Автор: Мишечкина Ольга Владимировна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4 Населённый пункт: г. Салехард ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Система методов перевоспитания Раздел: полное образование
Мишечкина Ольга Владимировна,
Социальный педагог,
МБОУ СОШ № 4.
«Система методов перевоспитания»
Актуальность.
Сущность
перевоспитания
неотъемлемая
часть
от
общих
закономерностей воспитания. В поведении людей всегда сочетаются отношения к себе и
другим, что находит отражение в самой сущности нравственности. Деятельность человека –
есть воплощение единства отношения к миру и себе.
Перевоспитание выполняет важную роль в формировании коллектива и личности: оно
призвано
устранить
трудности
и
препятствия
на
пути
развития,
как
коллектива,
так
и
личности.
Его функции следующие:
а) интенсификация положительного развития сил и способностей воспитанников за
счет
устранения
неблагоприятных
условий
и
преодоления
внутренних
предпосылок
трудновоспитуемости;
б)
устранение
дисгармонии
в
формировании
ведущих
отношений
человека;
в)
устранение результатов неправильного воспитания, исправление ошибок, допущенных в
формировании личности;
г) активизация усилий личности в ее борьбе с отрицательными явлениями в себе и
окружающей действительности.
В этом плане воспитание выступает как важная часть подготовки человека к жизни в
обществе.
Чтобы
подготовить
человека
к
жизни,
надо
организовать
воспитание
как
преодоление трудностей, как борьбу с недостатками в окружающем мире и в себе самом.
Цель работы : рассмотреть и описать методы перевоспитания А.С. Макаренко.
Сущность перевоспитания.
Перевоспитание это система воспитательных воздействий педагогов, направленных на
переделку,
«перековку»
неправильно
сформировавшейся
личности
воспитанника,
на
исправление тех его качеств, привычек и черт, которые противоречат нормам и требованиям
общества.
Односторонность
такой
формулировки
очевидна:
все
сведено
к
исправлению
негодной личности; ребенку отводится пассивная функция – изменяться под воздействием
воспитателя.
В
воспитании
важную
роль
играет
слово.
В
перевоспитании
действие
слова
ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового опыта
поведения.
В
перевоспитании
существует
цепь
последовательно
связанных
между
собой
элементов:
Анализ
положительных
и
отрицательных
свойств
характера
подростка,
исследование его потребностей, отклонений в поведении.
Изучение
педагогической
обстановки,
среды
окружения
ребенка
с
последующей
нейтрализацией
или
устранением
вредных
влияний
и
усилением
положительных
воздействий
окружающей
среды.
Подростка
необходимо
поставить
в
положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешней среды.
Перестройка отрицательного стереотипа. Переключение сил и способностей на
полезные дела, изменение окружающей среды (перевод из школы в школу, из класса в класс.)
Надо, чтобы в результате такой перестройки подросток не мог проявлять свои недостатки и
пороки,
чтобы
вся
его
жизнь
требовала
применения
положительных
качеств,
сил
и
способностей.
Изменение привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые
виды деятельности. В результате должны усиленно развиться положительные качества.
На
базе
ускоренного
развития
положительных
качеств
осуществляется
устранение недостатков. Быстрыми темпами должно идти общее развитие.
Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками подростка
и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в нормализации всей психической
жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности.
Методы перевоспитания.
Методы
перевоспитания
находятся
в
прямой
зависимости
от
характера
педагогической
запущенности,
уровня
воспитанности
подростка
целом,
воспитательных
возможностей школы и семьи, конкретного поведения воспитуемого, его образа жизни и
окружения.
Методы перевоспитания, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания.
Например,
метод
переубеждения
всегда
является
естественным
продолжением
метода
убеждения; поощрение и наказание применяются и в воспитании и в перевоспитании. А
метод
«взрыва»,
хотя
и
является
специфическим
методом
перевоспитания,
не
может
существовать в отрыве от таких общих методов воспитания, как общественное поручение,
пример, игра, труд.
Педагогика
всегда
отстаивала
идею
взаимосвязи
методов
воспитания
и
перевоспитания, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С. Макаренко), т. е.
изолированного применения какого-то одного метода.
В своей совокупности методы перевоспитания призваны с учетом содержания и
устойчивости
трудновоспитуемости;
оптимально
использовать
средства
перевоспитания
(слово учителя, пример взрослых, деятельности самих учащихся, традиции, режим и т. д.);
координировать
различные
воспитательные
влияния
при
решение
конкретных
воспитательных задач; активизировать самого воспитанника на борьбу с имеющимися у него
отрицательными
качествами,
вредными
привычками.
