Напоминание

Роль сенсорного воспитания в развитии ребенка 2-3 лет.


Автор: Колесникова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка детский сад №58
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль сенсорного воспитания в развитии ребенка 2-3 лет.
Раздел: дошкольное образование





Назад





МБДОУ Центр развития ребенка детский сад № 58

Статья на тему:

«Роль сенсорного воспитания в развитии

ребенка 2-3 лет».

г.Дзержинск, 2016 год


Сенсорное

развитие
– это одно из самых главных направлений дошкольного воспитания: с одной стороны – это фундамент общего умственного развития, основа интеллектуального развития, а с другой – оно имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в детском саду и школе. Дети раннего возраста неусидчивы, их внимание рассеяно. Поэтому необходимо закреплять все полученные ими знания в игре. Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Например, знания о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) и в п р о ц е с с е конструирования. Музыка, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. В играх с предметами используются различные игрушки. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. В раннем возрасте дети знакомятся с 4 основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый) с помощью таких игр как: пирамидки, «Помоги мышке найти свой домик», «Разложи по коробкам». В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно- гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников. Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация), и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке. В возрасте 2-3 лет можно привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Начинать формировать умение различать количество предметов: много - один (один - много). Например, можно попросить ребенка принести один карандаш, много карандашей; принести одну книгу или много книг. На прогулке можно понаблюдать за листопадом: сначала много листьев на деревьях, потом становится мало, потом ни одного и т.д. На сенсорное развитие хорошо влияют игры на мелкую моторику. Например: матрешки, перекладывание игрушек из одного ведерка с крупой в другое, панно для застегивания и расстегивания пуговиц, шнуровки, игры с
прищепками, игры с водой и песком, мозаика, пальчиковые игры. Практика показывает, что благодаря таким играм у детей лучше развивается речь.
Сенсорное развитие детей раннего возраста имеет огромное значение,

так как:
 оно является базой для дальнейшего развития интеллекта;  позволяет ребенку упорядочить представления о мире, которые он получает самостоятельным образом;  развивает усидчивость и наблюдательность;  повышает внимательность;  расширяет словарный запас;  положительно влияет на развитие всех видов памяти;  развивает эстетическое чувство. Планируя сенсорное развитие детей раннего возраста необходимо учитывать и их характерные особенности, и уровень их развития. Нельзя в одной группе сочетать малышей с разными показателями: одни станут отставать, другим будет не интересно знать очевидное. Очень важен фактор усложнения занятий и перехода от простого к сложному. При этом обучение должно быть последовательным и регулярным. Предметная деятельность на данном этапе является ведущей, так как оказывает огромное влияние на развитие личности и психику малыша. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре. Поэтому формирование первоначального сенсорного воспитания у детей раннего возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.


В раздел образования