Автор: Петрова Светлана Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГОБОУ "Центр инклюзивного образования" Населённый пункт: Великий Новгород Наименование материала: Методическая разработка Тема: Занятие по развитию речи для детей с ОВЗ 4-5 лет Раздел: дошкольное образование
« Занятие развитие речи с детьми с ограниченными возможностями
здоровья (4-5 лет)».
Подготовила : Петрова Светлана Леонидовна
Тема:
Звуковая культура речи. Звук Ц.
Основная дидактическая цель : Учить детей четко произносить звук Ц.
Задачи:
Образовательные : познакомить со звуком Ц; упражнять в произношении
звука Ц изолированно , в слогах, в словах; закрепить звуки С-Сь , З – З.
Воспитательные : воспитывать доброжелательность, умение работать
вместе, соблюдая правила игры.
Коррекционно-развивающие : развивать мелкую моторику пальцев рук,
соблюдать двигательный режим во время проведения занятия, развивать
слуховое внимание, развивать пространственные представления(слева,
справа).
Оборудование:
Для фронтального занятия: предметные картинки ( курица, цыпленок, яйцо,
цапля. зеркало).игрушка- цыпленок, маска курицы для игры, флэшка.
Для индивидуальной работы: картинки для раскрашивания на каждого
ребенка, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент.
Продолжаем сказку про Веселый Язычок.
Напомните мне песенку водички С_С_С; Сь-Сь-Сь. Песенку большого комара
-З-З-З-.маленького- Зь-Зь-Зь. Сейчас я вас проверю, как вы различаете эти
звуки. Какой звук вы слышите в выражении:
Киска ест сметану из миски.---С.
А недавно две газели позвонили и запели.--З.
1.Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию.
Веселый Язычок научит вас новой песенке , но какой вы узнаете , если
отгадаете загадку:
Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки.( Цыпленок)
Повтор индивидуально, хором.
Кто может спеть эту песенку?( Ц-Ц-Ц)
2.
Открытие нового знания или умения.
Сегодня мы знакомимся с новым звуком (Ц)., учимся четко его произносить ,
различать в слогах, словах.
Давайте поцокаем( Ц-Ц-Ц).
Губки в улыбке, широкий кончик языка упирается в нижние зубки, сильная
воздушная струя разбивает преграду:( Ц-Ц-Ц).
Психогимнастика:
Изобразить цыпленка сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из
скорлупки: сначала высунул голову, потом правое крылышко, затем — левое.
Хотите послушать рассказ про цыпленка?
Слушайте внимательно, назовите слова в названии которых есть звук (Ц).
( включается флэшка).
Цыпленок
курица
пуговица
колодец
цапля
цветы
солнце
конец
Какой звук мы слышим во всех словах?(Ц).
Спойте индивидуально, хором.
3.Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Упражнения:
-поднимите правую руку, если услышите звук (Ц).
с. ш, ч, ц,с, з, ш. Ц, з, с. ж, ц, с, ц, ш, ч, ц.
А теперь буду произносить слова .Когда услышите звук (Ц), топните левой
ножкой.
Цапля. Цокает, ходит, цветок, растет, цветет, цирк, приехал, цифра, пятерка.
Молодцы!
Какой звук вы слышите в этих словах?(Ц).
Игра: Вышла курица гулять.
Вышла курица гулять (ходьба)
Свежей травки пощипать( щиплющие движения пальцами обеих рук)
А за ней ребятки-
Желтые цыплятки.(бег на месте)
Ко-ко-ко, ко-ко=ко(хлопаем)
Не ходите далеко(пальчиком грозим, ходьба)
Лапками гребите
Зернышки ищите.( присели , ищут зернышки).
Вам сегодня подарки: картинки для раскрашивания.
Посмотрите и назовите слова в названии которых есть звук (Ц).
Какую картинку ты бы раскрасил?
Пальчиковая гимнастика
Цыплята.
1,2,3,4,5-
Будем мы цыплят считать.
Раз -цыпленок на крыльце,
Два- еще сидит в яйце,
Три-цыпленок самый смелый,
А четыре- самый белый,
Пятый маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.
4.Итог:
Кто приходил к вам в гости?
Какую песенку вы научились петь?(Ц-Ц-Ц)
Назовите слова в названии которых вы слышите звук (Ц).
Что понравилось больше всего?
Что вызвало затруднения?