Каждый
метод
выполняет
определенную
ведущую
функцию.
Переубеждение
-
призвано
разрушить
систему
оправдательных
мотивов
неправильного
поведения
и
положить
начало
формированию
социально
ценных.
Переучивание
предназначено
для
изменения
жизненного
опыта,
формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает
отрицательный стереотип поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал мгновенное
разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных
переживаний.) «Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир
ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное. Переключение служит задаче
изменения
направленности
и
переориентации
воспитанника
с
подражания
плохому
на
следование положительному примеру. Поощрение и наказание стимулируют положительное
поведение и сдерживают отрицательное.
Процесс перевоспитания представляет собой взаимосвязь общих методов воспитания,
специфически преломленных (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание и др.), и
специальных, присущих только перевоспитанию («взрыв», переключение, «реконструкция»).
Общим
требованием
к
методам
перевоспитания
является
применение
их
через
коллектив.
Сплоченный
детский
коллектив
обеспечивает
воспитателю
привлечение
авторитетных
для
трудного
подростка
сверстников
при
осуществлении
того
или
иного
метода. В этом случае требования учителя выступают в единстве с требованиями товарищей,
взыскание воспринимается как осуждение товарищей, поощрение — как одобрение действий
коллективом,
контроль
педагога
перерастает
в
контроль
коллектива.
Такой
подход
увеличивает
силу
воздействия
любого
метода
и
создает,
условия
для
перехода
перевоспитания в самоперевоспитание.
Эффективность методов перевоспитания в значительной мере зависит от восприятия и
переработки
подростками
тех
воспитательных
мер,
которые
применяют
взрослые
и
сверстники.
Переубеждение.
Ведущими
методами
перевоспитания
являются
переубеждение,
переучивание
и
«взрыв» — разрушение отрицательного. Переубеждение выступает как самостоятельный
метод перевоспитания и одновременно как условие действенности других методов. Поэтому
ему придается особое значение. Переубеждение одновременно направлено на изменение
сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в результате воздействия на
ее
сознание
возникает
чувство
неудовлетворенности,
отвращение
к
плохому
в
себе.
Активизируя
нравственные
чувства,
педагог
помогает
воспитаннику
осознать
причины
эмоциональной неудовлетворенности и изменить образ жизни осмысление воспитанником
своего поведения с порцией нравственных требований. Ощущение радости от нравственных
поступков
и
недовольства
от
безнравственных
способствуют
формированию
социально
ценного жизненного опыта.
Перестройка неправильных убеждений требует длительных усилий педагогов. Общим
условием ее эффективности является создание в зоне ближайшего социального окружения
такой атмосферы, чтобы трудный почувствовал угрызения совести, огорчение от своего
поведения.
Метод
переубеждения
эффективен
в
том
случае,
если
он
исходит
от
человека,
авторитетного для подростка. Такому педагогу легче разрушить неправильные взгляды и
установки воспитанника. Первоначально необходимо расшатать неправильные убеждения, а
затем окончательно их перестроить.
Расшатывание убеждений может осуществляться и путем обсуждения коллективом
действий
и
поступков
трудного,
критики
отрицательного
поведения,
вытекающего
из
неправильных убеждений.
Перестройка
убеждений
завершается
этапом
их
разрушения
при
одновременной
замене неправильных взглядов подлинно нравственными представлениями, установками и
ценностями. Это наиболее важный этап переубеждения.
Перестройка взглядов происходит эффективнее, если аргументы подростка не просто
опровергаются, а вскрывается причина их появления (откуда они взялись, почему именно,
кто подобные взгляды распространяет).
Очень важно, разрушая неправильные убеждения, сохранить некоторые правильные,
но ложно толкуемые доводы, доказательства и сказать: «Здесь ты прав. Но ведь отсюда
следует вот что, а не то, что ты предлагаешь». Признание частичной правоты облегчает
подростку отказ от неправильного в целом убеждения.
В этом случае подросток становится активным борцом против тех неправильных
убеждений, которыми сам еще недавно руководствовался.
Переучивание.
Устранение
отрицательных
привычек,
исправление
нездоровых
потребностей
и,
отучение
от
неправильных
действий,
у
подростков,
совершается
с
помощью
метода
переучивания. Он осуществляется в единстве и взаимосвязи с переубеждением.
Переучивание состоит из двух частей - отучения и приучения. Применяя данный
метод, следует помнить, - что исправление личности всегда совершается при замене или
компенсации устраняемого отрицательного – положительным, т. е. взамен дурных привычек
формируются здоровые, взамен неправильных действий - рациональные, нравственные.
