"Помощь родителям в адаптации детей к условиям детского сада"
Автор: Мингалеева Екатерина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №329 Населённый пункт: г. Красноярск Наименование материала: статья Тема: "Помощь родителям в адаптации детей к условиям детского сада" Раздел: дошкольное образование
К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»
Позади семейные советы с бурными обсуждениями того, когда ребенку идти в
детский
сад,
сбор
документов,
хождение
по
врачам.
Наконец
ребенок
устроен.
Родителям так хочется верить, что все трудности позади, а впереди новая жизнь,
новые возможности и уйма свободного времени. Но что же происходит? Почему
вместо желаемого «Мама, пойдем в детский сад!» для многих родителей наступает
пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни,
невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей. Можно ли избежать этих
неприятных переживаний?
Проводимая работа по адаптации детей к условиям дошкольного учреждения
носит комплексный характер. В решении данной задачи задействованы все работники
дошкольного
учреждения:
заведующий,
заместитель заведующего
по
учебно-
воспитательной
работе,
воспитатели,
медицинская
служба
и
узкие
специалисты.
Критериями,
определяющими
степень
сложности
и
длительности
привыкания
к
дошкольному
учреждению
каждого
ребенка,
являются
сработанность
и
взаимодополняемость
сотрудников
учреждения
и
семьи.
Когда
речь
идет
об
адаптации ребенка к детскому саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая
ему
нужна
помощь.
Но
«за
кадром»
почти
всегда
остаются
родители,
которые
находятся в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в
помощи.
Целью
работы
по
решению
данного
вопроса
является
оказание
помощи
родителям
в
установлении
отношений
со
своими
детьми
в
новых
жизненных
обстоятельствах,
с
другими
родителями
и
детьми,
посещающими
эту
группу,
с
сотрудниками дошкольного учреждения, т.е. отношений, которые создадут ощущение
комфорта, уверенности, взаимоуважения и взаимопомощи.
В
своей
работе
мы
используем
традиционные
формы
взаимодействия
с
родителями,
которые
сходны
с
этапами
подготовки
родителей
во
многих
ДОУ.
Ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации: в
коридорах и группах ДОУ находятся информационные стенды, папки – передвижки с
практическими
рекомендациями
для
родителей,
чьи
дети
впервые
поступают
в
детский сад «Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребенка к
новым
условиям»,
информационные
листы
–
памятки
с
кратким
материалом
«Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому
саду», которые родители могут взять с собой. Для родителей будущих воспитанников
специалистами ДОУ проводятся родительское собрание и презентация дошкольного
учреждения
и
развивающей
среды
группы,
что
помогает
им
удовлетворить
любопытство и почувствовать себя увереннее. Родители получают анкеты, вопросы
которых касаются индивидуальных особенностей ребенка и особенностей воспитания
в
семье.
Построенная
таким
образом
работа
позволяет
показать
родителям
возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.
Наряду с традиционными формами неотъемлемой частью взаимодействия с
родителями в период адаптации детей в ДОУ в нашей работе является «Первая
встреча с семьей». Родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальную
консультацию к педагогу – психологу ДОУ, цели которой: сбор информации о семье;
выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад; установление
партнерских, доброжелательных отношений.
Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке: выявляются
привычки, прирученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые
навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. С этой
же
целью
родителям
предлагается
написать
сочинение
о
своем
ребенке
«Мой
ребенок. Какой он?». На основе этих данных определяется степень субъективной
готовности ребенка к поступлению в детский сад. После чего педагог – психолог дает
родителям
соответствующие
рекомендации
по
подготовке
малыша
к
приходу
в
детский коллектив.
После месяца посещения детьми детского сада педагог – психолог организует
для
них
тренинг
«Знакомство».
На
этом
занятии
родители
делятся
своими
переживаниями, которые они испытывают, отводя ребенка в детский сад; оценивают
свое настроение, обсуждают проблемы, делятся мнениями.
Родители вновь поступающих детей, как правило, с тревогой относятся ко
всему
происходящему
с
ребенком
в
дошкольном
учреждении.
Это
тревожное
состояние передается ребенку, что сказывается на адаптации ребенка к дошкольному
учреждению.
Поэтому
важно
при
работе
с
родителями
быть
внимательнее
и
обязательно в полной мере удовлетворять их информационные запросы.
Практика
работы
свидетельствует,
что
многие
проблемы,
связанные
с
адаптацией,
снимаются
установлением
с
родителями
отношений
сотрудничества.
Результаты
взаимодействия
с
родителями позволили
активизировать
и
обогатить
воспитательные
умения
родителей,
поддержать
их
уверенность
в
собственных
педагогических возможностях в период адаптации детей к ДОУ.
Используемая литература:
Алямовкая, В. Ясли – это серьезно / В. Алямовская. – М.: Линка-Пресс, 1999. – 144с.
Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать
своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.