Напоминание

"Помощь родителям в адаптации детей к условиям детского сада"


Автор: Мингалеева Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №329
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "Помощь родителям в адаптации детей к условиям детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Мингалеева Е.Н.

воспитатель МБДОУ № 329

«ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»
Позади семейные советы с бурными обсуждениями того, когда ребенку идти в детский сад, сбор документов, хождение по врачам. Наконец ребенок устроен. Родителям так хочется верить, что все трудности позади, а впереди новая жизнь, новые возможности и уйма свободного времени. Но что же происходит? Почему вместо желаемого «Мама, пойдем в детский сад!» для многих родителей наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей. Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Проводимая работа по адаптации детей к условиям дошкольного учреждения носит комплексный характер. В решении данной задачи задействованы все работники дошкольного учреждения: заведующий, заместитель заведующего по учебно- воспитательной работе, воспитатели, медицинская служба и узкие специалисты. Критериями, определяющими степень сложности и длительности привыкания к дошкольному учреждению каждого ребенка, являются сработанность и взаимодополняемость сотрудников учреждения и семьи. Когда речь идет об адаптации ребенка к детскому саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находятся в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи. Целью работы по решению данного вопроса является оказание помощи родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками дошкольного учреждения, т.е. отношений, которые создадут ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения и взаимопомощи. В своей работе мы используем традиционные формы взаимодействия с родителями, которые сходны с этапами подготовки родителей во многих ДОУ. Ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации: в
коридорах и группах ДОУ находятся информационные стенды, папки – передвижки с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад «Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям», информационные листы – памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду», которые родители могут взять с собой. Для родителей будущих воспитанников специалистами ДОУ проводятся родительское собрание и презентация дошкольного учреждения и развивающей среды группы, что помогает им удовлетворить любопытство и почувствовать себя увереннее. Родители получают анкеты, вопросы которых касаются индивидуальных особенностей ребенка и особенностей воспитания в семье. Построенная таким образом работа позволяет показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе. Наряду с традиционными формами неотъемлемой частью взаимодействия с родителями в период адаптации детей в ДОУ в нашей работе является «Первая встреча с семьей». Родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу – психологу ДОУ, цели которой: сбор информации о семье; выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад; установление партнерских, доброжелательных отношений. Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке: выявляются привычки, прирученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. С этой же целью родителям предлагается написать сочинение о своем ребенке «Мой ребенок. Какой он?». На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад. После чего педагог – психолог дает родителям соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив. После месяца посещения детьми детского сада педагог – психолог организует для них тренинг «Знакомство». На этом занятии родители делятся своими переживаниями, которые они испытывают, отводя ребенка в детский сад; оценивают свое настроение, обсуждают проблемы, делятся мнениями. Родители вновь поступающих детей, как правило, с тревогой относятся ко всему происходящему с ребенком в дошкольном учреждении. Это тревожное состояние передается ребенку, что сказывается на адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Поэтому важно при работе с родителями быть внимательнее и обязательно в полной мере удовлетворять их информационные запросы.
Практика работы свидетельствует, что многие проблемы, связанные с адаптацией, снимаются установлением с родителями отношений сотрудничества. Результаты взаимодействия с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях в период адаптации детей к ДОУ. Используемая литература: Алямовкая, В. Ясли – это серьезно / В. Алямовская. – М.: Линка-Пресс, 1999. – 144с. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.


В раздел образования