Первая
часть
метода
переучивания
-
отучение,
осуществляется
приемами
запрета, контроля, и проверки выполнения предписаний.
При переучивании важно избегать следующих ошибок:
- навязывать свою волю и мнение как единственно правильное;
- постоянно указывать на одни и те же недостатки ребенка. Это вызывает озлобление и
может привести к обратному результату - к нервному срыву.
Нельзя
также
требовать
мгновенного
отказа
от
дурной
привычки
или
порока:
возможен рецидив.
Отучение
должно
завершаться
приучением.
В
целом
переучивание
опирается
на
переубеждение и закрепляет его результаты. Эти два метода являются главными, ведущими,
практически ими можно решить любую задачу перевоспитания.
Метод «Взрыва».
Специфическим методом перевоспитания, разработанным А. С. Макаренко, является
«взрыв».
Выдающийся
педагог
замечал,
что
перестройка
духовного
мира
личности
эволюционным путем малоэффективна и чрезвычайно тяжела и для воспитателя, и для
воспитанника. «Я много думал по этому вопросу,— писал Антон Семенович, — потому что
это один из центральных вопросов педагогики перевоспитания».
Метод «взрыва» осуществляется в естественных условиях, в реальной обстановке. Он
сильно действует на самочувствие личности, обостряет положительные и отрицательные
переживания,
поэтому
применяют
его
редко,
в
крайнем
случае,
чтобы
не
нервировать
коллектив, не превращать жизнь детей в «нервную горячку».
«Взрывается» не внутренний мир личности в целом, а ее испорченные отношения с
обществом и коллективом. «Взрыв» предполагает доведение до предела конфликта личности
с коллективом; при этом четко ставится альтернатива: измениться, чтобы стать уважаемым
членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать объектом презрения товарищей.
При
«взрыве»
подросток
переживает
«катастрофу
внутри
себя»,
говорил
А.
С.
Макаренко,
ему
некогда
раздумывать,
взвешивать,
рассчитывать,
хитрить,
пытаться
сохранить свое негативное «я». Ошеломленный бурей чувств, он впадает в стрессовое
состояние, разрушается отрицательный стереотип, уничтожаются связи между отдельными
элементами трудновоспитуемости. Тогда- то и возникают благоприятные предпосылки для
эффективного воздействия других методов перевоспитания.
«Взрыв»
лишает
воспитанника
возможности
сопротивляться
требованиям,
предъявляемым к нему коллективом. Это и позволяет из разрушенного «здания» характера
строить
новый,
конечно
же,
с
использованием
добротного
и
очисткой
от
негодного
«строительного материала».
Метод
«взрыва»
требует,
чтобы
воспитатель
тщательно
изучил
психологию
и
особенности подростка, выявил не только отрицательные, но и положительные его качества,
на которых впоследствии будет строиться новый характер воспитанника.
Метод
«взрыва»
обычно
завершается
самоперевоспитанием.
Если
же
он
осуществляется на негативной основе (наказание, обсуждение конфликта), то его следует
продолжать другими методами воспитания и перевоспитания.
Надо учесть, что метод «взрыва» выполняет лишь одну функцию перевоспитания:
разрушает
связи
между
отрицательными
качествами,
разрыхляет
структуру
трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки. Поэтому за методом «взрыва»
должны следовать переубеждение, переучивание и воспитание положительных качеств.
«Реконструкция» характера.
В
перевоспитании
далеко
не
всегда
необходимо
целостное
изменение
личности.
Важно исправить отдельные отрицательные элементы характера, сохранив его здоровую
основу. Этот метод можно назвать «реконструкцией».
Он характеризуется следующими признаками: в духовном мире личности сохраняется
фонд ее положительных качеств, из него вычленяются те главные элементы, которые следует
в первую очередь развивать, совершенствовать дальше; качества, которые личность ложно
понимает как положительные, видоизменяются таким образом, чтобы в них появилось и
развивалось
здоровое
начало
(например,
вместо
болезненного
самолюбия
формируется
здоровое,
вместо
самоуверенности
—
уверенность
в
себе,
вместо
критиканства
—
критичность и самокритичность).
Отрицательные
качества,
которые
необходимо
устранить,
становятся
объектом
критики товарищей, авторитетных взрослых. С их помощью осуществляется переубеждение,
формируется у трудного нетерпимое отношение к своим недостаткам.
Во всем образе жизни воспитанника максимально полно проявляются и применяются
его положительные качества и в то же время создаются условия, при которых недостатки и
отрицательные качества становятся неприменимыми.
