Роль сенсорного воспитания в развитии ребенка 2-3 лет.
Автор: Колесникова Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка детский сад №58 Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: Роль сенсорного воспитания в развитии ребенка 2-3 лет. Раздел: дошкольное образование
развитие
–
это
одно
из
самых
главных
направлений
дошкольного
воспитания:
с
одной
стороны
–
это
фундамент
общего
умственного развития, основа интеллектуального развития, а с другой – оно
имеет
самостоятельное
значение,
так
как
полноценное
восприятие
необходимо для успешного развития ребенка в детском саду и школе.
Дети
раннего
возраста
неусидчивы,
их
внимание
рассеяно.
Поэтому
необходимо закреплять все полученные ими знания в игре.
Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности.
Например, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве
закрепляются,
расширяются
и
уточняются
на
занятиях
изобразительной
деятельностью
(рисование,
лепка,
аппликация)
и
в
п р о ц е с с е
конструирования.
Музыка, пение, пляски создают положительные эмоции. А
положительные
эмоции
–
это
внутреннее
благополучие
малыша,
его
душевное и физическое здоровье.
Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление
представлений об окружающем мире. В играх с предметами используются
различные игрушки. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из
частей,
нанизывать
предметы
(шарики,
бусы),
выкладывать
узоры
из
разнообразных форм.
В раннем возрасте дети знакомятся с 4 основными цветами (красный,
синий, желтый, зеленый) с помощью таких игр как: пирамидки, «Помоги
мышке найти свой домик», «Разложи по коробкам».
В
играх
с
куклами
у
маленьких
детей
формируются
культурно-
гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к
партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор
картинок
по
парам,
и
подбор
по
общему
признаку
(классификация),
и
запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие
разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.
В
возрасте
2-3
лет
можно
привлекать
детей
к
формированию
групп
однородных предметов. Начинать формировать умение различать количество
предметов:
много - один (один - много). Например, можно попросить
ребенка принести один карандаш, много карандашей; принести одну книгу
или много книг. На прогулке можно понаблюдать за листопадом: сначала
много листьев на деревьях, потом становится мало, потом ни одного и т.д.
На
сенсорное
развитие
хорошо
влияют
игры
на
мелкую
моторику.
Например: матрешки, перекладывание игрушек из одного ведерка с крупой в
другое, панно для застегивания и расстегивания пуговиц, шнуровки, игры с
прищепками, игры с водой и песком, мозаика, пальчиковые игры. Практика
показывает, что благодаря таким играм у детей лучше развивается речь.
Сенсорное развитие детей раннего возраста имеет огромное значение,
так как:
оно является базой для дальнейшего развития интеллекта;
позволяет ребенку упорядочить представления о мире, которые он
получает самостоятельным образом;
развивает усидчивость и наблюдательность;
повышает внимательность;
расширяет словарный запас;
положительно влияет на развитие всех видов памяти;
развивает эстетическое чувство.
Планируя
сенсорное
развитие
детей
раннего
возраста
необходимо
учитывать и их характерные особенности, и уровень их развития. Нельзя в
одной
группе
сочетать
малышей
с
разными
показателями:
одни
станут
отставать, другим будет не интересно знать очевидное. Очень важен фактор
усложнения занятий и перехода от простого к сложному. При этом обучение
должно быть последовательным и регулярным.
Предметная
деятельность
на
данном
этапе
является
ведущей,
так
как
оказывает огромное влияние на развитие личности и психику малыша.
Усвоение
сенсорных
эталонов
–
длительный
и
сложный
процесс,
не
ограничивающийся рамками дошкольного детства. От сенсорного развития
ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная
часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения,
связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате
возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в
изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не
может
воспроизводить
образцы
движений
на
занятиях
по
физической
культуре. Поэтому формирование первоначального сенсорного воспитания у
детей раннего возраста и является основой правильного отношения детей к
окружающему миру.