественного числа). 4. Чем отличаются по смыслу слова: гранат - граната, матрос – матроска, машинист – машинистка.
Пункт 3. Дворец Склонения
Определите склонение всех существительных. 1. Знай минутам цену, секундам счет. 2. Делу – время, потехе – час. 3. Весна красна цветами, а осень – плодами. 4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 5. Снег на полях – хлеб в закромах. 6. Не красна изба углами, а красна пирогами. Дополнительные задания 1. Что вы знаете о склонении существительных? (3 склонения; разносклоняемые; несклоняемые). 2. Есть ли существительные, у которых нельзя определить склонение? (Да, это несклоняемые существительные и имеющие только форму множественного числа). 3. В чем особенность правописания существительных на –ия, -ие, -ий?
Пункт 4. Сквер Непостоянства
Здесь бывают жители, которые любят менять свой падеж и число. Выполните задания.
1. Поставите в ед.ч. слова – «люди», «яблоки», «консервы». Поставьте в дат. пад. ед.ч. слова – «гербарий», «преграда», «алюминий». 2. Поставьте в род.пад. мн.ч. слова – «шофер», «дело», «училище», «носок». Поставьте в предл.пад. ед.ч. слова – «стеллаж», «печь», «агрессия», «Наталья». 3. Поставьте в им.пад. мн.ч. слова – «торт», «подпись», «стремя», «инженер». Поставьте в род.пад. мн.ч. слова – «роща», «молоко», «место». 4. Поставьте в ед.ч. слова – «качели», «помидоры», «цыгане». Поставьте в род.пад. мн.ч. слова – «апельсин», «килограмм», «чулок». 5. Поставьте в им.пад. мн.ч. слова – «договор», «столяр», «герб», «пальто». Поставьте в дат.пад. ед.ч. слова – «знамя», «сессия», «направление», «фамилия». Дополнительные задания 1. Почему число и падеж – непостоянные признаки существительных? 2. На какие вопросы отвечают падежи? 3. Что вы знаете теперь о числе имен существительных?
Пункт 5. Синтаксический проспект.
Определить, какими членами предложения являются существительные в загадках. Отгадать загадки. 1. Под соснами, под елками ползет мешок с иголками. (Еж). 2. В летнюю пору растут золотые горы. (Снопы). 3. Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят. (Месяцы). 4. Без рук, без ног, без лестницы, без веревки в небо поднимается. (Дым). 5. Четыре брата бегут, а друг друга не догонят. (Колеса). 6. Стоит копна посреди двора; спереди вилы, сзади метла.(Корова). 7. На полянке стоят девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках. (Березы). Дополнительные задания 1. Какими членами предложения могут быть существительные? 2. Составить предложение с обращением по схеме:
, о , !
3. Придумайте предложение, в котором подлежащие и сказуемое – существительные в им. падеже. Какие знаки там надо поставить?
Пункт 6. Кафе профессора Грамотейкина
- Ребята! Я хотел бы угостить вас, но к сожалению, потерял ключи. Если вы правильно выполните задания, дверь откроется. Надо раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы. 1. Золотой ключ…к, в книг… «Сын полка», новый ножич…к, по фамилии…. Степанов, юркий бельч…нок, ре(з,с)чик по дереву. 2. В пьес… «Разлом», ре(з,с)чик, робкий р…сточ…к, маленький скворч…нок, страдает от (не)справедливост…, гребеш…к. 3. За (пол)часа, ра…кажи о кинофильм…»Семеро смелых», большое (не)счастье, нет вр…м…ни, говорили о перебе…чик…, затейливый крюч…к, прожорливый галч…нок. 4. В ра…каз… «Чук и Гек», шустрый зайч…нок, (пол)игры, открой замоч…к, пулеме…чик, в полной (не)извес…ност…, на знам…н… 5. Забавная девч…нка, в г…зет… «Известия», (пол)пирожка; (не)правда, а вранье; на тем…н…, перебе…чик, злой волч…нок.
Дополнительные задания 1. Рассказать правило правописания Не с существительными. 2. Рассказать правило правописания главных в суффиксах существительных –ек, -ик. 3. Рассказать правило правописания О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных. 4. Рассказать правило правописания суффиксов существительных –чик и –щик.
Пункт 7. Погранична таможня
Заполнив правильно визу о выезде, вы сможете вернуться домой. Если же не справитесь с заданиями, будете продолжать обучение в этом городе. Надо сделать морфологический разбор подчеркнутого существительного, а затем заполнить таблицу «Способы образования существительных». 1. Нет тяжелее бремени, чем безделье. 2. Без хорошей тренировки нет уменья и сноровки. 3. Ученье и труд к славе ведут. 4. Не в золоте богатство, а в добром имени. 5. За правое дело стой смело. 6. В несчастье не унывай, а печаль одолевай. 7. Пословица – всем делам помощница. Таблица (выполняет каждый) № Способы образования существительных Примеры


В раздел образования