В
методе
«реконструкции»
характера
главным
направлением
является
интенсификация развития ведущего положительного качества, например любовь к матери,
уважение к взрослым, верность в дружбе, устойчивый интерес к какому- либо делу, занятию,
спорту, искусству.
«Реконструкция»
начинается
с
изучения
воспитанника
и
четкого
определения
перспектив
его
положительного
развития.
При
этом
необходимо
предусмотреть,
какое
качество
сделать
ведущим
и
интенсивно
развивать,
чтобы
обеспечить
целостное
формирование положительных качеств, связь их между собой.
Затем
актуализируются
положительные
качества,
которые
длительное
время
не
упражнялись
из-за
неблагоприятных
условий.
Они
восстанавливаются
и
связываются
с
ведущим положительным качеством.
Далее
намечается
программа
воспитания
тех
качеств,
которые
легко
и
быстро
присоединяются к ведущему.
Следующий
этап
«реконструкции»
характера
—
накопление
социально
ценного
жизненного опыта, который способствует быстрому развитию положительных качеств. Такой
образ жизни воспитанника обеспечивается при следующих условиях: постоянное участие
школьника
в
социально
полезной
деятельности;
осуждение
всяких
проявлений
отрицательного со стороны воспитателей и сверстников; самовоспитание учащегося; наличие
положительных постоянных примеров.
На
каждом
этапе
«реконструкции»
характера
педагог
при
активном
содействии
общественного мнения побуждает воспитуемого к самоанализу своих успехов, постановке
очередных задач в развитии своих сил и способностей. В целом метод «реконструкции»
характера более сложен и длителен, чем переубеждение или «взрыв». Как правило, он
сочетается
с
методами
перевоспитания
и
воспитания.
«Реконструкция»
осуществляется
частично на базе метода «взрыва» и приучения.
Переключение.
Сущность метода переключения заключается в том, что зона активности трудного
подростка
переводится
в
социально
значимую
сферу
деятельности
с
использованием
имеющихся положительных качеств. Примером метода переключения служит опыт А. С.
Макаренко по организации жизни в колонии. Его воспитанники, в недавнем прошлом воры и
хулиганы, вовлекались в борьбу с местными бандитами, которые грабили проезжих крестьян.
Колонисты охраняли склады и сады, тогда как ранее предпочитали их «очищать».
Чем же характеризуется метод переключения? В первую очередь меняется социальная
мотивация деятельности: иногда к прежней добавляется новая, иногда выдвигается совсем
противоположная, исключающая прежнюю, система мотивов.
Наиболее эффективна мотивация по принципу контраста: в колонии имени А. М.
Горького
бывшим
ворам
доверяли
получать
продукты
и
деньги.
При
этом
постоянно
подчеркивалось
уважение
к
личности
колониста,
его
возросший
статус
в
коллективе,
ответственность
перед
товарищами,
его
колонистский
авторитет.
При
такой
мотивации
происходит коренная перестройка мотивов деятельности и поведения.
В целом метод переключения, закрепляя положительный фонд личности, эффективно
действует
в
процессе
перевоспитания
при
исправлении
отрицательных
образований
начального и среднего уровня. В зависимости от индивидуальности подростка переключение
следует направлять на разные сферы деятельности и общения, хотя речь идет подчас об
одном и том же проявлении отрицательного.
Творческий
подход
педагога
нужен
и
при
выборе
приема
переориентировки
с
отрицательного примера на положительный.
Надо отметить, что требования учителей и пропаганда ими хорошего примера слабо
действуют на трудных подростков. Следование хорошему и плохому примеру построено не
только на подражании, но и на сопереживании, на базе общих увлечений и интересов.
При изучении причин негативного поведения подростков обнаружилось, что чаще
всего
плохому
примеру
следуют
дети,
которые
или
имеют
определенные
моральные
и
физические недостатки, или находятся в остром стрессовом состоянии.
Метод
переключения
требует
регулярного
правового
воспитания
как
ведущего
условия его эффективности.
Многие подростки не представляют, с какого возраста, за какие преступления они
могут нести наказание; что запрещено законом; какие виды холодного оружия существуют,
ношение каких из них уже само по себе преступление и т. п.
Поощрение и наказание .
Эти же функции выполняет и поощрение. Поощрение и наказание помогает подростку
понять, что хорошо, что плохо, что можно, они активизируют положительные действия и
запрещают, ограничивают неправильные.
К
числу
мер
поощрения
при
перевоспитании
надо
отнести
не
только
такие
общепринятые поощрения как благодарность, награждение похвальной грамотой, ценным
подарком и т. п. Для ребенка, который не знает ласки в семье, лучшим поощрением может
стать добрая улыбка, сердечное слово, радость за его успехи.
К числу педагогических требований к поощрениям в перевоспитании надо отнести
следующие:
- Поощрение должно быть индивидуализированным.
- Поощрение должно исходить от коллектива или от того лица, который пользуется
авторитетом у данного подростка.
- Поощрять надо лишь те действия и поступки ученика, которые действительно
требовали от него воли и трудолюбия.
- Недопустимо за одни и те же достижения поощрять трудного ребенка меньшими
наградами, чем его сверстников.
-
Поощрения
должны
помочь
подростку
понять
свои
положительные
качества,
поверить в себя, возбудить желание стать лучше.
Самосовершенствование.
В
ш ко л ь н о й
п р а к т и к е
в
п е р е в о с п и т а н и и
у с п е ш н о
и с п о л ь з у е т с я
самосовершенствование в виде недельных заданий: «Шаг вперед». Что я сделаю за будущую
неделю? Что приобрету? Какую трудность преодолею? С чем плохим в себе буду бороться?
Одной из форм самосовершенствования являются задания самому себе. Они становятся
важной
побудительной
силой
перевоспитания
в
том
случае,
если
их
выполнение
контролируется
детским
коллективом.
Задания
самому
себе
в
любой
области
должны
обязательно связываться с нравственным самовоспитанием, с формированием характера.
При
использования
самосовершенствования
в
перевоспитании
педагог
должен
обратить особое внимание на единство психологической и практической подготовки в работе
над
собой,
т.
е.
подросток
должен
хотеть
и
уметь
бороться
с
недостатками.
Самосовершенствование импонирует подросткам в силу их желания быть взрослыми, в связи
с
особенностями
их
возраста
(стремление
все
делать
самому,
развивать
самосознание,
самостоятельность,
рост
личной
активности,
болезненное
самолюбие
и
др.).
Самосовершенствование нравится трудным подросткам еще и потому, что оно соответствует
их
желанию
показать
себя,
восполняет
отрицание
педагогических
воздействий
за
счет
собственных усилий, когда воспитателем для подростка становится он сам.
Заключение.
Высшей ценностью любого общества является человек. Внимание к воспитанию
человека,
забота
о
всестороннем
развитии
его
способностей
и
дарований,
совершенствовании
личных
качеств
является
не
только
главнейшей
целью,
но
и
непременным условием государства.
В
последние
годы
взгляды
на
содержание
воспитательного
процесса
быстро
и
радикально меняются.
Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный
период постижения объективной истины.
Всеобщее обязательное среднее образование означает повышение ответственности
работников школы и родителей за судьбы тех учеников, которые различным причинам
становятся
педагогически
запущенными.
Именно
такие
школьники
наиболее
податливы
антиобщественным
влияниям,
и
это
чаще
всего
служит
причиной
совершения
ими
правонарушений.
В работе мы рассмотрели методы перевоспитания А.С. Макаренко.
Методика перевоспитания предполагает создание и накопление социально ценного
жизненного опыта путем включения трудного подростка социально ценную деятельность, в
систему ответственных зависимостей в коллективе сверстников, других социально здоровых
объединениях детей и взрослых.
Деятельность
есть
главный
инструмент
перестройки
духовного
мира
личности,
коллектив
–
главное
воспитательное
средство
в
руках
педагога.
Лишь
с
учетом
этого
оказывается действительный подход в работе с трудными детьми.
Воспитание
трудных
подростков
обеспечивается
все
системой
общественного
воспитания в нашей стране. Кроме того, в школе и семье предпринимаются те общие
профилактические меры, которые не должны допускать появления трудновоспитуемых.
Список литературы.
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитания – М: “Просвещение”, 2005 г.
2. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - Киев: Рад. шк,
2006 г.
3. Коротов В.М. Развитие идеи А.С. Макаренко в теории и методике воспитания – М:
“Педагогика”, 2009 г.
4. Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания – Минск; Народная асвета, 2005 г.
5. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка – М: “Педагогика", 2005 г.
6. Макаренко А.С. О воспитании – М; Политиздат, 2008 г.
7.
Натанзон
Э.Ш.
Трудный
школьник
и
педагогический
коллектив:
Пособие
для
учителя – М: “Просвещение”, 2006г.
8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических
Вузов в 2х книгах – М, 2009г.
9. Раттер М. Помощь трудным детям: Общая редакция А.С. Сливоковской –
М: Прогресс, 2007г.
10. Хофман, Франц. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. - М: “Педагогика”,
2009г.